Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 5 (143)'11 - Игра
Голоса из лагерного ада



 Виктор Ильич Жук, журналист, Москва





 Этот спектакль, который создан силами всего двух актрис,
заставляет зрителей наблюдать за происходящим на сцене затаив дыхание, а после
— аплодировать стоя. Трагичная история по тяжёлой книге, которая, однако,
вселяет надежду.


Автобиографическая книга Ольги Адамовой-Слиозберг «Путь»
(М.: издательство «Возвращение», 1993
г
. и 2002
г
.) рассказывает о судьбе женщины, прошедшей сталинские
лагеря от Соловков до Колымы и ссылку в Казахстане, и о судьбах многих других
заключённых и ссыльных. Рукопись этой книги распространялась в самиздате с 1956
года. Ей дали очень высокую оценку Самуил Маршак, Александр Солженицын, Наум
Коржавин, Эммануил Казакевич, Александр Бек, Фрида Вигдорова и многие другие. В
2010 г.
в том же издательстве вышло третье издание этой книги с предисловием Мариэтты
Чудаковой «Свидетельство о преступлении и залог надежды».



Эта книга послужила основой потрясающего спектакля «Дороги,
которые мы не выбирали», созданного двумя молодыми московскими актрисами —
Ольгой Непахаревой и Еленой Токмаковой-Горбушиной. Сценарий и постановка —
Ольги Непахаревой. В сценарии кроме книги Ольги Адамовой-Слиозберг использованы
воспоминания, рассказы и стихи других узниц ГУЛАГа — Анны Барковой, Ариадны
Эфрон, Галины Воронской, Евгении Гинзбург, Елены Владимировой, Татьяны
Лещенко-Сухомлиной, Нины Гаген-Торн, Светланы Шиловой, Юлии Панышевой. Актрисы,
захваченные темой ГУЛАГа, разыскали эти произведения в книгах, опубликованных
Московским историко-литературным обществом «Возвращение». К ним относятся
сборники: «Доднесь тяготеет» / сост.



С. С. Виленский (1989 и 2004),1 «Есть всюду свет… («Человек
в тоталитарном обществе». Хрестоматия для старшеклассников)» / сост. Семён
Виленский. 2-е изд., 2000) и небольшие книжки Елены Владимировой. «Мы живы,
товарищ» (1992), Нины Гаген-Торн «Отраженья» (1992)2, Татьяны
Лещенко-Сухомлиной «Гитара» (1993), Юлии Панышевой «Лефортово» (1996). Стихи
этих узниц были найдены также в сборниках «Средь других имен: сборник» / сост.



В. Б. Муравьев (М.: Моск. рабочий, 1990), и «Поэзия узников
Гулага: антология» / сост. С. С. Виленский; под ред. А. Н. Яковлева (М.: МФД;
Материк, 2005).



Московское общество «Возвращение» объединяет бывших узников



ГУЛАГа, их потомков и людей, способствующих сохранению
исторической памяти. Актрисы обратились к создателю и председателю общества
«Возвращение» — литератору Семёну Самуиловичу Виленскому3, составителю и
издателю названных книг. Он помог им в организации выступлений, гастролей по
стране и в США. Актрисы стали членами этого общества, выступают со спектаклем
от его имени и позиционируют себя как театр «Возвращение». В одном интервью
Ольга Непахарева сказала, что без этого общества не было бы спектакля.



Начинается спектакль 
стихами Елены Владимировой:



…Пишу о жизни в рудниках,



О пайках, о бушлатах рваных,



О грубой власти кулака,



О жалком племени зэка.



Многомильонно населенье



Немого лагерного дня.



Пишу о мёртвом поколенье,



О людях, смолкших навсегда.



Пишу во имя тех — кто живы,



Чтоб не стоять им свой черёд



Толпой угрюмо-молчаливой



У тёмных лагерных ворот.



(Колыма, 1945–1948)



 



И кончается четверостишием Юлии Панышевой:



Мы пронесли свой крест за всех,



Прошли крутым путём.



О Господи, спаси же тех,



Что станут жить потом!



(Лефортово-Лубянка, 1950–1953)



 



Через спектакль проходят более 20 персонажей — узницы ГУЛАГа
и надсмотрщицы:



И в двойном оцепленье штыков



и тюремных затворов



вижу только сословье рабов



и сословье надзора.



(Елена Владимирова, Колыма, 1945–1948)



Среди узниц — научные сотрудницы и студентки, балерины и
простые работницы, монахини и общественницы, члены партии и воровки-блатнячки,
одинокие женщины и матери семейств. Их всех играют две актрисы. Со сцены звучат
стихи, написанные в лагерях, и песни на эти стихи.



Героиня спектакля, прообразом которой является Ольга
Слиозберг, молодая мать двоих детей, однажды приходит домой, полная планов на
предстоящие выходные, — и с этого момента обычная её жизнь заканчивается.
Начинается путь, который люди себе добровольно не выбирают:



Нас уносит тюремный вагон



Сквозь поля, сквозь леса по этапу.



Жизнь и радость, как призрачный сон,



Убегают с полями на запад.



(Ольга Слиозберг, этап на Колыму, 1938)



 



На свете есть много мук,



Но горше нет пустоты,



Когда вырвут детей из рук



И растить их будешь не ты.



(Нина Гаген-Торн, Темниковские лагеря, 1948–1952)



 



Закат суровый карал зловеще.



Казались бредом простые вещи.



И голос сердца твердил ей строго:



Твоя последняя дорога.



(Татьяна Лещенко-Сухомлина,



Киров – Воркута, октябрь 1948)



Каждая история, каждый эпизод раскрывает какую-то грань
трагедии узников ГУЛАГа. Действие в спектакле происходит в различных местах: в
карцере, бараке, в арестантской теплушке на этапе, на лесоповале, в лагерной
больнице, в бане на пересылке.



Через 20 лет, пройдя через круги ада, первая героиня
возвращается в обычную жизнь. В 1956 году она была реабилитирована. Позади —
поломанная жизнь. Впереди — желание рассказать правду о пережитом и донести её
до следующих поколений. В справке о реабилитации — казённая фраза: «Дело
прекращено за отсутствием состава преступления».



В конце спектакля героиня говорит: «Я заплатила за эту
ошибку двадцатью годами жизни. Был обыкновенный субботний день. Я шла по улице
и думала, какая же я была счастливая. Я вошла в свою квартиру и могла, не
сдерживаясь, плакать… Плакать о муже, погибшем в подвалах Лубянки в расцвете
сил и таланта, о детях, выросших с клеймом детей врагов народа, об умерших с
горя родителях, о друзьях, зарытых в мерзлой земле Колымы».



Музыка в спектакле не просто служит необходимым фоном,
передающим настроение, не просто разделяет разные эпизоды, но и показывает
контраст между жизнью в Гулаге и свободной жизнью, которую воспевает советская
пропаганда: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек»:



Утром встают. Под глазами отёки.



Но страх ушёл вместе с ночью.



И песню свистят о стране широкой,



Где так вольно дышит… и прочее.



(Анна Баркова, лагерь в Инте, 1954)



В спектакле — скупая, но выразительная сценография,
динамически меняющаяся на глазах у зрителей. Все декорации — несколько
деревянных ящиков, решётчатая конструкция которых напоминает о тюрьме, и
рассыпанные по сцене красные листки бумаги, которые обыгрываются то как письма
узниц, то как судебные документы. Перестановка этих ящиков, служащих сиденьями,
нарами, и красные листки помогают создавать психологически оправданные,
органичные и точные по смыслу мизансцены. На глазах у зрителей актрисы быстро
изменяют костюмы, несколькими штрихами намечая внешний облик очередных
персонажей.



Замечательный сценарий, талантливая, глубоко
прочувствованная игра профессиональных актрис, удачная лаконичная и динамичная
сценография и музыкальное сопровождение, подчёркивающее мысли спектакля,
позволили создать спектакль, оставляющий у зрителя ощущение достоверности
происходящего и заставляющий зал остро сопереживать узницам Гулага. Спектакль
идёт примерно полтора часа без перерыва и всегда имеет большой успех.



Премьера спектакля состоялась в 2004 г. в Центральном доме
работников искусств (ЦДРИ) в Москве. С тех пор спектакль с большим успехом
играется на разных «площадках» уже 6 лет. Для спектакля без всякой финансовой
поддержки это серьёзное достижение. Хотя он дается редко, но, как правило, его
показ связан с интересными мероприятиями, датами, поездкам в разные регионы и с
привлечением различных категорий зрителей. Спектакль играется в разных
условиях: от больших театральных залов до площадок на голой земле под открытым
небом.



В Москве спектакль был показан в Московском доме
общественных организаций, в Центре им. А. Д. Сахарова (несколько раз), в Музее
В. В. Маяковского, в Доме культуры «Новогиреево» (несколько раз), в Культурном
центре «Духовная библиотека», в Библиотеке-фонде «Русское зарубежье» им. А. И.
Солженицына, в Гематологическом центре РАМН4, в Музее Гулага (несколько раз), в
театре «Комедиантъ» — в помещении Музея М. А. Булгакова (несколько раз) и во
многих других местах, в том числе в школах и центрах социальной помощи
пенсионерам.



Спектакль побывал в Петербурге, Саратове, Твери, в Перми и
Пермском крае, в Казани, в Елабуге, в Норильске, в Подмосковье. В Петербурге
спектакль игрался несколько раз, в частности, в Пушкинском Доме и в Музее
театрального и музыкального искусства. В Саратове — в благотворительном центре
«Духовная забота». В Перми — в Пермской филармонии в 2010 г. В Пермском крае
спектакль показывался на ежегодном Международном гражданском форуме «Пилорама»
в Мемориальном музее «Пермь-36» — бывшем лагере для политзаключённых на берегу
реки Чусовой. С 2007 г.
актрисы являются постоянными участниками этого форума, на который привлекается
широкая аудитория и приезжают известные правозащитники.5 В Казани в 2010 г. спектакль был
приурочен к ежегодным чтениям памяти Мусы Джалиля в Национальном музее
Республики Татарстан. В Норильске спектакль был показан на конференции
работников музеев Заполярья в музее освоения Норильского района. В Подмосковье
спектакль был сыгран в частности в Можайском районе — на проходившем на Бородинском
поле ежегодном православном международном молодёжном фестивале «Братья»,
участники которого съезжаются со всей России, Белоруссии и Украины. После
окончания спектакля зрители аплодировали стоя. В Можайском районе спектакль
прошёл также в колонии для малолетних преступников.



Осенью 2006
г
. Ольга и Елена играли этот спектакль в США — в
Дэвис-центре изучения России и Евразии Гарвардского университета на
международной конференции «История и наследие ГУЛАГа»6 и в Нью-Хэмпширском
университете. Сценарий был переведён на английский, этот перевод получили все
зрители, не знающие русского языка. Спектакль произвёл на присутствующих
глубокое впечатление. Кто-то из студентов театрального факультета
Нью-Хэмпширского университета сказал актрисам: «Мы играем, а вы живёте на
сцене». Ощущение, что актрисы живут в этом спектакле, возникает и у зрителей в
России.



Непостижимо для нашего времени: за исключением спектаклей в
театре «Комедиантъ» актрисы играют бесплатно, и вход на этот спектакль
свободный. А зарабатывают актрисы в театрах, на съёмках в кино и участием в
разного рода культурных мероприятиях.



Это чудо, что нашлись две молодые замечательные
актрисы-подвижницы, заставляющие зрителей глубоко сострадать жертвам ГУЛАГа. Их
деятельность — это феномен, внушающий надежду и оптимизм: подросло новое
поколение, которому не безразлично прошлое и будущее страны.





Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы