Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 6 (144)'11 - Библиотека 2.0
Из опыта отечественного блогостроительства



Ирина Николаевна Огнева, заведующая методическим отделом
центральной городской библиотеки им. А. М. Горького г. Арзамаса



 Сегодня часто слышишь слова «Веб 2.0», «Библиотека 2.0», «дванольный
библиотекарь». Ещё год назад я не понимала их значения, а тем более не могла
представить, что меня будут считать «заядлым блогером» и «продвинутым
пользователем», что я буду общаться с библиотечными специалистами из разных
концов страны. И вот к концу 2010
г. моё имя стало ассоциироваться в первую очередь с
популярным блогом «Библиомания».


Многим библиотекарям кажется, что библиотечные блоги ведут
хорошо разбирающиеся в информационных технологиях люди. Да, бывает и так,
но  большинство блогеров — такие же
библиотечные работники, как вы. Новые технологии осваивают в процессе ведения
блога, часто — самостоятельно.



Итак, сначала немного теории.



Блог — размещённый в Интернете дневник одного или нескольких
пользователей. Можно сказать, что блог — это разновидность веб-сайта, где
записи расположены в обратном хронологическом порядке (то есть последняя запись
находится сверху).



Блогер1 — человек, ведущий блог, автор сообщений (постов).



Блогосфера — единое информационное пространство, формируемое
блогами. Термин этот сложился благодаря тому, что блоги в Сети взаимосвязаны
друг с другом, переплетены посредством комментариев, ссылок, объединены общим
контентом.2



В XX веке Интернет использовался прежде всего как источник
информации. Сегодня Всемирную Паутину можно назвать «паутиной сотрудничества и
соучастия». Теперь пользователи Сети могут добавлять в Сеть свои материалы,
оставлять комментарии. Современная концепция развития Интернета, главное
отличие которой — наличие у каждого пользователя возможности участвовать в
создании контента, называется Веб 2.0 (Web 2.0). Благодаря этим бесплатным
сервисам обычные люди могут легко создавать, изменять и публиковать контент
любого рода (текст, презентации, аудио, видео). Веб 2.0 позволяет пользователям
работать с сервисами совместно, обмениваться информацией. Назову некоторые виды
социальных сервисов и приведу примеры:



• сетевые дневники или блоги (Живой журнал (LiveJournal),
Блоггер (Blogger));



• средства для хранения закладок (Делишес (Delicious),
БобрДобр);



• Социальные сетевые сервисы для хранения мультимедийных
ресурсов (видео — YouTube, презентации — Slideshare, фотографии — Flickr,
Picasa);



• ВикиВики (WikiWiki) — средство для быстрого создания и
редактирования коллективного гипертекста (Википедия, Летописи.ру).



 



Опыт библиотечного блогостроения



Моё освоение территории Веб 2.0 началось с создания блога.
Сейчас блоги есть у каждого второго-третьего пользователя Интернета. Они
многообразны по содержанию, по внешнему виду, по регулярности. Блоги можно
классифицировать по автору, тематике, наличию мультимедиа, платформе.



Библиотечных блогов в России более 300 и их число постоянно
растёт. Что же такое библиотечный блог?



Его может вести один человек или несколько. Блог может
представлять личность или библиотеку, отдел библиотеки или библиотечное
сообщество. Самое главное, что в нём есть записи на библиотечные темы, о
библиотеках и библиотекарях. Большинство библиотечных блогов ведутся сегодня на
платформе Blogger.



Почему растёт число библиотечных блогов? Именно в них библиотекари
нашли для себя выход из профессиональной и географической изолированности,
средство для самообразования, возможность рекламы собственной деятельности.



Как блог помогает в методической работе? Вы можете
оперативно донести свои рекомендации, обсудить работу и проблемы,
продемонстрировать новое и лучшее, обменяться материалами и полезными ссылками.



Зачем нужен блог методисту библиотеки? Рассмотрим на примере
блога «Библиомания».



Блог «Библиомания» был создан мной 2 июня 2010 г. В своём первом
сообщении я призналась, что не знаю, как делают блоги и буду постепенно
разбираться. Создание блога было спонтанным решением (в процессе регистрации
аккаунта3). Название же взято из моего проекта «От библиофобии к библиомании»
(проект-победитель городского конкурса проектов в области культуры «Творческая
инициатива-2009»4).



Блог ведётся на платформе «Blogger». Это позволяет не
прибегать к программированию и не заботиться об установке и настройке
программного обеспечения. Сервис позволяет создать индивидуальный стиль блога,
менять оформление, добавлять гаджеты и виджеты.5 Рассмотрим структуру блог
«Библиомания» подробнее.



 



Главная страница



Именно на ней публикуются сообщения в обратной хронологии.
Каждое сообщение (пост) снабжено ярлыками (ключевыми словами). Внизу страницы
можно увидеть все ярлыки в виде облака 9 «облако тегов»). После материалов,
посвящённых арзамасским библиотекам, самые многочисленные ярлыки — «книги»,
«чтение», «корпоративная культура», «работа с детьми в библиотеке», «Арзамас».



Самые популярные сообщения блога за всё время существования:



• «Знаменательные и памятные даты 2011 г.» — около 19 0006
просмотров;



• «Планирование работы библиотеки в 2011 г.» — около 3000
просмотров;



• «Портфолио библиотекаря» — около 2500 просмотров;



• «Характеристика библиотекаря NN» — около 100 просмотров;



• «Схема годового плана библиотеки» — около 600 просмотров;



• «Книжные выставки “Читай со мной”» — около 500 просмотров.



Неформальный характер блога позволяет размещать публикации
не только об официальных, но и о корпоративных мероприятиях ЦБС г.Арзамаса,
поздравления с днем рождения.



К каждому сообщению можно оставлять комментарии. Комментарии
позволяют увидеть живую реакцию посетителей на темы или сообщения, вступить в
диалог. Среди самых комментируемых — сообщения на тему библиотечной работы
(«Как представить читателям сайты», «День методиста в свете Веб 2.0»,
«Информационные стенды в библиотеке, или Голь на выдумку хитра») и тесты
(«Знаете ли вы русский язык на уровне школы?», «Подходит ли вам место работы»,
«Какая страна вам ближе»). Именно активное обсуждение результатов теста «Какая
страна вам ближе» подтолкнуло меня ввести новую серию сообщений на тему «Отдых
библиотекарей».



Показатели блога за 2010 г.:



• посетители — 30 058;



• визиты — 42 899;



• просмотры — 111 822;



• число RSS подписчиков — 107.



 



Дополнительные страницы.



Настройки блога позволяют создавать новые страницы. В первую
очередь для облегчения поиска была создана страница «Содержание». Полезные
ссылки можно найти на страницах:



• «Копилка библиотекаря» («Курс начинающего библиотекаря»,
«Записная книжка школьного библиотекаря», «Дванольный библиотекарь», «Словарь
форм массовой работы», издания библиотек и для библиотек и многое другое);



• «Копилка читателя» (публикации блога о книгах разной
тематики, например, любовный роман или фэнтези);



• «Журнальный столик» (Аннотированные ссылки на ресурсы,
представляющие бесплатный доступ к текстам журналов и газет);



• «Интересное в работе с детьми» (опыт работы библиотек г.
Арзамаса);



• «Аттестация в библиотеке» (документы, характеристики,
вопросы);



• «Актуально». Нормативно-правовая база библиотеки (работа
библиотек в условиях Федерального закона №83-ФЗ).



На боковой панели блога установлены гаджеты и виджеты. С их
помощью можно:



• увидеть «Последние комментарии», «Популярное за неделю»,
«Случайные страницы»;



• напомнить другим «Не забудьте прочитать..», «…и увидеть»;



• познакомиться с «Постоянными читателями» и «Архивом блога»
(по месяцам и дням);



• быть в курсе последних публикаций блогосферы в рубриках
«Мы, методисты…» (блоги методистов), в блогах друзей (блоги коллег, которым я
симпатизирую и с которыми общаюсь)



Какие же задачи позволило решить мне ведение блога?



 



Реклама своей деятельности



В одном из первых сообщений я написала: «Хочу, чтобы о нас
знали». Одна из моих задач как методиста — трансляция опыта работы библиотек
Арзамаса. Блог идеально подходит для этого. В нём было опубликовано около 100
материалов на различные темы («Книжный праздник «Всемирный день солнца»,
«Студия «Хозяюшка», или Как привлечь взрослых», «Краеведческая деятельность»).
Разнообразна форма подачи материала — короткое сообщение, заметки после
проведения, выступление, статья, сценарий. В блоге можно разместить не только текст
и фотографии, но и электронную презентацию, видеоролик и даже целую брошюру.
Размещение в блоге «Библиомания» материалов, разработанных в ЦБС, служит их
дальнейшему продвижению в виртуальной среде и распространению на других
ресурсах (например, портал «Чтение-21», «Записная книжка школьного
библиотекаря», другие библиотечные блоги).



 



Распространение



библиотечных новостей



В блоге можно рекламировать предстоящие события и
рассказывать об уже прошедших мероприятиях. Авторами таких сообщений являюсь не
только я, но и другие, например, Е. И. Веселова (ЦДБ им. А. П. Гайдара), Е. Р.
Балихина (заведующая библиотекой-филиалом №5) и другие. Блог «Библиомания»
начал сотрудничать с журналистом газеты «Арзамасские новости» О. Маценко
(«Детство с лебедой и “лейтенантами”», «Тимуры новой закалки»).



 



Источник информации



Блог даёт возможность быть в курсе интересующих событий,
выделяет актуальные материалы. «Библиомания» помогает ориентироваться в
огромном книжном море, знакомя с лучшими образцами («Самые романтические
литературные произведения», «10 книг, которые надо прочитать этой осенью»),
писателями и книгами («Библиограф @Я о Стиге Ларссоне», «Что тебе рассказать,
или Вера Полозкова», «П. Джордано «Одиночество простых чисел»).



Постоянные темы «Библиомании»:



• местные новости («День города в Арзамасе», «Здоровый образ
жизни библиотекаря, или Впечатления после открытия арзамасского ФОКа
«Звёздный»);



• Интернет («Гигиена виртуального пространства», «Что такое
Веб 2.0»),



• психология («Учитесь не нравиться», «Мы стареем»).



Популярностью пользуется серия рассказов «Отдых
библиотекарей», авторами которых являются сами библиотекари. Впечатления от
разнообразных маршрутов и отличные фотографии всегда служат поводом для
множества комментариев. Вместе с коллегами мы побывали в Ичалковском бору,
Тарханах, Закарпатье, Крыму, Европе.



 



Источник



профессиональной информации



Как методист, я стремлюсь оперативно донести до своих коллег
материалы, которые им понадобятся в работе. Поэтому блог насыщен информацией
для специалистов библиотек. Это методические материалы (серия «Копилка», «Схема
годового плана»), обзоры библиотечных изданий («Библиотекарю: «Современная
библиотека» №4, 2010), публикации актуальной тематики (авторское право,
бюджетная реформа, электронные книги).



 



Площадка



для профессионального общения



Блог «Библиомания» стал площадкой для обмена опытом и
общения. Если вначале о проходящих мероприятиях писала только я, то сегодня
своими рассказами делятся работники всех библиотек ЦБС («Фантазии Джанни
Родари: заметки после мероприятия», «В детскую библиотеку им. А. П. Гайдара
вернулось лето»).



Сегодня библиотекари редко имеют возможность выезжать за
пределы города. Но, вернувшись из поездки, мы спешим поделиться впечатлениями в
блоге («Здоровая нация — здоровое будущее», «Как методист патриотические
ценности впитывал»).



Библиотекари знакомятся с опытом работы различных библиотек.
«Библиомания» не только размещает ссылки на другие библиотечные блоги и сайты,
но и публикует с согласия авторов материалы из других регионов  («Ещё один взгляд на книжные выставки» —
Пермский край, «Особым детям — особую заботу»: указатель» — Удмуртия).



Большую роль играет возможность комментирования. В блоге
библиотекари учатся общаться и обмениваться информацией. Комментарии позволяют
развивать неформальное общение. Начав комментировать записи в блоге
«Библиомания», специалисты ЦБС



г. Арзамаса постепенно начали участвовать в обсуждениях в
других библиотечных блогах. Таким образом, мы способствуем созданию
профессионального библиотечного сообщества в виртуальном пространстве.



Результатом этого стало расширение круга профессионального
общения. Завязавшиеся в «Библиомании» разговоры часто продолжаются в личной
переписке по электронной почте. Блог помогает поиску и поддержке новых
контактов.



 



Тренажёр сервисов Веб 2.0



В процессе работы мне пришлось разбираться с непонятными
вначале новыми технологиями. В итоге я научилась работать с блогом на платформе
«Blogger», использовать RSS-аггрегаторы7 для систематического чтения
библиотечных блогов, общаться в режиме онлайн, освоила новые сервисы. Блог
«Библиомания» получил широкую известность. Среднее число ежедневных посещений —
350, российская география — от Калининграда до Курильска.



Читая блог «Библиомания», осваиваться в виртуальном мире
начали и библиотекари ЦБС города Арзамаса. Самостоятельным автором
«Библиомании» с правами администратора стала



Т. В. Лапицкая, заведующая отделом информационных технологий
ЦГБ им.



А. М. Горького. Создан блог «Одиннадцатый» краеведческой
направленности, который ведут работники библиотеки-музея истории микрорайона
№11 им. И. П. Склярова.



Потренировавшись в блоге «Библиомании», мы начали сво`
дальнейшее продвижение в Интернете. Создана группа «Библиомания» (г. Арзамас)
Вконтакте, которая насчитывает более 400 человек, страницы «Централизованная
библиотечная система г. Арзамаса» и «Библиомания» на Facebook и микроблог «ЦБС
г. Арзамаса» в Twitter.



Если вы открыты новому, готовы общаться, способны делиться,
любопытны и дружелюбны, не боитесь публичности — присоединяйтесь к нам!



 





Тема номера

№ 17 (467)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы