Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 5 (143)'11 - Игра
ИГРАЧ в АКМЕ-ЧТЕНИИ



.  Валентина
Александровна Бородина, профессор кафедры библиотековедения и теории чтения
Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, доктор
педагогических наук



Сергей Михайлович
Бородин, доцент Санкт-Петербургского государственного университета технологии и
дизайна, кандидат технических наук



 Название статьи — игровая провокация в контексте темы
журнала. Она основана на расшифровке аббревиатуры. Придумайте сами варианты. А
вот наш. ИГРАЧ (Игровая Гармонизация Развивающегося Читателя) в АКМЕ-ЧТЕНИИ
(Активной, Конструктивной, Междисциплинарности, Если Читатель Творческий, Если
Находчивый, Интеллектуальный, Инновационный).


 



Напомним, что «акме» — это вершина, расцвет, самый высокий
уровень достижения чего-либо.



Тема «Читаем, играя. Играем, читая» оригинальна и
своевременна. В последние годы появилось много публикаций, разработок,
самостоятельных журналов (например, «Читаем, учимся, играем», «Книжки, нотки и
игрушки для Катюшки и Андрюшки»), но как всё это повлияло на приобщение к
чтению, на количество читающих, на качество чтения? Какова сверхзадача?
«Выиграть» Читателя — метафора Н. К. Сафоновой. А не получается ли с точностью
до «наоборот»: «заиграть» и «проиграть» Читателя?



Десятилетие PISA в России не подтверждает эффективность
бурной «викторинно-фестивальной» деятельности библиотек. Да и не только
результаты PISA, но и социологические исследования по чтению, и реализация
Национальной программы поддержки и развития чтения. «Ситуация в сфере чтения
ухудшилась по всем параметрам», — констатирует Е. И. Кузьмин.1



Заданные вопросы далеко не риторические. Всем понятно, что
нужна мера, золотая середина, чтобы праздники чтения не превратились в
упразднение чтения. Чтобы формула «Читаем, играя + Играем, читая» равнялась
итогу — «Развиваемся и повышаем качество чтения, достигаем уровень АКМЕ в
читательском развитии на каждом онтогенетическом этапе!»



Действительно, в реальной жизни современного человека «игра»
как таковая, как метафора, как образ жизни, как концепция учения, обучения,
образования, воспитания, развития, социализации, в том числе человека как
читателя занимает значительное место. «Что наша жизнь? — Игра!». Homo Ludens
(Человек играющий); «Люди, которые играют в игры». «Игры, в которые играют
люди».2



Игра — это эмоции, ирония, сарказм; это фольклор и притчи;
это ассоциативный интеллект, творчество, воображение; это разгадка загадки
зашифрованных смыслов; это развитие человека, его языка, речи, психики,
личностных качеств; это гармонизация семиотического пространства, в котором
находится читатель. Игры Читателя с текстами — это не только средство
читательского развития, но и формирование перспективного человека, для которого
чтение — «стратегия жизни».



Игра с самого рождения входит в нашу жизнь и сопровождает
всю жизнь человека читающего (воспринимающего, понимающего, соучаствующего и
сопереживающего). Человек родился! Он сразу заявляет о себе криком. Его крик
«как предтеча речи»: Читатель родился! Совсем немного теории для обоснования
начала игровой деятельности в младенческом периоде для развития речи и мышления
будущего Читателя.



Карл Бюлер писал: чтобы понять, как ребёнок научается
говорить, начинать надо с изучения крика новорожденного, который функционирует
с первой минуты жизни, но непосредственно речь ребёнка происходит не из крика,
а из лепета.3 От взрослого ребёнок получает и удовлетворение потребностей, и
все развлечения, вызываемые переменой положения, игрой, уговариванием. Ребёнок
реагирует и откликается на созданный мир переживаний. Лингвистическая ценность
доречевого периода развития ребёнка в том, что для развития языковой
составляющей необходимо развитие коммуникативной. Собственно детская речь
появляется тогда, когда окружающий мир приобретает для ребёнка смысл. Для этого
надо, чтобы взрослые наполнили этот мир переживаниями и создали ребёнку
коммуникативную среду. Это возможно сделать преимущественно через игру и в
игре, не забывая, что в младенчестве развитие речевой деятельности тесно
связано с формированием двигательной активности.



В работе М. М. Кольцовой «Ребёнок учится говорить»
отмечается, что



И. П. Павлов выдвинул учение о двух сигнальных системах
действительности: первой — общей у человека и животных, и второй — свойственной
только человеку. Их он объединил в понятие о второй сигнальной системе, или
системе человеческой речи и человеческого отвлечённого, абстрактного мышления.
Вторая сигнальная система, находясь в неразрывной связи с первой, обеспечивает
у человека образование слов «произносимых, слышимых и видимых». Мозг И. П.
Павлов называл «органом приспособления к окружающей среде». Он обеспечивает
связь организма с окружающим его внешним миром, даёт возможность приспособиться
к условиям среды.



Ребёнок начинает тренировать свой речевой аппарат с
полуторамесячного возраста, издавая всё более сложные звуки и звукосочетания,
которые называют предречевыми голосовыми реакциями. В них много звуков, которые
позже будут элементами членораздельной речи. У всех нормально развивающихся
детей существует определённая последовательность в развитии предречевых
реакций:



 



Таблица 1.



Речь формируется из гласных и согласных звуков. Лепет связан
с ритмическими движениями: ребёнок ритмически взмахивает руками (часто стучит
при этом игрушкой) или прыгает, держась за перила кроватки (манежа). При этом
он выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются,
умолкает. Очень важно давать ребенку свободу движений — это способствует не
только тренировке его моторики, но и развитию «предречевых» артикуляций.



По мере взросления ребёнка речевое развитие в сочетании с
движениями всё так же важно. Так, М. М. Кольцова приводит такой пример. Бабушка
ставит девочку на пол, давая ей переступать ножками: «Топ-топ! Катя топ-топ!»
Через какое-то время Катя уже сама заявляет о желании походить по полу, говоря
слова: «Топ-топ!»



Игры, сочетающие движение и речь весьма полезны с
младенцами. Как правило, используются народные игры с пальчиками. Хорошо
известны, такие как «Коза рогатая», «Ладушки», «Сороки-белобоки». Важно
продолжать поиски игр, направленных на механизмы, которые дадут людям ещё
большую власть над ходом развития речи и словесного мышления — этой
«чрезвычайной прибавки на уровне человека»!4



Многие игры стимулируют эмоциональное развитие ребёнка,
делают его более чувственным и чутким; организуют восприятие младенца (он
становится внимательней и наблюдательней); стимулируют речевое развитие;
формируют коммуникативные навыки пока в диаде «мать–дитя» («взрослый-ребёнок»).
Игры должны соответствовать возрасту ребёнка, быть подходящими для конкретного
младенца, использовать их надо в течение всего дня.



Для этого возраста и далее (от года до семи лет) накоплен
огромный арсенал игр, направленных на развитие ребёнка в целом и как Читателя.
Опыт игрового развития предстоит ещё обобщить, а пока привлечём внимание
специалистов в области чтения к методу П. В. Тюленева «Читать раньше, чем
ходить». Это информация к размышлению о возможностях реализации игровой
концепции в читательском развитии дошкольника.



Метод П. В. Тюленева — метод интеллектуального развития
(МИР) был создан в 1995 году.5 Считается, что применение МИР позволяет
научиться читать ещё в ползунковом возрасте, а к восемнадцати годам можно
получить два-три высших образования или защитить диссертацию, то есть стать
полноценным, высокооплачиваемым специалистом. Как считает П. В. Тюленев, любой
ребёнок в состоянии обучиться свободному чтению до двух лет. А начальные
элементы чтения (по слогам, чтение отдельных простейших слов) достигаются ещё
раньше — в девять-двенадцать месяцев.



Три кита МИР. Начинать надо с рождения. Особая развивающая
среда — это обучение без научения. Она подталкивает развитие ребёнка и
подразумевает добровольность обучения, самообучения с помощью игрушек,
специально подобранных для обучения.



Самый важный навык — чтение, девиз формирования которого —
«Читать раньше, чем ходить». Констатируется, что чтение — один из наиболее
общих показателей развития человека. Именно оно открывает путь в мир
информации, позволяет ускоренно развиваться в раннем возрасте.



В системе Тюленева есть понятие — «Класс-мир» (определённый
этап развития ребенка). У каждого своя программа, требования. Класс-миров
десять. В первый Класс-мир малыш пойдёт сразу после рождения, На освоение
чтения отводятся первые пять Класс-миров — от рождения и до двух лет.



1. С рождения до 2 месяцев. Ребёнок пока ещё «смотрунок» —
может только разглядывать окружающие предметы. Детская кроватка — это первая
микрошкола малыша. Родители должны оборудовать её, организовать учебный
процесс. В этой микрошколе малыш будет учиться четыре первых из десяти классов
в системе МИР!



2. 3-5 месяцев. Ребенок становится «трогунком». На этой
стадии нужно следовать правилу: «Трогать буквы раньше, чем другие предметы».
Для мозга всё равно, читать глазами или руками. В кроватке развесить буквы так,
чтобы малыш смог до них дотянуться.



3. От 3 месяцев до полугода. Наступило время «пластунка», а
организовать окружение малыша надо так, чтобы младенец ползал именно за
буквами, а не за какими-то другими предметами. Малыш доползает до буквы, берёт
её в ручку и передаёт взрослому, который громко её называет или пропевает,
хвалит ребёнка. Только после этого предоставляется ему другое занятие: ползать
и собирать кубики, игрушки или пособия. Так реализуется одно из правил МИР:
«Читать раньше, чем играть».



4. От 6 месяцев до года. Статус — «сидунок». Возможности
резко увеличиваются. Непрерывно играет сидя, осваивает движения руками:
разбирает и собирает, перебирает открытки с буквами и изображениями. «Чтение»
во время еды Тюленев назвал «кормлечтение». Подбираются книжки с картинками и
крупными подписями. На них изображены продукты: аппетитные яркие ягоды, овощи,
фрукты. Показывая малышу картинку, одновременно выразительно и темпераментно
произносить слово-подпись, при этом надо причмокивать, облизываться, всячески
демонстрировать, что предмет на картинке съедобный и очень вкусный.



5. От года до 2 лет (от начала хождения и до двух лет).
Статус — «ходунок». Ребёнок знает все буквы и может прочесть маленькие
словечки. Ему предоставляется пишущая машинка или компьютер с печатающим
устройством. Это необходимая игрушка в методике Тюленева. Считается, что
ребёнку проще научиться писать, чем читать. Печатать сможет любой ребенок.
Дальше малыш печатает или набирает коротенькие, из нескольких слов тексты.
Тюленев считает, что программа Класс-мир 5 соответствует программе первых двух
классов обычной начальной школы! Считается, что обучение чтению как таковому
уже закончено. Ребёнок читает. Задача родителя лишь направить приобретённый
навык в нужное русло.



Существует и множество других подходов в обучении чтению
детей в раннем периоде на основе игр.6



Мы используем подход, который концептуально проходит сквозь
все периоды читательского развития в онтогенезе. Познакомиться с ним можно по
работам.7 Ввели понятие «Лего-чтение». Ведь Лего — это игра. Чтение — игра
эмоциональная, интеллектуальная и предметно-деятельная. Чтение можно
рассматривать и как самостоятельное интеллект-шоу.



Откуда истоки? Ещё в самом конце 60-х–начале 70-х годов XX
века в рамках обучения «Динамическому чтению» нами использована концепция Г.
Айзенка.8 На основе его тестов разработаны задания, включенные в занятия по
динамическому чтению. Материал для них создавался заново в зависимости от целей
и задач обучения, контингента обучаемых. Они имели одновременно и
диагностический, и развивающий характер. Так реализовывалась концепция «Познай
и создай себя, Читатель!». Обязательно включена рефлексия в игровой форме.
Убедиться в этом можно, посмотрев, например, работы9 и многие отдельные статьи
в разных журналах. Содержание абсолютно разное, но сохраняется игровая
концепция. Формула такая: «Любое предметное знание в форме игры». Но типы
игровых упражнений и интерактивного общения самые разнообразные. Практически
все типы игр присутствуют на каждом мероприятии в библиотеке, на уроке в школе,
на практическом занятии в вузовском обучении.



Содержание технологии читательского развития укладывается в
такое «проблемное поле»:



• диагностика и самодиагностика читательского развития;



• методики анализа учебных текстов;



• приемы психофизиологической коррекции восприятия текста;



• способы смыслового свёртывания текста;



• методика развития смыслового прогнозирования;



• рационализация запоминания;



• активизация общеобразовательной и профессиональной
лексики;



• стратегия и тактика сплошного и выборочного чтения;



• методика комплексного развития качеств личности в процессе
чтения;



• самоанализ и самооценка достигнутых результатов;



• методика саморазвития читателя.



Она базируется на принципах востребованности, включённости,
воспроизводимости, вариативности, валеологичности.



Учитывается и правило трёх Д: для ДЕЛА, ДОСУГА, ДУШИ.



Библиотечное сообщество широко ознакомилось с нашей
методикой на практике в конце 70-х годов XX века10, и стала внедряться локально
в вузовское библиотечное образование и библиотечную практику (в Ленинграде,
Новосибирске, Самаре). Кроме этого, большая работа велась во многих городах
СССР в рамках деятельности общества «Знание».



Профессиональное читательское сообщество, безусловно,
озабочено снижением качества воспроизводства культуры чтения. Оно ищет разные
пути-дороги активизации интереса к чтению, изменения мотивации к процессу и
результату воспроизведения культуры чтения. Можно утверждать, что в решении
этих задач за последние годы значительно вырос интерес к реализации на практике
игровой концепции в обучении чтению. Особенно это касается детей. Оно и
понятно, поскольку игра с момента рождения человека является ведущим видом
деятельности. И в дальнейшем она включена в учение и труд. Не случайно
появились деловые игры. Игра рассматривается и как общение и познание. Само
понятие «игра» вроде бы очевидное, но далеко не такое простое, как может
показаться на первый взгляд. В дискурсе об игре встречаем гиперболическую
интерпретацию: «Игра — это жизнь». В словарях нет ясного и чёткого понимания
термина «игра». Слово общеславянское, не имеет общепринятой этимологии.
Применительно к чтению игры моделируют психическую деятельность человека в
работе с различными текстами. Они развивают многие качества читателя, способствуют
становлению и развитию личности.



Специалисты выделяют разные виды игр.



Дидактическая (поучительная) — специально созданная игра,
выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую в игровой ситуации за
игровыми действиями.



Интеллектуальная игра — вид игры, основывающийся на
применении интеллекта и/или эрудиции. Требуется отвечать на вопросы, решать
какие-либо задачи, включая многие познавательные способности.



Литературная игра — игра с текстом, с целью модификации
существующего текста или создания нового, проверки литературной эрудиции.
Литературная игра — понятие, вызывающее ассоциации с литературными конкурсами,
викторинами, кроссвордами по прочитанным произведениям.



Словесные игры, предметом которых являются отдельные слова
или конструкции, как правило, не имеющие сюжетной или смысловой основы.



Словесно-дидактические игры. В такой формулировке очевиден
акцент на обучающей функции. Такие игры могут многое формировать. Например,
совершенствовать чувство ритма, грамматические умения, тренировать память,
воспитывать внимательность и наблюдательность, активизировать воображение,
развивать ассоциативное мышление и эстетическую сторону психики. Они
практически могут быть включены в каждое мероприятие библиотеки по продвижению
чтения игрового характера, в каждый урок в школе.



Психологические игры. Их достаточно много в обучении чтению.
И направлены они на развитие разных психологических качеств личности
(восприятие, внимание, мышление, память, воображение, антиципация и др.).



Сложность в определении классификации игр заключается в том,
что они не всегда могут быть распределены по одному основанию. Словесные и
литературные игры могут быть одновременно интеллектуальными и дидактическими, а
также культурологическими. Если рассматривать игру как способ освоения окружающего
мира, представленного в текстах как продукте речевой деятельности, нельзя не
отметить, что она включает в себя психическую деятельность человека как
инструмент познания. Следовательно, все психологические качества личности
выступают не только как условие, но и как продукт игровой деятельности и
общения. Содержательно в читательскую деятельность (шире — текстовую
деятельность) входят литературоведческая и культурологическая составляющие в
контексте онтогенеза и филогенеза.



Основой личностного роста читателя является тренинговая
система развития с учётом онтогенетического этапа читательского развития
личности. По инструментарию эта система является психолого-педагогической
игрового характера, а по содержанию включает предметное знание в разных типах,
видах и жанрах текстов (отраслевой и художественной тематики), относящихся к
различным историческим периодам. Целью тренинга на каждом этапе является
достижение максимально высокого уровня читательского развития для каждого
индивида, субъекта читательской деятельности. Оно необходимо для общего
развития, успешного освоения внешнего мира через информацию в непрерывном
образовании. Игры в чтении делают мир человека богаче, интереснее, наполняют
необычайными открытиями, позволяют непрерывно выходить за рамки своего «Я».
Ребёнок, ещё не умеющий читать, — своеобразный читатель, он — слушатель и
зритель, а «читает» с помощью взрослых. И от них во многом зависит то, какое
отношение возникнет к чтению у ребёнка, и станет ли он настоящим, увлечённым,
созидающим читателем.



Родители и воспитатели детских образовательных учреждений
должны хорошо знать психический механизм чтения и уметь формировать его в форме
игры как совместную и индивидуальную работу ума и сердца. Продолжить такую
работу должна школа, а совершенствоваться в рамках профессионального
образования и самообразования. При этом концепция игрового подхода в
читательском развитии во всех содержательных блоках и для всех категорий
читателей будет сохраняться. Игры в чтении — это школа мотивации, актуализации
читательского опыта и культуры, школа восприятия, внимания, воли, памяти,
мышления, ассоциаций, воображения, эмоций и чувств, лексического опыта,
общения, рефлексии.



Основное содержание программы читательского развития связано
со структурой личности, её психологическими особенностями. Пусковым механизмом
в приобщении к чтению, воспитании любви к нему, формировании системы установок
на чтение как значимое и необходимое явление жизни выступает направленность
личности. Исходной точкой читательского развития является мотивация
потребности, возможность перехода от «надо» к «хочется», его психологической
поддержке, чтобы реализовать на психологически комфортной основе «готов»,
«могу», «делаю» и «сделал» Я сам.



Существует множество игр и игровых приёмов для актуализации
имеющегося опыта чтения и возбуждения интереса к работе с конкретным текстом, а
затем и активной, творческой работы со многими текстами, осознания её
результатов на основе рефлексии. Важное качество игры — постоянный контроль над
процессом чтения, его результатами в игровой деятельности «здесь и сейчас»,
рефлексия индивидуальных и групповых результатов и самого процесса чтения.



Коллекция игр обширна. Целый блок их традиционно связан с
ответами на вопросы «Кто, что, когда, где, как и почему?». Другие игры
ориентированы на развитие прогностических умений, смысловое свёртывание,
ассоциативное мышление, поиск и моделирование информации и т. д.



Рамки данной статьи не позволяют ознакомиться со всеми.
Приведём некоторые примеры из практикума по читательскому развитию. В них
реализуется принцип единства в развитии «Познай и создай себя».



Игры на основе пропущенной информации. Пропускаются буквы,
слоги, слова, предложения, разные фрагменты текста, абзацы. Реализуется принцип
«лестницы», усложнение материала по мере роста читательских умений. В
выполнении этих упражнений игрового характера используется способность к
антиципации, догадке, предвосхищению, и она же развивается. В результате
ускоряется процесс понимания, согласованность в восприятии графического образа
слова и предметно-понятийного его значения в целостном тексте, расширяется и
смысловое поле, формируется чувство контекста как важной составляющей понимания
в процессе чтения. Всё это происходит исподволь, не в лоб, и постепенно по мере
усложнения заданий.



Метод пропущенных слов используется и в целях формирования
ритмических умений в чтении стихотворений. Он же хорош и для запоминания
нужного текстового материала. Этот игровой метод проверяет начитанность, знание
ранее прочитанного текста, чувство рифмы, словарный запас и лексический опыт.



В ходе игры тренируются и развиваются многие качества
личности. Результат игры расширяет эрудицию, увеличивает словарный запас,
расширяет культурологический и литературоведческий опыт, способствует
приобретению предметного знания и инструментального.



Приведём примеры. Даются стихотворные строки и отрывки или
отдельные предложения из прозы, в которых пропущены слова. Применяем два
варианта. Первый — свободный подбор слова; второй по типу тестовой методики.



На кляче тощей и косматой



Сидит ________ бородатый.



После ответа на основе множественного выбора предлагается
четыре варианта (извозчик, кучер, форейтор, ямщик). Все ответы обсуждаются, к
ним даётся комментарий. Объясняется значение слова, задаётся вопрос, почему же
он (тот, кто сидит на кляче) бородатый. Ответ связан с культурологическим
анализом. Ещё пример:



Читал охотно Апулея,



А Цицерона ________.



Слово во второй стихотворной строке подсказывается знанием
грамматики. Союз «А» предполагает противопоставление. Если в первой строчке
положительное значение, то во второй — отрицательное (не читал). Аналогичный
пример из прозаического текста: «Всё задумалось вечерней думой. _________ и
Капитон Иванович». При этом 50% читателей не опираются на, казалось бы,
очевидную грамматическую подсказку. Скорей всего, причиной тому невнимательное
отношение к тексту. После выполнения таких заданий следующие выполняются
правильно, где есть аналогичные грамматические подсказки. Эти игровые приёмы с
восстановлением пропущенных слов на художественных текстах (прозаических и
поэтических) развивают внимание к художественному слову, совершенствуют
художественное чутьё, образность в речи, художественную догадку. На текстах
отраслевой тематики развивается смысловое прогнозирование, способность выявлять
подтекст, мыслительные и мнемические качества личности читателя. Улучшается
качество понимания, растёт скорость осмысления содержания текста. Дополнительно
можно задавать вопросы на знание текста, внимательное отношение к нему.



Запоминание нужной текстовой информации. На основе
использования методики пропущенных слов весьма продуктивно, непроизвольно и
психологически комфортно запоминается сложный и трудный материал.
Совершенствуется мнемическая деятельность. Для запоминания нужного материала
можно воспользоваться игровым приёмом «кольцевая почта».



Прогноз по названию сказки, стихотворения, рассказа, любого
текста в практике чтения используется часто. Прогноз как игра со словом,
словами в общении ребенка с взрослым, детей с детьми, взрослых со взрослыми.
Чем больше рассуждений по поводу названия с аргументацией, тем больше разных
сторон освещается, шире становится прогнозируемый контекст. При этом
развиваются мышление и речевые умения, активизируются словарный запас и
лексический опыт, формируются прогностические способности и умения чувствовать
слово, эмоционально его переживать. Взять любое название текста, которое ещё не
читалось, и поиграть с ним. Обязательным к предлагаемым суждениям должна быть
аргументация «почему». По окончанию чтения проверка — совпал ли прогноз с описанными
событиями. Прогнозируется содержание не только художественных текстов.



Контроль и рефлексия является одной из сущностных
характеристик игры. Даёт возможность осознать влияние эмоционального мышления
на промежуточный и конечный результат. Используются методики, приёмы для оценки
игрового характера в интерактивном режиме.



Смысловое свёртывание. Имеется множество разнообразных игр,
направленных на смысловое свертывание. Придумать название прочитанному тексту —
приём, противоположный прогнозу по названию как смысловому развертыванию.
Придумывание названия относится к смысловому свёртыванию, к формированию умения
адекватно и лаконично выразить содержание текста. Все варианты названий
озвучиваются и обсуждаются в группе, классе. Затем называется авторский
вариант. Иногда получается название, весьма оригинальное и вместе с тем
адекватное, а порой лучше авторского.



«Шифрограмма» — игровое упражнение, которое привлекает
внимание детей и взрослых. Оно тренирует восприятие, внимание, способность
находить в зашумленном тексте любую информацию в соответствии с целями и
задачами чтения. Формируются умения поискового чтения. Используется шифрограмма
на всех трёх фазах чтения (до, во время и после чтения). В основе идеи создания
шифрограмм лежит тест Мюнстерберга.



В зависимости от возраста и уровня развития читателя
определяется и сложность шифрограммы. На этапе до начала чтения шифрограмма
используется для возбуждения интереса и привлечения внимания к работе с
текстом. Во время чтения — для эмоциональной подзарядки, психологической
разрядки, промежуточного закрепления изучаемой темы и других задач. По
окончанию чтения её можно применять и для контроля, и для оценки, и для
закрепления какой-либо части прочитанного. Активный поиск информации в
усложненных условиях активизирует перцептивную, мыслительную и мнемическую
деятельность, которые являются частью читательской деятельности. Одновременно
это упражнение развивает и личностные качества читателя.



Шифрограмма может быть и в рисуночном варианте. Задача:
найти заданную фигуру, рисунок, какой-либо фрагмент внутри «большого»
контекстного изображения, иллюстрации к тексту. В результате к развитию
восприятия, внимания, наблюдательности добавляется возможность развивать
способность «видеть» и воспринимать информацию в разных кодах, определять
соответствие между словом и образом, уметь познавать мир в слове и образе.



Перевод образа в слово и слова в образ. Игры этого типа
развивают лексический опыт, речь, умение кратко и емко выражать смысл образа в
слове, способности к воображению.



Словесно-дидактические игры в читательском развитии активно
используются Их достаточно много, и они разнообразны. К тому, что уже
говорилось выше, такие игры развивают литературоведческие умения,
осведомленность в круге чтения, увеличивают словарный запас, активизируют
многие познавательные процессы.



Вспомнить названия художественных произведений, содержащих:



• антитезу («Война и мир». «Толстый и тонкий». «Отцы и
дети». «Живые и мёртвые». Продолжить. Указать авторов).



• оксюмороны («Живой труп», «Живые мощи», «Горячий снег»,
«Оптимистическая трагедия»).



• причину и следствие (Преступление и наказание. Горе от
ума…) и др.



Найти стихотворения и прозу, в которых есть синонимы,
антонимы, аллитерация, оксюмороны. Желательно добавить собственные.



Пример использования.



Синонимы в художественном тексте



«— Умерла Клавдия Ивановна, — сообщил заказчик.



— Ну, царство небесное, — согласился Безенчук.



— Представилась, значит, старушка... Старушки, они всегда
преставляются... Или богу душу отдают, — это смотря какая старушка. Ваша,
например, маленькая и в теле, — значит, преставилась. А, например, которая
покрупнее да похудее — та, считается, богу душу отдаёт..



— То есть как это считается? У кого это считается?



— У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина
видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считаетесь, ежели, не дай бог,
помрёте, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой
гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник,
например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул.
Но самые могучие, когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства
кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: “А наш-то, слышали,
дуба дал”.



Потрясённый этой странной классификацией человеческих
смертей, Ипполит Матвеевич спросил:



– Ну, когда ты помрёшь, как про тебя мастера скажут?



— Я человек маленький. Скажут: “гигнулся Безенчук”. А больше
ничего не скажут. — И строго добавил: — Мне дуба дать или сыграть в ящик —
невозможно: у меня комплектация мелкая...”»



(И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев).



Антонимы в поэзии



Полюбил богатый — бедную, Дума за думой, волна за волной —



Полюбил учёный — глупую,Два проявленья стихии одной:



Полюбил румяный — бледную,В сердце ли тесном, в безбрежном
ли море,



Полюбил хороший — вредную:Здесь — в заключении, там — на
просторе, -



Золотой — полушку медную.Тот же всё вечный прибой и отбой,



(М. Цветаева) Тот же всё призрак тревожно-пустой.



(Ф. Тютчев)



Аллитерация



Сквозь шлюзы жалюзи.



Загадка зги загробной.



Как бронзовой золой жаровень,



Жуками сыплет сонный сад.



Реже-реже-ре-же ступай, конькобежец



В беге ссекая шаг свысока.



На повороте созвездьем врежется



В небо Норвегии скрежет конька.



(Б. Пастернак)



 



Запись слов на определённые буквы, темы; к существительному
прилагательные, глаголы; к глаголу наречия.



Примеры.



«– Какие слова начинаются на “а”? — спросил активист.



Одна счастливая девушка привстала на колени и ответила со
всей быстротой и бодростью своего разума:



– Авангард, актив, аллилуйщик, аванс, архилевый, антифашист!
Твердый знак везде нужен, а архилевому не надо!



– Правильно, Макаровна, — оценил активист. — Пишите
систематично эти слова…



– Пишите далее понятия на “б”. Говори, Макаровна!



Макаровна приподнялась и с доверчивостью перед наукой заговорила:



– Большевик, буржуй, бугор, бессменный председатель, колхоз
есть благо бедняка, браво – браво – ленинцы!…



– Бюрократизм забыла, — определил активист. — Ну, пишите. А
ты, Макаровна, сбегай мне в церковь — трубку прикури…



– Давай я схожу, — сказал Чиклин. – Не отрывай народ от
ума».



(А. Платонов. Котлован)



 



Какое Чтение?



Трудно-доступное,



Творчески тайное,



Вечно живущее



И умирающее.



Вновь возрождаемое,



Вечно свободное,



Но и подвластное.



Связано узами,



Окрылённое музами.



Как зебра в полосочку:



То отвергаемое и ненавистное,



То обожаемое, очень любимое;



К тайнам манящим,



Что в текстах сокрыто.



Вечное чтение



С разных носителей.



(В. А. Бородина)



 



Ключевые слова в поэзии. Их специальный поиск расширяет
представления читателя о круге чтения, заставляет задуматься о роли лексики в
поэзии, лингвистической основе поэтических текстов, демонстрирует смысловую,
эстетическую и эмоциональную ёмкость поэтического произведения, формирует
ритмичность и музыкальность в восприятии.



 



Сетки, сумки, авоськи, кульки



шапки, галстуки, сбитые набок.



Запах водки, хвои и трески,



мандаринов, корицы и яблок.



Хаос лиц, ...



(И. Бродский)



 



Горы, страны, границы, озера,



Перешейки и материки,



Обсужденья, отчёты, обзоры,



Дети, юноши и старики ...



(Б. Пастернак)



 



Рябину



Рубили



Зорькою.



Рябина —



Судьбина



Горькая.



Рябина —



Седыми



Спусками...



Рябина!



Судьбина



Русская.



(М. Цветаева)



 



Оксюмороны: «весело грустить» (А. Ахматова), «убогая
роскошь»



(Н. Некрасов), «грустная радость»



(С. Есенин). В них «остроумная глупость» в игре слов с
противоположным значением, образующих новое смысловое целое, иные смыслы.
Читатель осваивает стилистический приём соединения в речи противоположных
понятий; совершенствует литературоведческую составляющую в определенном
культурологическом пространстве.



Ассоциативное поле текста. Сравнение содержания текста с
музыкой, живописью, цветом, архитектурой, скульптурой: задания на актуализацию
ассоциаций по конкретному тексту. Расширение семиотического пространства
читаемого. Построение карты ассоциаций текста.





Слова-ориентиры (гиды, путеводители), их поиск в знакомом и
не знакомом текстах. Они существенно помогают рационализации чтения,
экономизации времени, обучение умению видеть структуру текста.



Построение тезаурусных моделей и многие другие
словесно-дидактические игры.



Игра «поиск». Задания могут быть самые разнообразные.
Например, подобрать все эпитеты к какому-либо слову в творчестве определенного
писателя или писателей. Так, А. Б. Есин. приводит характеристики улыбки у
персонажей Достоевского: «странная», «ядовитая», «насмешливая», «холодная»,
«осторожная», «задумчивая», «неловкая», «неопределённая», «двусмысленная»,
«язвительная», «высокомерная», «слабая», «жёсткая», «бледная», «насмешливая»,
«кроткая», «грустная», «жалкая», «печальная», «слабая», «безобразная», «потерянная».



Игры на развитие ассоциаций и воображения. В парадоксальной
фразе «и видят мои уши, и слышат мои глаза» отражены особенности включения
различных анализаторов в процесс чтения. Читатель представляет в образах,
красках, звуках содержание слышимого текста, а также видимый текст «говорит» (у
каждого персонажа свои интонации, своя энергетика звучания). Любой текст,
воспринимаемый на слух или зрительно, можно и нужно представлять. Полезно
соотнести с музыкой, цветом, образами, символикой; перевести на метафорический
язык. Вспомнить пословицы, поговорки, афоризмы, цитаты, подходящие к содержанию
конкретного текста. Хорошо придумывать подписи к рисункам и наоборот текст
переводить в образ.



Аббревиатуры, используемые в обучении чтению, можно
рассматривать как мнемические, лингвистические, загадочные, ассоциативные,
провокационные игры. Мы с этого начали. Да и в технологии созидающего чтения их
достаточно много. Наши алгоритмы и всевозможные методики (АСВТ – алгоритм
смыслового восприятия текста; ГОДМ — главная, основные, дополнительные мысли;
МАХТ — методика анализа художественного текста; ЧМО — чувства, мысли, образы;
АСАД – алгоритм смыслового анализа документов; ЗУД – значимость,
убедительность, доступность; ОЗОЗ — осознание знаний о знаниях; ОЗОН — осознание
знаний о незнании; ДЗХУ — должен знать, знаю, хочу узнать, узнал) для
рационального запоминания предлагаются в форме аббревиатур. Не так давно наша
технология созидающего чтения называлась «ЛУЧ» (Лучшее Учение — Чтение). В
основе был афоризм А. С. Пушкина: «Чтение — вот лучшее учение». Прекрасная
аббревиатура «ЛУЧ» — вызывает позитивные, светлые и перспективные ассоциации,
но приходилось каждый раз расшифровывать. Поэтому искали адекватный и понятный
термин для своей технологии акмеологического типа. Наконец, нашли. Это
«Созидающее чтение». Оно сразу настраивает на нужную волну, хотя в общении с
читателями уточняем, раскрывая многоаспектную и интегрированную суть
созидающего чтения.11



Сравнительное чтение в форме конструирования лингвистической
модели (синквейна) чего-либо. Их можно создавать к произведениям в целом,
отдельным персонажам, описанным событиям. Модели располагаются рядом, чтобы
было видно сходство и различия. Желательно создавать разные варианты для
сравнения и обсуждения. Дух соревнования повышает творческую и созидательную
активность читателей. Сравнительное чтение активизирует психическую, языковую и
культурологическую созидательную деятельность читателя, дает ощутимые
результаты в читательском развитии личности. «И для ума внимательного нет
границы» (В. Набоков).



Выбор тем и книг практически безграничен. Например: И.
Тургенев «Воробей» и Э. Сетон-Томпсон «Чинк»; П. Мериме «Маттео Фальконе», Н.
Гоголь «Тарас Бульба», В. Песков «Отцовский суд»; И. Бунин «На хуторе», А.
Чехов «О бренности», «Чтение», В. Шукшин «Как помирал старик», Ф. Искандер
«Авторитет», С. Михалков и В. Зуев «А что у Вас?»



Игры на восстановление разрушенного текста. Они разные, в
том числе и по форме предъявления (колонками, в таблицах, на карточках).
Характер и объём предлагаемой информации зависит от уровня подготовленности
читателя. В таких играх тренируются восприятие, мышление, память, внимание,
темпо-ритм, развиваются прогностические умения, увеличивается поле чтения.



Фольклор о чтении. Сам по себе он содержит игровую суть,
скрытый подтекст, афористичность, загадочность, культурологический контекст,
требующие игры разума и эмоций. А на его основе разработан тренинг,
направленный на повышение читательской квалификации, что открывает
социализирующие перспективы для библиотекаря.12



Книги-визитки. В телевизионной передаче «Апокриф» по каждой
теме участники предлагают книги-визитки, которые наиболее адекватно отражают
обсуждаемую тему. Это хороший приём для расширения смыслового пространства о
теме, круге чтения по теме, взаимного обогащения друг друга, стимуляции чтения.
Реализуется принцип соответствия, адекватности, конгруэнтности в развитии
ассоциативности мышления. Формируется умение чувствовать тему, постигать смыслы
произведений мировой литературы.



Мы стали использовать этот подход в изучении многих тем.
Оказалось — так здорово! Происходит более глубокое погружение в тему, и
одновременно расширяется пространство круга чтения. Такой опыт был у нас
раньше, но без использования термина «книги-визитки». Например, предлагали прочитать
несколько книг разных авторов на одну и ту же тему. Затем выстраивался
практикум на основе сравнительного чтения. В последнее время методический приём
«книги-визитки» стал практически самостоятельным проектом на курсах повышения
квалификации по отношению к теме «толерантность» (реализовано в разных формах в
Белгороде, Геленджике и Санкт-Петербурге).



Сказкодидактика. Это отдельное игровое пространство. Оно
заполняется разными играми (деловыми, ролевыми, психологическими,
лингвистическими и т. д.). Само название «сказкодидактика» содержит элемент
загадочности, метафоричности, игры. Методика сказкодидактики позволяет
познавать другие тексты, включающие сложные знания, погружая их в текст сказки,
пропуская через её содержание.13



Объём статьи не позволяет раскрыть всё, что связано с
игровой концепцией читательского развития в онтогенезе «Читаем, играя. Играем,
читая». В игровой концепции чтения содержится и здоровьесберегающий потенциал.
Так и хочется заняться отдельно проектом «Читать ЗдорОво — ЗдОрово».



Игровые концепции должны быть обоснованы, прежде всего, с
точки зрения их соответствия целям и задачам, эффективности достижения
результата в читательском развитии. Не тратится ли впустую время у читателя и
библиотекарей на разные (но продуктивные ли?) КВН, викторины, конкурсы,
театрализации. Нужен мониторинг эффективного влияния игр на качество чтения. В
поле нашего зрения не попалось ни одной работы аналитико-экспертного характера,
обобщающей запредельные ресурсы по игровым методикам читательского развития. В
нашей технологии созидающего чтения все упражнения игрового характера
обосновываются, выстраиваются в определенной логике в ходе занятия, урока,
мероприятия, непременно влияя на качество и эффективность чтения в рамках
данной текстовой деятельности. Кроме этого, некоторые игры используются как
иллюстративный материал к тексту, контексту, подтексту, политексту,
гипертексту.



Большинство используемых игр способствуют развитию многих
качеств, реализуют контролирующие и обучающие функции в логике «от мотивации к
рефлексии». Они могут использоваться отдельно и в системе урока, занятия,
работы с конкретным текстом или темой. В школьном образовании вполне реально
выстраивать урок как Лего-чтение, как игру разума и чувств.



Освоив игры, читатели сами смогут выстраивать текст как
территорию игры, тем самым, созидая себя как личность, обогащая собственный
читательский капитал. Системное применение игровой концепции способствует
развитию читателя в онтогенезе во всех трёх сферах одновременно (сознании,
деятельности, общении). Убедиться в этом можно по нашим работам, в которых
представлены различные варианты игр на разных текстах по типам, видам и жанрам
для многих категорий читателей. Практически в любой игре в чтении сочетаются
восприятие и внимание, мышление и память, эрудиция и творчество, эмоциональное
и рациональное, соображение и воображение. Иначе говоря, задействован весь
психологический мир человека читающего и человека играющего.



Игры в чтении



Интеллектуальные, эмоциональные



Развивают, обучают, обогащают



Активно, творчески, конструктивно, радостно



Созидающее удовольствие



Да будет Свет Игры — Свет Разума и Чувств.



 



1. Кузьмин Е. И. Продвижение чтения: успехи и реальность.
Что делать? / Е. И. Кузьмин // Остановиться. Оглянуться… Сб. информ.-аналит.
материалов по проблемам чтения. — М.: МЦБС, 2009. — С. 4.



2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют
в игры / Э. Берн. — Л. : Лениздат, 1992. — 400 с.; Хейзинга Й. Homo Ludens;
Статьи по истории культуры / Й. Хейзинга. — М.: Прогресс-Традиция, 1997. — 416
с.



3 Бюлер К. Очерк духовного развития ребёнка / К. Бюлер. —
М.: Работник просвещения, 1930. — 222 с.



4 Кольцова М. М. Ребёнок учится говорить. / М. М. Кольцова.
— М.: Сов. Россия, 1973. — 122 с.



5 Кириллова Л. Энциклопедия методов обучения чтению: буквы,
слоги, кубики / Л. Кириллова. — М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. — 278 с.



6. Гриценко З.А. «Положи твоё сердце у чтения» : Пособие для
родителей по организации чтения дошкольникам / З.А. Гриценко. — М.:
Просвещение, 2003. — 80 с.; Тихомирова И.И. Осчастливить малыша чтением:
Методико-библиогр. пособие для родителей, имеющих детей до 3-х лет, по
начальному приобщению ребенка к книге и чтению / И. И. Тихомирова, Я. И.
Куракина. — СПб, 2003. – 44 с.; Фесюкова Л. Б. От трех до семи: Кн. для пап, мам,
дедушек и бабушек / Л. Б. Фесюкова. — Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1997.
— 446 с.



7. Бородина В. А. Игра Лего – чтение / В. А. Бородина //
Читайка. — 2007. — №4. — С. 15–18; Бородина В. А. Всем тем, кто хочет помочь
Ребёнку стать Творческим Читателем // Корней Чуковский. Сказки. Учебное
развивающее чтение. — СПб.: Герион, 2000. — С. 93–111; Бородина В.А. Обучение
чтению детей в условиях домашних библиотек // Домашняя библиотека. — СПб.:
Профессия, 2002. — С. 207–220; Бородина В. А. Читалочка-Помогалочка: Домашнее
чтение для младших школьников // Домашняя школьная библиотека. — 2004. — №4–5.
— С. 11–17.



8. Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности / Г. Ю. Айзенк. —
М.: Мир, 1972. — 176 с.



9. Бородина В. А. Десять уроков динамического чтения. - Л.:
ВИКИ им. А. Ф. Можайского, 1976. — 84 с. ; Бородина В.А. Практика динамического
чтения: метод. пособие. — Л.: ВИКИ им. А. Ф. Можайского, 1978. — 37 с.;
Бородина В. А. Курс динамического чтения. — Л.: ВИКИ им. А. Ф. Можайского,
1981. — 160 с.; Бородина В. А. Учим... читать: Уроки динамического чтения. / В.
А. Бородина, С. М. Бородин. — Л.: Лениздат, 1985. — 192 с.



10 Бородина В. А. Секреты скорочтения / В. А. Бородина //
Библиотекарь. — 1979. — №10. — С. 47–49.



11. Бородина В.А. Созидающее чтение / В. А. Бородина //
Детское чтение: Профессиональный информационный журнал / Нижегородская гос.
обл. дет. б-ка. — Н. Новгород, 2008. — С. 122–133; Бородина В. А. Технология
созидающего чтения: храм и мастерская / В. А. Бородина // Библиотечное дело.
Спец. вып. – Библиотечные технологии: наука о мастерстве. — 2010. — №3. — С.
31–38; Бородина В. А. Созидающее чтение в школьном образовании / В. А.
Бородина, С. М. Бородин // Педагогика текста: Сб. материалов научно-практ.
конф. «Открытое образование. Педагогика чтения», 28–29 янв. 2010 г., Санкт-Петербург. —
СПб.: Образовательный центр «Участие», 2010. — С. 97–102.



12. Бородина В. А. Теория и технология читательского
развития в отечественном библиотековедении. Практикум / В. А. Бородина. — М.:
Шк. б-ка, 2006. — 208 с.



13. Бородина В. А. Сказкодидактика как психологический
практикум в библиотечном образовании / В. А. Бородина // Социолог и психолог в
библиотеке. Вып. VII / Рос. гос. б-ка для молодёжи; Рос. гос. дет. б-ка. — М.,
2010. — С. 191–199.





Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы