Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 5 (143)'11 - Игра
Поможем талантам



Ирина Ивановна Тихомирова, доцент кафедры детской литературы
СПбГУКИ, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербург



 Одарённые дети — кто они? Самородки, вундеркинды, исключение
из правил? Или же в каждого ребёнка вложены задатки, которые нуждаются в
развитии? Что сделать для того, чтобы эти таланты развились, а не сошли на нет?


Должна быть выстроена разветвлённая система поиска и
поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода
становления личности.



(Из Послания Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ
5.11.2008 г.)



 



В Санкт-Петербурге в рамках международного петербургского
форума «Модернизация образования и приоритеты развития» 23–24 марта 2011 года
состоялась региональная научно-практическая конференция «Одарённые дети:
проблемы, перспективы, развитие». Было прослушано более 120 докладов.



Во вступительном слове В. Н. Виноградов, профессор кафедры
педагогического проектирования СПбАППО обратил внимание на основные документы,
касающихся проблем одарённых детей. Назовём их:



• Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007–2010
годы;



• Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007–2010
годы», подпрограмма «Одарённые дети» (утверждена Постановлением Правительства
Российской Федерации от 21 марта 2007
г
. №172 «О федеральной целевой программе «Дети России»
на 2007–2010 годы).



• Указ Президента Российской Федерации от 06 апреля 2006
года №325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодёжи» (с
изменениями от 29 февраля 2008 года №283);



• Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая
2006 года №311 «О премиях для поддержки талантливой молодёжи»;



• Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 09 июня 2006 года №146 «О премиях для поддержки талантливой
молодёжи»;



• Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 28 февраля 2008 года №74 «Об утверждении правил присуждения премий
для поддержки талантливой молодёжи и порядка выплаты указанных премий»;



• Национальная образовательная инициатива «Наша новая
школа», утверждена президентом РФ 04 февраля 2010 г. Пр-271.



Обновлённая программа «Одарённые дети», рассчитанная на
2011–2015 годы, ставит задачу создания механизмов поиска и выявления одарённых
детей в разных регионах России. В неё войдёт также система олимпиад,
интеллектуальных, творческих и спортивных соревнований школьников, в том числе
доступных талантливым детям, ограниченным в физических возможностях, сиротам, а
также детям из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Предполагается
формирование региональных и общероссийского банка одарённых детей России
(«Банка талантов»), показавших высокие результаты в интеллектуальных и
творческих соревнованиях школьников.



Курс на выявление, поддержку и развитие одарённых детей в
сегодняшней России не случаен. Он неразрывно связан с инновационным развитием
страны. Рассматриваются вопросы построения индивидуальных образовательных
траекторий для учащихся, эффективные технологии и методики, реализующие идею
индивидуального обучения, методики обучения в малых группах: кружках, клубах,
студиях, лабораториях и др. Для одарённых детей открываются специальные школы.
В Санкт-Петербурге, например, при одном из физико-технических лицеев открыт
Центр по работе с одарёнными детьми, где кроме преподавателей ведут занятия
студенты и аспиранты. В обычных школах для наиболее способных учеников
выделяются отдельные классы. Создаются новые возможности для развития личности
в системе дополнительного образования, позволяющего включать ребёнка в разнообразные
виды деятельности с учётом индивидуальных склонностей. В помощь работе с такими
детьми с 2002 года выходит научно-практический журнал «Одарённый ребёнок», где
есть рубрики, адресованные учителям, родителям, воспитателям, в каждом номере
даются портреты одарённых детей, раскрываются их специфические черты,
освещаются индивидуальные пути к творчеству, определяются показатели
одарённости.



Как значится в «Педагогической энциклопедии» (под ред. Р.
Корсини и



А. Ауэрбаха, 2003), под одарёнными имеются в виду дети,
которые в дошкольном или школьном возрасте проявили актуальные или
потенциальные способности, свидетельствующие о высоком потенциале в таких
областях, как интеллектуальная, творческая, специфическая учебная или
организаторская деятельность. Одарённые дети отличаются высокой
любознательностью, большим словарным запасом, нестандартным мышлением,
упорством в достижении результата в сфере, которая им интересна. В
интеллектуальном развитии такие дети обычно на два года обгоняют сверстников,
однако не это главное. Главное — стремление ребёнка к творчеству, к
самореализации, желание следовать зову сердца. Различают врождённые задатки и
способности, развиваемые в процессе воспитания.



 



К творчеству жизни



Отличительная черта одарённых детей, независимо от сферы их
интересов, — активность воображения. Воображение, как выявили учёные,
активизирует другие высшие психические функции человека. Если мысленно
поставить воображение в центр модели деятельности сознания одарённого ребёнка,
то от центра идут стрелочки к аналогиям и ассоциациям, к восприятию, к памяти и
мышлению, эмоциям и мотивам. Воображение выполняет интегрирующую функцию
деятельности мозга. Под влиянием воображения сознание одарённого ребёнка
активизируется в целом и реализуется в творческом акте. (Графическая модель
интегрирующей роли воображения представлена научным сотрудником Центра
непрерывного художественного образования М. Е. Велтистовым на страницах
«Одарённый ребенок». — 2009. — №5.)



Реализация творческого потенциала ребёнка во многом зависит
от его отношения к книге и чтению, которые тренируют воображение, а через него
актуализируют творческие способности читателя. Человек научается думать,
переживать, включаться в другие жизни, и тем самым познавать себя, открывать
собственные возможности. Нынешний спад общего развития детей, учение без
интереса, тенденция на антиинтеллектуализм в подростковом сообществе, нелюбовь
к «ботаникам», нельзя объяснить в отрыве от кризиса чтения, от отрицательной
динамики отношения школьников к этому виду деятельности. Всё чаще раздаются
голоса, что нация раскалывается на два мира: читающих и не читающих людей,
между которыми образуется пропасть. В связи с создавшимся положением приходит
на память идея Лауреата Нобелевской премии в области физики, академика Виталия
Лазаревича Гинзбурга, его проект развития творческого потенциала нации за счёт
детского чтения и библиотеки. Он считал: одарённый ребёнок — читающий ребёнок.
Именно в чтении он реализует свои способности, развивает личностные
интеллектуальные задатки. Схожую мысль высказывал и американский педагог Глен
Доман. Он говорил: «Взгляните на список десяти лучших учеников любого класса —
и вы поймёте, что их всех объединяет. Понять это несложно — они все умеют
читать лучше всех остальных». О роли детского чтения для вхождения в науку
рассказал Фазиль Искандер в рассказе «Авторитет», герой которого —
учёный-физик. Анализируя свой путь в сферу научных знаний, он пришёл к выводу,
что начало этого пути было заложено в его детском чтении и связано с
прочитанными любимыми книгами. Именно они рождали в нём состояние вдохновения,
какое позже он испытывал при занятии наукой. Счастье этого состояния,
испытанного ещё до физики в детские годы, и вывело его позже на путь увлечения
научной деятельностью.



О начале пути ребёнка к творчеству через чтение подтверждают
и многие реальные портреты одарённых детей. Возьмём для примера портрет Вики
(Одарённый ребёнок. — 2008. — №5. — С. 158-160). Как рассказывает её мама,
читать она научилась в четыре года, проявляя неуёмное любопытство и настойчивость
в учении. Ей было интересно, как какие-то «букашки» складываются в слова,
приобретают смысл, а много слов — в увлекательные истории. В детском саду она
читала вслух детям всей группы. На основании читательского развития была из
средней группы сразу переведена в подготовительную, минуя старшую группу. Дома
она читала «запоем». В школе была отличницей по всем предметам, участвовала и
побеждала во множестве Олимпиад и конкурсов, участвовала во Всероссийском
фестивале юных математиков, в 9 классе стала лауреатом премии губернатора
Ростовской области.



Уместно привести и высказывание семиклассника Павла Бойкова
из Великих Лук о роли чтения: «Каждый делает себя как личность по-своему. Можно
выплеснуть свои способности в творческих работах, в технике, посвятить себя
искусству. Я же формирую себя под впечатлением прочитанного. Для меня чтение
книг — это каждый раз глоток свежего воздуха… А читать — значит творить. Это
действительно так. Это здорово!» (Библиополе. — 2010. — №7. — С. 6) Импульс к
творчеству, полученный в ходе чтения, усиливаясь и укрепляясь, способен двигать
читателя к «творчеству жизни» (термин Н. А. Рубакина). Свидетельством тому
жизнь замечательных людей и жизнь замечательных читателей, у которых есть чему
поучиться.



Особое значение для развития одарённости ребёнка имеет
творческое чтение. Результаты моей многолетней работы по творческому чтению,
развитие которого я считаю делом преимущественно библиотекаря, показали, что
именно оно более всего содействует выявлению, поддержке и развитию способностей
ребёнка к созидательной деятельности. Структура процесса творческого чтения и
модель деятельности сознания одарённого ребенка, где интегрирующим центром
является воображение, полностью совпадают. Тут и там на основе воображения
возникают аналогии и ассоциации, тут и там большое значение имеют эмоции и
память, восприятие и самосознание, мотивация и мышление, интерес и интуиция.
Процессы, происходящие в сознании читающего ребёнка, и процессы деятельности
мозга творящего ребёнка оказываются идентичными. Находясь у руля чтения,
предоставляя свободу для самовыражения ребёнка по следам прочитанного,
библиотекарь, может быть, сам того не сознавая, развивает человеческие таланты.
В этом плане книга «Как воспитать талантливого читателя» (2009), состоящая из
двух частей («Чтение как творчество» и «Растим читателя-творца»), — книга не
только о чтении, но и о взращивании одарённых детей России.



Показателен опыт всемирно известного японского скрипача и
педагога С. Судзуки. До 17-летнего возраста он занимался тем, что покрывал
лаком скрипки в фирме своего отца. Может быть, он так бы и специализировался на
этой работе в дальнейшем. Но судьба дала ему в руки томик Л. Толстого,
содержащий дневники писателя. С этим томиком Судзуки не расставался. «В
определённом смысле можно даже сказать, что я родился в этот год и стал
человеком…Толстой дал моей душе пищу», — писал он. Особенно его поразили
строчки: «Предавать себя хуже, чем предавать друга». Другим фактом,
содействующим стремлению Судзуки к высоким целям, была услышанная им музыка
«Аве-Мария» Шуберта. Она открыла глаза юноши на красоту. Он понял, что
подлинная суть искусства — это выражение и актуализация личности человека во
всей её полноте. В юноше произошла настоящая внутренняя революция. Он стал
учиться играть на скрипке. Одновременно увлёкся работой с детьми. Именно в
работе с детьми в нём зародилась мысль воспитания талантов. Впоследствии это
стало делом всей его жизни. Он считал, что воспитание талантов — это прежде
всего привитие детям высоких ценностей, благородства души, развитие
эмоциональной сферы. Большое значение имеет сила примера. Важно, чтобы ребёнок,
глядя на поразивший его образец, мог сказать: «Я тоже хочу».



Судзуки убедился: ребёнку для развития важно, чтобы его
окружали умные люди. Особое значение в развитии талантов он отводил искусству и
прежде всего музыке. Если Толстой стоял у истоков его судьбы, то самой судьбой
стала для него музыка. Он полагал, что движущей силой интуиции, какая была у
Эйнштейна, тот обязан своим увлечением музыкой. Музыка Моцарта давала будущему
учёному-физику ответы на самые насущные вопросы бытия: рождения и смерти,
счастья и одиночества, всемогущества грусти, учила любви к ближнему. (Судзуки
С. Взращённые с любовью: классический подход к воспитанию талантов. — Мн.:
Попурри, 2005) Я думаю, что искусство слова, отвечающее общим законам
искусства, развивает личность не меньше музыки. Об этом говорят воспоминания
великих людей о своём детском чтении.



 



«Что тебя интересует?»



Опыт развития талантов показывает, что главной помехой на
этом пути являются стереотипы. Одарённый ребёнок тем и отличается, что мыслит
не так, как все. Обучение, построенное на стандартах и усвоении конкретных
фактов, на соответствующей системе оценок, тормозит самостоятельную мысль
ученика, препятствует самореализации школьников, их личностному росту,
раскрытию творческого потенциала. В этом отношении библиотека для развития
талантливых детей имеет много преимуществ. Начать с того, что она работает без
стандарта и всецело исходит из интересов ребёнка. А интерес — это главный
стимул к творчеству. Без интереса нет созидания.



«Если мир будет жить по законам, которые выдвигают на первый
план интересы детей, то мои мечты о взращивании талантов, не останутся просто
мечтами», — говорил С. Судзуки, вырастивший из детей сотни выдающихся
музыкантов, известных во всём мире. Выдвигая на передний план именно интересы
детей, предоставляя свободу ребёнку для выбора интересной и значимой для него
книги и свободу для самовыражения своих собственных мнений и впечатлений от прочитанного,
библиотека создаёт условия для развития одарённых детей. Первый вопрос, какой
обычно задаёт библиотекарь пришедшему в библиотеку читателю, это вопрос: «Что
тебя интересует?» Особенно это касается так называемого досугового чтения.
Библиотекарь отталкивается от интереса ребёнка, строит весь процесс
взаимодействия с ним, выходящий за рамки школьных заданий, именно на этом
интересе.



Ставка на интерес, тесно связана с использованием игровых
форм деятельности ребёнка в библиотеке. Многие специалисты, занимающиеся
проблемой одарённых детей, говорят о благотворном влиянии игры на развитие
ребёнка. Не случайно в последние годы появилось несчётное количество изданий,
содержащих сценарии разнообразных игр, в том числе и игр, связанных с книгой и
чтением. Уже одно название игровых журналов, какие можно найти в детской
библиотеке, говорит за себя: «Игра и дети», «Читаем, учимся, играем», «Книжки,
нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», «Игровая библиотека». Сценарии многих
игр печатаются на страницах журналов «Школьная библиотека», «Читайка»,
«Семейное чтение». Однако разнообразие игр, используемых в библиотеке, не
всегда нацелено на развитие творческих задатков ребёнка. Многие из них,
особенно так называемые викторины, которыми увлекаются современные библиотекари,
ориентированы лишь на воспроизведение конкретных фактов из прочитанных книг. В
них преобладают вопросы, предполагающие ответы «правильные» и «неправильные».
Можно сказать, что викторины являются своего рода прообразом ЕГЭ, с его
вопросами «что», «кто», «где», «когда», «сколько» и т. д. Эти вопросы не
взывают к активности ума, в них нет ориентации на самостоятельную мысль,
выдумку, находчивость. Игры, нацеленные на развитие талантов, — это игры
другого типа. Они ставят читателя в проблемную ситуацию, требуют не
однозначного ответа, а поиска причинно-следственных связей, гипотетического,
или так называемого дивергентного мышления. Мастером развивающих библиотечных
игр в России вправе назвать Сафонову Наталью Константиновну — специалиста из
Челябинска. Её игровой опыт с использование «если бы», «как бы» нацелен  на вхождение в пространство искусства, то
есть в мир условностей, каким является художественное преображение реальности.
Она убедилась, что игровое мироощущение открывает ребёнку «двери во многие книги,
предоставляя ему сюжеты, персонажи, языковую инструментовку.(См: Сафонова Н. К.
«Выиграть читателя» / Растим читателя творца.



М. РШБА. 2009. — С. 115-123). Большое значение для развития
талантов имеют сюжетно-ролевые игры, построенные на активности воображения. В
этом плане показательной является работа Централизованной библиотечной системы
города Златоуста Челябинской области с юношеством. Эта библиотека в конкурсе
«Свершения и мечты молодых библиотекарей» была отмечена специальным дипломом.
Ролевая игра «Кто мы, славяне?», например, временно превращала аудиторию в
древнеславянских богов или рядовых славян, в наглядных образах представляла
обычаи наших предков. По такому же принципу строилась игра «Кафе «Бродячая
собака: век спустя», в которой каждая группа читателей представляла одно из
литературных направлений Серебряного века: символистов, акмеистов, футуристов и
их взаимоотношения.



Природе творческих игр, связанных с чтением, близка
театрализация, предполагающая развитие способности ребёнка к перевоплощению.
Особенно популярен среди детей кукольный театр. Он используется во многих
детских библиотеках России. К мысли о необходимости его создания пришли и
некоторые школьные библиотеки. Так, библиотека школы №64 Нижнего Новгорода,
превратившись в Центр креативности и реализуя приём РТВ (развитие творческого
воображения) создала школьный кукольный театр «Живая сказка». Репетиции
кукольных спектаклей превращены здесь в фейерверк юмора, актёрских находок,
создания неповторимых образов. Дети, склонные к журналисткой деятельности,
привлечены к работе редколлегии школьной газеты «РИТМИКА». Каждое заседание
газетчиков превращено в активную дискуссию, отстаивание собственных взглядов и
формулирование нестандартных тем. Стоит прислушаться к выводам, сделанным
заведующей библиотекой этой школы. Она так рассказывает о своей работе:
«Отработанные в Центре методики будут способствовать развитию не только
внутренней одарённости детей, но и популяризации русской литературы, сохранению
чистоты русского языка, а в перспективе — появлению в российской политике и
общественной жизни людей с нестандартным мышлением, направленным на позитивные
изменения в жизни страны и общества» (М. Н. Сачкова. Школьная библиотека —
центр креативности // Школьная библиотека. — 2010. — №6–7. —



С. 115–118)



С игровыми формами работы библиотеки тесно связано
проведение конкурсов, в которых дети охотно участвуют. Конкурсы мобилизуют
поиски участников, учат проявлять упорство, выдерживать длительное напряжение.
Масштаб конкурсов ширится. Порой он приобретает всероссийский характер, каким,
например, стал конкурс «100 сказок о книге и чтении», инициированный Русской
школьной библиотечной ассоциацией. Итоги конкурса, разработанного профессором
Ю. Н. Столяровым, превзошли самые оптимистические ожидания. В общей сложности
было прислано около полутора тысяч работ с рисунками, поделками, текстами
отзывов. Конкурсом было охвачено 70% территории России. Он привлёк к чтению
сказок несколько десятков тысяч детей и оставил в их сердцах положительный
заряд. Подводя итоги конкурса,



Ю. Н. Столяров сказал: «В целом конкурс продемонстрировал,
что возможность для привлечения детей к чтению имеется, важно только найти к
ним соответствующий подход». Одним из таких подходов и являются конкурсы. Говоря
о положительном влиянии на чтение конкурсов, хотелось бы заметить, что, участие
в них мотивируется чаще всего желанием победить. Победа становится самоцелью. В
ней задействованы механизмы, не связанные с развитием одарённости. Кроме того,
конкурсы инициируются и разрабатываются не детьми, а взрослыми. Участие в
конкусах не всегда совпадает с интересами и творческими задатками самих детей.
Им приходится решать задачи, поставленные кем-то извне, а не порождённые ими
самими. По-настоящему творческий человек озабочен воплощением собственного
замысла, у него другие мотивы, а значит, при проведении конкурсов надо больше
опираться на идеи самих детей, на их собственные проекты.



 



Ценность диалога



Огромное значение в деле развития талантов в библиотеке,
имеет общение библиотекаря с читателем и читателей — между собой. Я имею в виду
не столько профессионально ритуальное общение: читал или не читал, что бы ты
хотел и что тебя интересует, но прежде всего личностное живое общение читающих
людей. Это общение ситуативное, его подсказывает сама жизнь и те реальные
условия, в которых происходит встреча интересных друг другу людей.



В живой речи, как указывал С. Л. Вальдгард, автор книги
«Психология чтения», важна интонация, логические ударения, мимика и жест. Здесь
есть возможность переспросить автора, возразить ему, получить от него
разъяснения, поставить вопрос. Жизнь показывает, что именно в таком
непринуждённом общении, связанном с интересами общающихся людей, более всего
нуждаются наши дети. Специфика живого общения заключается в импровизации,
зависимости от ситуационного контекста, непредсказуемости. Только в этом случае
возникает синергетика. Общение, при котором воспроизводятся личности, относят к
бесписьменной, не тиражированной культуре. По мышлению, по реакциям все люди
отличаются друг от друга, вот почему живое общение уникально. Эта уникальностью
и объясняется притягательность диалога. В школе ребёнок преимущественно включён
в организованный уроком диалог, в нём личностного аспекта мало. Над ребёнком,
желающим высказаться, тяготеет оценка. Его одарённость в режиме урока остаётся
не востребованной. В библиотеке — другое дело, здесь для личностного общения —
полная свобода. Опыт чтения одного собеседника перемежается с опытом другого.
Возникают неожиданные связи, аналогии и ассоциации, в которых проявляется
читательский талант говорящих.



Важное место в общении библиотекаря и читателя занимают
вопросы. Как считал Сократ, вопрос сложнее ответа. Знание может быть лишь у
того, у кого есть вопросы. Всякий вопрос есть знание о незнании, а мир незнания
безбрежен. Искусство задавать вопросы — это умение видеть проблему так, как не
увидели её другие. Библиотечные мероприятия, связанные с постановкой вопросов
(викторины, обсуждения книг, опросы, диспуты), обычно предполагают вопросы,
которые поступают от библиотекарей, и очень редко строятся на вопросах самих
детей. Отдать авторство постановки вопросов самим детям — этот шаг сделал бы
несравненно больше для их интеллектуального развития, чем готовые вопросы,
составленные другими людьми.



Библиотекарю, думающему о поддержке одарённых детей,
необходимо обратить особое внимание на такую форму их деятельности, как
читательский отзыв. Согласно «Толковому словарю русского языка» под редакцией



С. Ожегова отзыв — это отклик, отзвук, мнение. В отличие от
рецензии, в которой важна объективная оценка литературного произведения, в
отзыве ценится субъективный взгляд читателя, его рефлексия, продиктованные
личностным восприятием текста. Учитывая, что одно и то же произведение вызывает
у каждого читателя свой ряд эмоций, определяет свой характер внутренней жизни,
свои вопросы и ответы, то и отзывы, если в них преодолён стереотип, отличаются
неповторимостью и уникальностью. Доминанта отзыва — живое лицо его автора.
Рассказывая о своём впечатлении от книги, читатель так или иначе рассказывает о
себе. Он дополняет книгу своими воспоминаниями, догадками, представлениями. Чем
правдивей и сильней книга, с одной стороны, и чем тоньше и сложнее духовный мир
читателя, с другой, тем больше ответного, своего рождает художественный текст в
его душе. И даже если мысли и переживания читателя связаны с текстом
произведения косвенно, они — единственное свидетельство того, что заложенное
писателем живёт и даёт свои всходы. Связь восприятия с внутренним миром человека
делает читательский отзыв незаменимо ценным документом для всех, кто ищет
таланты. В отзыве виден человек в момент его счастливого сближения с
искусством. Он раскрывает то индивидуальное во внутреннем мире читателя, без
чего невозможен личностный контакт с ним на почве литературы. Отзыв обычно
сопровождается самораскрытием читателя, осознанием себя в контексте прочитанной
книги. Отталкиваясь от текста, читатель, наделённый воображением, нередко
дополняет прочитанное, проецирует дальнейшие события и линии судьбы героя.
Отзывы, если они написаны от сердца, несут на себе печать индивидуальности
читателя, его самостоятельной мысли, раскрывают самобытность его таланта.



Распространённой формой выявления и развития художественной
одарённости детей в библиотеке являются их рисунки. Редкая библиотека не
использует выставки детских рисунков по следам почитанного. Если бы сегодня,
кто-то заглянул в ЦГДБ им. А. С. Пушкина, то на младшем отделе увидел бы
выставку красочных рисунков, выполненных на больших листах и посвящённых
сказкам А. С. Пушкина. Выставка приурочена к заседанию Ассамблеи пушкинских
библиотек, состоявшуюся в конце октября в Санкт-Петербурге. Как известно,
способность к художественно-изобразительной деятельности у детей особенно
широко и ярко проявляется  в возрасте 6-9
лет. Это психологически обосновано тем, что словарный запас ребенка в передаче
чувств, настроений и мыслей невелик, как недостаточны и его языковые
возможности. Превращая свои зрительные образы в рисунок, осмысляя опыт
читательских впечатлений, ребёнок создаёт объект заново, каким он видит и
чувствует его сам. Неслучайно Л. Выготский назвал детский рисунок застывшей,
изображённой речью. Пользуясь известным психологическим термином, возраст
младшего школьника можно назвать «сенситивным». Как утверждает педагог А. А.
Мелик-Пашаев, первое, что надо сделать библиотекарю — выявить одарённость
ребёнка. Она проявляется в ярко выраженной устойчивой склонности ребенка к
рисованию, в чувстве удовлетворения, какое он испытывает от этих занятий. Потенциал
и вектор художественного развития в этом деле более значимы, чем уровень
наличных достижений ребёнка. При оценке рисунка важно обращать внимание, как
читательские впечатления ребёнок преобразует в рисунок, каков был замысел и как
он решён. Взрослым надо видеть не только рисунок, но и ребёнка в нем. Видеть в
рисунке проекцию становления способностей, предостерегать авторов от попыток
копирования иллюстраций, выполненных художниками.



 



От читателя к писателю и обратно



Став подростком, начитанный и одарённый школьник часто
прибегает к литературному творчеству, тем более если языковое развитие
позволяет ему это. Опыт многих начинающих поэтов и прозаиков показывает, что
первые импульсы к самостоятельному творчеству они получили в момент чтения. Но
есть и другой путь — «от маленького писателя к большому читателю». Таким путём,
например, ведёт своих подопечных О. Л. Кабачек, психолог  из РГДБ. Она побуждает их к написанию сказок.
Для руководителей детским литературным творчеством главное — увидеть за
несовершенством формы стихотворения или рассказа уникальные творческие поиски,
поддержать ребёнка в стремлении нарисовать словами картину, передать чувство,
создать выразительную словесную форму, отозваться строчками на жизненные
явления, выразить своё отношение к ним.



 



Очаги таланта



Объять опыт библиотек в поддержке и развитии талантливых
детей в одной статье невозможно, но об одном начинании всё же необходимо
сказать. Я имею в виду организацию кружков, клубов, студий при библиотеке.
Именно эти организованные по интересам детей малые группы чаще всего становятся
очагами развития талантов. Каких только кружков сейчас нет в библиотеках!
«Читалочка», «Креатив», «Колокольчик», «Дебют» и многие, многие другие.
Особенно активно они множатся в последнее время в школьных библиотеках, и
руководитель такого кружка (в случае если он разработал программу, которая была
затем утверждена) может получить статус педагога дополнительного образования.



 



Пространство для творчества



Чтобы оправдать название данной статьи, необходимо хотя бы кратко
сказать об организации самого пространства библиотеки, которое содействовало бы
развитию способностей детей. Думать о своём пространстве, о его новой модели,
библиотекарей заставила сама жизнь. От этого зависит популярность библиотеки
среди детей и юношества, и даже вопрос быть или не быть библиотеке вообще.
Правильно организованное пространство — пусковой механизм, усиливающий
стремление к творчеству. Решая вопрос об организации пространства, многие
библиотеки, работающие с детьми, пришли к выводу, что необходимо предоставить
детям в библиотеке свободу для самовыражения, следовать за интересами ребёнка.
Это значит — пустить в её стены детский смех, разрешить им двигаться,
переговариваться, делиться впечатлениями. Читать — если интересно. Говорить — если
хочется. Спрашивать, писать, рисовать — если просит душа.



По такому пути решила идти Российская государственная
детская библиотека, создавшая проект «Неформальная библиотека» и впустившая в
своё библиотечное пространство юношеские объединения эмо и готов — противников
формализма. На территории РГДБ обосновался Гитарный клуб «Перебор»,
объединивший участников разных возрастных групп. В этом клубе не только читают
стихи, общаются, но и поют. Подобное явление можно наблюдать в Централизованной
библиотечной системе города Беломорска Республики Карелия. В ней поддерживаются
различные направления музыкальных субкультур, таких как рэп и рок. Библиотека
становится креативным центром для молодых музыкантов и привлекательным для
посетителей библиотеки — подростков и молодёжи. Многие библиотеки выделяют залы
для детского творчества. Таковой есть, например, в Мурманской ОЮДБ, где создана
«Мастерская Данилки и Марьюшки». В этой мастерской дети изготавливают
самодельные книги, сочиняют истории, пишут стихи, сказки, создают своими руками
открытки, закладки, плакаты, рисуют. Объявив 2009 год Годом талантливого
чтения, библиотека поставила задачу: «Разбудить волшебников, которые спят
глубоко в сердце каждого ребёнка». И прежде всего — библиотекаря, способного
развивать природную одарённость детей. Ставку на одарённых детей эта библиотек
сделала уже давно.



Современные библиотекари, работающие с детьми и молодёжью,
начинают осознавать свою роль в поддержке и развитии одарённых детей. Появилось
немало статей, раскрывающих такой опыт. Своим опытом в этом направлении работы
поделилась библиотекарь Подпорожская ЦРБ Ленинградской области Н. Маркова (На
путях к неизведанному. Через чтение — к развитию личности // Библиотечное дело.
— 2010. — №22. — С. 16–18). Библиотека не только создаёт условия для
самореализации детей, развития из талантов, но и задействована в проекте
«Золотые запасы Подпорожья» (речь идёт о золотых медалистах), прослеживает их
дальнейший путь. Автор названной статьи с гордостью говорит о том, что почти
все их воспитанники закончили престижные вузы России, защитили диссертации и
теперь живут, учатся и работают кто в Англии, кто в США, кто в Тайланде, кто в
Хельсинки. Библиотекарь радуется их успеху, но мне после прочтения этой статьи
захотелось плакать. Почему наши талантливые читатели, получив образование,
развив в себе творческие способности, должны пополнять ряды учёных чужих стран,
а не России? Разве для того мы их растим?



И вот здесь мы сталкиваемся с необходимостью сочетать
развитие талантов с их воспитанием, с привитием им любви к Отечеству и желания
посвятить именно ей «души прекрасные порывы». Одарённость сама по себе не
безусловная ценность, всё зависит от того, на что она направлена. Она может
обернуться во зло, как это произошло с гениальным Гренуем из романа Зюскинда
«Парфюмер». Великий швейцарский ученый К. Г. Юнг говорил: «Многие проблемы
воспитания одарённых детей, пожалуй, в наибольшей степени связаны с развитием
эмоциональной сферы, чувств и переживаний… Дары сердца зачастую не столь явны и
навязчивы по сравнению с интеллектуальными или техническими способностями. Они
часто остаются в тени. Озабоченные воспитанием взрослые даровитость ума ценят
выше даровитости сердца. Хотя именно она выдвигает весьма высокие требования к
взрослым». В деятельности по взращиванию талантов во главу угла должны
ставиться не знания и технологии (и даже не достижения одарённых детей), а
личность ребёнка, его духовный мир. Надо растить не «человека мира», а
гражданина своей страны, которая сегодня, как никогда ранее, нуждается в
молодых талантах. Задача библиотекарей — направить энергию одарённых детей на
повышение интеллектуальной мощи устремленной к прогрессу России.





Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы