Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 4 (142)'11 - Русский язык
Каждая книга должна найти своего читателя



 Наталья Валентиновна Клюкина, заведующая
информационно-библиографическим отделом СПб ГУ ЦБС Кировского района



 В последние годы библиотеки осваивают новые формы работы и
новые технологии. Хорошо это или плохо? Безусловно, те возможности, что
получила библиотека с приходом новых технологий, очень востребованы, но не
стоит забывать и о старых методах и формах работы.


Как правило, новые сотрудники, приходящие на работу в
библиотеку —молодые, «продвинутые», — хорошо знакомы с компьютером, но не
всегда готовы к общению с читательской аудиторией. Одна из причин тому —
падение уровня профессиональной и общей начитанности библиотекаря. Общая
тенденция потери интереса к чтению коснулась, увы, и людей нашей профессии.
Очень злободневно звучат сегодня слова Э. Сукиасяна: «Возьмите в руки книги!
…Тысячи книг вокруг нас. Не ограничивайте себя. Зная литературу, вы можете
рекомендовать её своим читателям» (Сукиасян Э. Не голова, а ума палата //
Библиотека.— 2006.— №7.—С. 51–52).



Непрерывное образование подразумевает, что библиотекарь
отслеживает профессиональные публикации. Увы, у библиотекарей нет времени для
знакомства со всеми новыми изданиями. Выходом являются обзоры публикаций, которые
для сотрудников библиотеки проводят библиографы или методисты. Как правило, это
обзор профессиональной прессы —журналов «Библиотечное дело», «Библиотека»,
«Новая библиотека», «Молодые в библиотечном деле» и др. Неотъемлемой частью
повседневной работы является обзор новинок или просмотр новой литературы.



А как обстоят дела с библиографическими обзорами,
ориентированными на читательскую аудиторию? Словосочетание «библиографический
обзор» звучит привычно для специалистов библиотечного дела, но для читателя оно
суховато и скучно. Нужно ли проводить обзоры книг в современной библиотеке? Не
раз приходилось слышать и читать о том, что эта форма работы уходит в прошлое.
Грустно, если это так, ведь обзор способствует встрече читателя и книги.



Какие книги наиболее востребованы? Как рассказывать о них?
Вопросов много, и каждый раз, подготавливая рассказ о том или ином издании, мы
ищем на них ответ с учётом особенностей конкретной книги. Мы не можем объять
необъятное, но можем рассказать о тех книгах и журналах, которые не должны
пройти мимо читателя. Это не просто наше желание — это наша обязанность.
«Каждая книга должна найти своего читателя»— мысль не новая, но именно она
лучше всего отражает задачи библиографического обзора.



Обзоры могут быть самыми разными, но одна черта у них должна
быть общей: они должны быть интересными. Казалось бы, чего проще — рассказать о
новых поступлениях, — однако задача эта не так проста, как представляется. Для
того чтобы обзор состоялся и достиг своей цели, круг изданий, о которых
планируется рассказать, следует ограничить 10-15 изданиями, остальные можно
представить на выставке новых поступлений. Такой обзор требует немалой
эрудиции, так как разговор пойдёт о книгах из совершенно разных областей
знаний. Не обязательно собирать большую аудиторию, можно обращать внимание
читателей на новые книги прямо возле стеллажа или выставки новых поступлений.



Несколько слов о тематическом обзоре. Нередко он
превращается в лекцию по заданной теме, а книги лишь иллюстрируют рассказ.
Следует помнить о том, что задача такого обзора не раскрытие темы, а
привлечение внимание читателей к книгам, выявить различия или общие моменты в
освещении темы в разных изданиях и разными авторами. Сравнивать и анализировать
произведения, подмечать наиболее интересные мысли автора — занятие
увлекательное, но важно привлечь внимание читателя в первую очередь к книгам.



Обзор книг, получивших литературные премии года, тоже имеет
свои особенности. В последнее время многие произведения, удостоенные премий, не
только неизвестны читателям, но и подаются на конкурс в рукописях. Найти,
прочитать эти книги, а потом и рассказать о них — всё это требует значительных
временных затрат и серьёзной подготовки. И как быть, если книга, получившая
престижную премию, не вызывает, мягко говоря, восторга? Вот тут и встаёт вопрос
о профессионализме, объективном или субъективном подходе. Самое простое —
рекомендовать книгу, которая тебе самому по душе, но часто требуется рассказать
о произведении, не привнося своих субъективных оценок. Можно подобрать
высказывания литературных критиков и журналистов об этой книге, ознакомить
аудиторию с отзывами читателей, уже знакомых с произведением, рассказать о
личности автора и других его произведениях. Надо быть готовым к самым
неожиданным читательским вопросам, особенно, когда имеешь дело с подготовленной
аудиторией (а подготовленная аудитория — это не всегда люди, профессионально
связанные с книгой). В каждой библиотеке есть постоянные читатели, которые сами
могут рассказать немало интересного. Они приходят на обзор не только получить
информацию о книгах, но нередко и поспорить, и в таком случае обзор плавно
перетекает в дискуссию. Увы, таких читателей не так много. Молодое поколение
читателей чаще всего приходит за информацией, общение и обмен мнениями с
библиотекарем и другими читателями им пока не столь важны. Тем более молодёжная
аудитория не должна оставаться вне поля нашего зрения. Молодёжь редко приходит
на обзоры по собственной инициативе; чаще в сего это встреча в рамках учебного
плана. С такой аудиторией справиться непросто, но даже среди таких слушателей
всегда найдутся люди заинтересованные. Бывает, что целый класс оказывается
благодарной аудиторией, и в этом случае хочется сказать большое спасибо
педагогам, которые не только сами не мыслят жизнь без книги, но и своим
воспитанникам сумели привить любовь к чтению.



Отдельно хочется остановиться на обзорах публикаций в
литературно-художественных журналах.



Прошло то время, когда читатели записывались в очередь,
чтобы прочитать свежий номер «Нового мира», а каждая новая публикация долго
обсуждалась и воспринималась как очень важное событие. Сейчас многие читатели
забыли об этих журналах, а многие и вовсе не подозревают, что такие издания
существуют. Рассказывать о журналах и интереснее и труднее, чем о книгах.
Интереснее, потому, что в них под одной обложкой оказываются собраны очень
разные материалы: от поэзии до публицистики. Сложность же такого рассказа
состоит в том, что отсутствуютпривычные аннотаций, практически невозможно найти
какую-либо дополнительную информацию об этих произведениях или новом авторе.
Здесь важен профессиональный опыт и эрудиция библиографа, помощи ждать
неоткуда. Очень радостно, когда новое произведение, о котором ты рассказал
читателю, в дальнейшем отмечается престижной премией, удостаивается
положительных отзывов со стороны критиков и читателей. Слушатели ценят тот
факт, что библиотекарь часто оказывается первым, кто помогает составить
представление о только что напечатанном произведении, потому на обзорах часто
конспектируют рассказ ведущего, записывают названия тех произведений,
которые  захотелось прочитать. Сейчас у
нас появилась возможность делать компьютерные презентации, подкреплять рассказ
визуальным рядом. К каждому обзору мы стараемся подготовить буклеты:
тематические или персоналий. Например, буклеты посвящённые премиям и их
лауреатам: «Национальный бестселлер»; «Русский Букер», «Большая книга».
Отдельные буклеты посвящены творчеству писателей: Л. Улицкой,



З. Прилепину, Д. Рубиной и др. Много лет мы выпускаем
буклеты из серии «Лучшие публикации в литературно-художественных журналах».



Библиограф должен не только увлекательно рассказать о
прочитанном, заинтересовать своих слушателей, но и уверенно пользоваться компьютерными
программами, чтобы подготовить презентацию, разработать, оформить и отпечатать
буклет.



Ежегодный обзор литературно-художественных журналов
готовится особенно тщательно. Красочная афиша, пригласительные билеты —
необходимые элементы такого мероприятия. Чаще всего на обзор приходят
постоянные читатели библиотеки, преподаватели литературы школ района,
старшеклассники и студенты, но иногда аудитория оказывается неожиданной,
например, коллектив Междугородной телефонной станции или Социальный Дом для пожилых
людей. Не было случая, чтобы мы не откликнулись на приглашение провести
«выездной» обзор.



Работа по подготовке и проведению библиографического
обзора—это творческий процесс, приносящий большое удовлетворение, побуждающий к
совершенствованию и развитию.



 





Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы