Мария Эдуардовна Далецкая, заведующая сектором методического отдела ЦГДБ им. А. П. Гайдара, Москва
Об Интернете и его роли в жизни современного общества
сказано и написано много, однако кажется, что чем больше мы понимаем и
оцениваем значение и роль Интернета в нашей жизни, тем больше новых вопросов возникает.
С библиотечной деятельностью в целом Всемирная паутина уже в
какой-то мере состыковалась, но если попробовать копнуть вглубь, возникают новые
вопросы. Например, в какой мере Интернет должен быть представлен в детской
библиотеке? Или, если угодно, наоборот: где пролегают границы представительства
детской библиотеки в Интернете? Насколько оно необходимо? Я не ставлю перед
собой цель найти единственно верное решение проблемы, я приглашаю всех подумать
на эту тему вместе.
В кругу «своих»
Проблема эта не надумана. На первый взгляд, всё очевидно:
всем гарантирован равный доступ к информации, в том числе и детям. В
компьютерном классе библиотеки должен быть доступ в Интернет. Но что дальше?
Ребёнок пришёл в компьютерный класс, попросил диск, сел за компьютер… Скорее
всего, никто не знает, что ребёнку интересно сверх того, что отмечает в своём
журнале сотрудник компьютерного класса. Библиотекарь, работающий на абонементе,
имеет представление об интересах своих
читателей, а главное — знает, что порекомендовать ребёнку. А так ли хорошо
библиотекари знают читателей, когда речь идёт о виртуальном пространстве? Вряд
ли, потому что виртуальное общение превратилось в достаточно интимную часть
внутреннего мира детей и подростков. И, надо сказать, что дети очень оберегают
свою виртуальную свободу. Я знаю, что многие дети создают закрытые от
посторонних (в том числе от родительских) глаз странички в социальных сетях. К
примеру, в социальной сети «Вконтакте» обладателями «закрытых» страниц являются в основном подростки и молодёжь.
Безусловно, к этому вопросу нужно подходить деликатно, но также нужно понимать,
что закрывая свой мир от посторонних глаз, дети постоянно «варятся в
собственном соку», часто лишают себя доступа к качественной и содержательной
информации, довольствуясь тем, что с готовностью подсовывает коммерческий мир
Интернета. На «своей территории» дети от всей души самовыражаются, поскольку
чувствуют себя «в безопасности», то есть ведут себя примерно так же, как в
гостях у друга, чьи родители уехали на выходные на дачу. Они говорят на своём
языке, делятся личными фотографиями, аудио- и видеотреками, рисунками,
впечатлениями и т. д. И всё это — внутри достаточно замкнутого круга таких же,
как они.
Читатели-дети чаще всего не испытывают потребности в
библиотечном обслуживании посредством Интернета, но у них есть потребность
обсудить книжные или околокнижные вопросы. Если современная детская библиотека осознаёт
себя не просто хранилищем собрания детской литературы, но ещё и местом, где
дети могут и хотели бы свободно общаться и заниматься саморазвитием, ей
необходимо решить для себя вопрос виртуального присутствия в жизни
пользователей-детей. И речь идёт не об официальном сайте библиотеки. Чаще всего
сайты детских библиотек ориентированы всё-таки на взрослых, детям и подросткам
там просто неинтересно: им не хватает там возможности свободного общения, их
сковывает «официальность». Подозреваю, что ещё одной причиной, по которой детям
неинтересны официальные сайты, — собственная безграмотность. Дети пишут с
ошибками, сознательно или нет, и им совершенно не хочется лишний раз за это
«получить». Как следствие, на официальных сайтах детских библиотек чаще всего присутствует
очень и очень мало их потенциальных читателей.
В поисках решения
«виртуального» вопроса
Дети ищут более комфортные места для общения — и находят их,
чаще всего, в социальных сетях. Да, в этих сетях существует некоторая
организация пространства, но всё-таки она не достаточна для того, чтобы не
волноваться за «обитающих» там детей. В своей статье «Дети в Сети и библиотеки:
проблемы и перспективы» В. П. Чудинова перечислила проблемы, с которыми
сталкиваются родители, педагоги и библиотекари при рассмотрении «виртуального»
вопроса:
• проблема доступа к информации;
• проблема качества информации и связанная с ней проблема
безопасности ребёнка; непристойная и другая информация, которая способна
принести ему вред (проблема «грязи» и «мусора» в Сети);
• избыточность информации и проблема поиска нужной
информации и навигации юных в Сети;
• компьютерная, информационная и сетевая грамотность
пользователей;
• законодательное обеспечение прав пользователей — детей и
родителей.1
Всё это свидетельствует о том, что детям нужен хороший друг
и проводник в их блужданиях по Интернету. Речь идёт не о
наставнике-морализаторе, а о создании для юных пользователей библиотек
безопасного виртуального пространства, где они были бы объединены, например,
интересом к чтению.
Многие исследования, рассматривающие тему взаимоотношения
библиотек и Интернета под углом доступа к информации, но ведь помимо этого
детям и подросткам необходимо пространство, которое они могли бы заполнять
сами, своей информацией в соответствии со своими интересами.
Социолог М. М. Самохина очень точно сравнивает Сеть с
огромной библиотекой, а её посетителей — с её посетителями2, которые приходят в
библиотеку не только за книгами, но и за общением и культурной программой. При
этом они часто не слишком хорошо себе представляют, какого рода общение и какие
впечатления они хотят получить. Характерный пример приводит в своём материале,
посвящённом «Читательской премии Имхонета», профессор А. Б. Долгина.3 При
проведении голосовании в категории «Любимый писатель» участникам сайта
«Имхонет» была начислена стартовая сумма 50 рублей, которую предлагалось либо
перечислить одному писателю-конкурсанту, либо разделить между несколькими
кандидатами. Он пишет, что оказалось много «справедливых» участников, которые
попросту разделили эту сумму между всеми номинантами, безо всякого напряжения
мысли и чувств. Резюме Долгина: «Так выражается нынешнее тотальное “безвкусье”,
когда место любимых, близких по духу занимают популярные и раскрученные, и
отсутствие собственного мнения». И таких примеров в Интернете много.
Категоричность суждений, склонность авторов этих суждений путать собственное
эмоциональное отношение к предмету дискуссии с логическим заключением
соседствуют с отсутствием собственного мнения. Для библиотекаря это — поле
непаханое. Кроме того, у детей есть ещё одно очень уязвимое место в вопросах
чтения: недооформившиеся духовные критерии оценки творчества.
Детский библиотекарь, решившийся попробовать свои силы на
площадке социальных сетей, столкнётся с рядом проблем. Первый камень
преткновения — неумение ориентироваться в Интернете, пользоваться всеми его
возможностями. Те сотрудники библиотеки, которые хорошо знакомы с виртуальной
средой, зачастую недостаточно хорошо разбираются в детской литературе, а для
того чтобы достичь успеха при ведении подобного интернет-проекта, библиотекарь
должен сочетать в себе коммуникабельность, знание особенностей детского чтения
и элементарные навыки пользования Интернетом. Кроме того, у него должно быть
время на развитие проекта, а это значит, что руководство библиотеки должно
понимать: сотрудник не просто «сидит в Интернете», он занят важной работой.
Дети в любом случае будут использовать социальные сети.
Вопрос в том, «снизойдёт» ли детская библиотека до них и их интересов или она
будет упорствовать в своём неприятии современных способов коммуникаций.
Обращусь снова к статистике, которую приводит М. М.
Самохина. По разным подсчётам социологов, 30–35 % российских пользователей
Интернета — лица 16–25 лет. Такой же процент составляет группа 25–35-летних.4
Предположу, что большая часть из оставшихся 30–40 % — это лица до 16 лет. Это много.
И этим 30–40% нужна помощь и навигация.
Форум или сеть?
Если библиотекарь решился на создание проекта в социальной
сети, то встаёт вопрос выбора сети или форума. Тут надо хорошо понимать свою
аудиторию, быть в курсе того, что происходит в окружающем мире. Если библиотека
детская, вряд ли стоит идти на «Одноклассники». Сами дети предпочитают
Vkontakte.ru. Может быть, ресурсы Яндекса. Стоит познакомиться с такими
ресурсами, как Facebook.com и Twitter.com. На первом вы сможете найти очень
продвинутых или имеющих большой круг общения за рубежом родителей, а также
старших подростков, на втором — подростков и молодёжь. Работать с Твиттером
сложнее: этот ресурс предусматривает возможность публиковать только очень
короткие сообщения (что видно из самого названия: англ. «twitter» можно
понимать как «щебетание», «чириканье», «болтовня»). В вашем сообщении не может
быть более 140 символов. При желании этот ресурс можно приспособить, например,
для быстрых и коротких новостей, и это будет ещё одной возможностью держать
контакт со своими пользователями — удобным для них способом. Это потребует от
ведущего продумать концепцию общения, научиться в эти 140 символов умещать
умные и содержательные мысли. Кому же, как не библиотекарю этим заниматься?
Сеть Vkontakte.ru активно развивается и приобретает новые
категории пользователей. Здесь можно найти наиболее продвинутых родителей и
учителей, писателей, художников, библиотекарей. Здесь легко создать сообщество,
внутри которого можно организовать общение детей между собой и общение детей
напрямую с авторами, как это давно уже сделали, например, писательницы книжной
серии «Только для девчонок» издательства «ЭКСМО» (vkontakte.ru/club3855711). В
этой группе, к слову, на данный момент более 9 тысяч участников.
В заключение коснёмся часто встречающегося аргумента отказа
от социальных сетей: здесь слишком легко подцепить компьютерный вирус.
Подхватить вирус можно даже в том случае, если вы пользуетесь одной только
электронной почтой. Достаточно установить хорошие антивирусные программы, не
закачивать файлы с расширением .exe, не открывать сомнительные ссылки и иметь
компетентного системного администратора, социальные сети вам ничем страшным не
грозят. Таким образом, подумать о возможности использования социальных сетей
для развития библиотеки стоит.
Если вы зарегистрированы в сети Vkontakte.ru, то вот
небольшой список библиотек, уже имеющих здесь своё представительство:
• Научная Библиотека Южно-Уральского государственного
университета (vkontakte.ru/club19301624);
• Тверская областная ордена «Знак Почёта» универсальная
научная библиотека им. А. М. Горького (vkontakte.ru/ club21479623);
• Центральная детская библиотека Невского района г.
Санкт-Петербурга (vkontakte.ru/club12446752);
• Библиотека им А. П. Чехова г. Чита — (vkontakte.ru/club19592153
• Бежецкая межпоселенческая центральная районная библиотека
им.
В. Я. Шишкова (vkontakte.ru/club2254 3217);
• Городская библиотека №2 г. Лодейное Поле
(vkontakte.ru/club16868 967);
• МУК МЦБС «Центральная районная библиотека» г. Краснокамск
(vkontakte.ru/club22385795);
• Оренбургская областная библиотека им. Крупской
(vkontakte.ru/club 11329206);
• Мурманская областная детско-юношеская библиотека
(vkontakte.ru/club 21179769);
• ЦГДБ им. Ленина, г. Ростов-на-Дону
(vkontakte.ru/club17561489)
Не так давно появилась в сети Vkontakte.ru группа и у
московской «Гайдаровки» (vkontakte.ru/club16274713);
Свои страницы Vkontakte имеют и практически все ведущие
детские книжные издательства:
• Книги О.Г.И. (vkontakte.ru/club 8588022);
• Издательство «Время» (vkontakte.ru/ club11564073);
• Издательство «САМОКАТ» (vkontakte.ru/club834874);
• Издательский Дом Мещерякова (vkontakte.ru/club9800645);
• Издательский дом «КомпасГид» (vkontakte.ru/club14476720);
• Издательство «Азбука» (vkontakte.ru/ club845418);
• Издательство «Махаон» (vkontakte.ru/ club16894274).
А также:
• Лавочка детских книг в Москве (vkontakte.ru/club13460747)
• Книжная ярмарка ДК Крупской (vkontakte.ru/club422238)
Многие сообщества по интересам посвящены поэтам, художникам,
фотографам (а некоторые ведутся непосредственно ими самими).
Учесть и оценить все группы, так или иначе связанные с
детской литературой невозможно, однако стремление всех заинтересованных лиц и
организаций занять своё место в социальных сетях очевидно. Все эти сообщества
очень разные — от официальной группы до клуба по интересам. В них можно
создавать темы для обсуждения и опросы, публиковать новости и отчёты,
обмениваться впечатлениями о книгах и мероприятиях, публиковать фотографии,
аудио- и видеофрагменты, устраивать интеллектуальные игры и т. д. Механизм Сети
позволяет поддерживать высокую степень интерактивности. Большим плюсом этой
формы виртуального общения является свобода творчества и самовыражения.
Необходимо только одно: желание творить и быть услышанным.
1 Чудинова В. П. Дети в Сети и библиотеки: проблемы и
перспективы / В. П. Чудинова // Информационное общество. — 2001. — Вып. 1. — С.
57–58. [Режим доступа к электронной версии:
http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/6b8b44ee69d4768ac3256c0100398878]
2 Самохина М. М. Молодые читатели в Интернете / М. М.
Самохина // НЛО. — 2010. — №102. [Режим доступа к электронной версии:
http://www.nlobooks.ru/rus/magazines/nlo/196/1791/1812]
3 Новая газета. — №140. — 2010. — С 20.
4 Самохина М. М. Молодые читатели в Интернете / М. М.
Самохина // НЛО. — 2010. — №102. [Режим доступа к электронной версии:
http://www.nlobooks.ru/rus/magazines/nlo/196/1791/1812]