Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 6 (144)'11 - Библиотека 2.0
Если дети попали в Сети





Мария Аркадьевна Микийчук, библиотекарь отдела «“Отрочество”
МУК “ЦСДБ им. А. С. Пушкина”» г. Саров Нижегородской области



 



Что даёт Интернет молодому человеку? Почему подростки так
комфортно чувствуют себя в Сети, что они черпают из этого океана информации и
может ли библиотечный блог стать популярен?


Когда в аэропорту Домодедово произошёл теракт, буквально
через несколько минут новость об этом оказалась в Интернете, притом что полных
новостных сводок ещё не было ни на одном телеканале. Таксисты, пользуясь
случаем, взвинтили цену за проезд из Домодедово до метро до двадцати тысяч, и
люди не могли уехать. Эта информация тоже появилась в Интернете намного раньше,
чем на радио и телевидении, и буквально за несколько часов в аэропорту
появились люди с табличками: «Довезу бесплатно до метро». Узнав о диких ценах,
установленных таксистами, они приехали на собственных автомобилях для того,
чтобы помочь другим добраться домой. Точно так же, из рук в руки, передавались
ссылки на адреса, где можно сдать кровь для раненых; стоило кому-то отступить
от правил морали, он мгновенно выявлялся, обсуждался, осуждался.



Всего за несколько часов количество сообщений по теме
«domodedovo» в Интернете перескочило отметку во много тысяч. Там можно было
посмотреть списки погибших и узнать, чем можно помочь выжившим. Люди передавали
друг другу информацию единым непрерывным потоком: не всё из этого позднее вошло
в новости, в газеты, но это и не так важно: вся посильная помощь была оказана.



Я привела этот пример, чтобы показать, каким образом
работает система Web 2.0, чем она может быть полезна, зачем и кому она нужна.
Что же, собственно, такое Web 2.0? Это тот же Интернет, что и был. Разница
только в одном: сами пользователи могут изменять содержание всей системы,
наполнять её информацией. Это как обычная стенгазета и интерактивная выставка:
первую вы можете только читать, во второй — участвовать.



Вы наверняка искали в Интернете нужные факты по какой-либо
теме, а потому не раз сталкивались с забавным названием «Википедия» (или просто
ВИКИ). Одна из первых ссылок с поисковых сайтов не случайно ведёт именно на
Википедию: это фактически аналог нашей Советской энциклопедии, только в
интернет-формате, множество статей, к которым обращаются, если нужно срочно
найти нужную информацию.



В Википедии огромное количество статей, она есть не только
на русском, но также на английском, французском и ещё добром десятке языков.
Но, что самое удивительное, статьи для неё пишет не один человек, не определённый
коллектив авторов. Рядом с каждым абзацем стоит пометка: «Править», так что
любой человек, заметивший неточность или желающий дополнить информацию — да что
там, написать статью по определённой теме! — может сделать это очень легко.
Можно сказать, что статьи Википедии пишет народ. Информация на этом ресурсе
относительно полная, хотя с научной точки зрения не всегда достоверная. И всё
же во многих ситуациях для простого обывателя она может служить добротной
основой для статьи или реферата.



Вот вам ещё один пример различий между Web 2.0 и Web 1.0:
интерактивность. Людям теперь хочется не только получать информацию, но и
реагировать на неё. Нужны не знания ради знаний, а обучение, совмещённое с
развлечением и общением.



 



Два кита



Информация и общение — вот два кита, на которых стоит сейчас
Интернет. Об удобстве поиска информации, скорости её нахождения говорить
излишне, это и так уже почти все знают. Наверняка вам приходилось искать в
Интернете редкие видео, забытую цитату, информацию для подготовки доклада.
Скажем лишь о так называемых тегах, метках или попросту ключевых словах,
которые являются пока самым адекватным способом поиска информации в Интернете.



Они в чём-то похожи на разделение литературы по отделам,
только представьте, что занимается присвоением книге некого шифра не
специальный человек, а сам писатель. Скажем, пишет на первой странице своей
рукописи: «математика, студенты, юмор». Благодаря этим пометкам его работу
смогут найти люди, которым требуется литература именно на данную тему. При работе
в поисковых сайтах (например, Yandex, Google, Rambler), вы вскоре замечаете,
что чем лаконичней и точнее ваш запрос, тем успешнее поиск. Ваш поисковый
запрос — это в каком-то смысле тоже теги, метки, ключевые слова. Они
представляют собой уникальную систему организации материала, удобную как людям,
предоставляющим этот материал, так и тем, кто его ищет.



Несложно и разместить информацию в Интернете. Если раньше
для этого нужно было быть профессиональным программистом, то сейчас от вас
требуется лишь уметь читать, писать и логически мыслить. Не нужно знать, как
устроен дневниковый сайт: любой человек может понять, что означает опция
«Написать в дневник», впечатать текст в соответствующее пустое квадратное
окошко и нажать на кнопку «отправить». Школьников уже в десятом классе обучают,
как создать свой сайт, как выкладывать фотографии на интернет-ресурсы, общаться
в форумах. Если это не входит в программу по информатике, ребят учат их друзья.
В библиотеке, в зале электронной информации, ко мне не раз обращались школьники,
которые просили научить их регистрироваться на сайтах социальных сетей,
находить нужную информацию в Интернете. Больше 50% читателей при этом
признавались: не владеть такими умениями стыдно, посему они стесняются
спрашивать об этом у одноклассников и друзей.



А как влияет Интернет на общение? Говорят, что подростки
сейчас совсем перестают читать. Это неправда. Объём текста, который они
получают за несколько часов пребывания в Интернете, вполне сопоставим с объёмом
тонкой книжки. Сообщения от друзей «ВКонтакте», новости групп, на которые они
подписаны, анекдоты, тексты песен, информация о любимых исполнителях музыки и
актёрах, сообщения на форумах по различным темам, поиски информации для
домашних заданий, дневники друзей, новости, информация, о которой они
стесняются брать книги или спрашивать друзей…



Осознают ребята или нет, но большую часть информации,
представленной в Интернете, они воспринимают именно в виде текста. Однако они
не только читают, но и отвечают, комментируют, пишут собственные записи,
выставляют на сайтах своё творчество. У этих ребят есть то, чего так отчаянно
не хватало в школьные годы: возможность публично презентовать себя с
минимальным ущербом для психики. Выставить собственные стихи под псевдонимом на
форуме, показать одноклассникам свои фотографии или собственную песню, создать
пост о том, как тебе сейчас плохо, больно и одиноко, поделиться радостью…



Конечно, можно утверждать, что Интернет создаёт только
иллюзию общения, но это далеко от действительности. Люди знакомятся, завязывают
дружеские отношения — а затем встречаются в реальности. С помощью социальных
сетей, таких как «Одноклассники», «ВКонтакте» и Facebook, молодёжь зачастую
находит людей, которых вряд ли было возможно найти другим способом. Это
одноклассники, старые друзья, ребята, с которыми ездили в лагерь, случайные
знакомые, с которыми хотели бы возобновить общение… Люди, проводящие время в
социальных сетях, действительно не одиноки. Их общение с виртуальными
собеседниками в любой момент по обоюдному желанию может перейти на другой
уровень, они могут обменяться телефонами или встретиться, даже если живут в
разных городах. Обычно именно так и происходит: подросткам не слишком интересно
постоянно переписываться через Интернет, и встречу назначают уже через
несколько дней переписки. Через Интернет организовать встречу куда как удобнее,
чем пытаться обзвонить собеседников: люди иногда меняют телефонные номера, да и
написать электронное письмо дешевле.



Кроме того, используя Интернет, молодые люди стараются
задействовать все его возможности, например, поставить на свою страницу
«ВКонтакте» аватарку — свою фотографию. А если имеющиеся фотографии не очень
нравятся? Тогда молодой человек начинает понемногу осваивать не такой уж и
сложный, как оказалось, графический редактор, изучает различные программы. При
общении в Интернете происходит постоянное переосмысление информации, создание
новой информации, участие в диалоге, так что его пользователи постоянно
развиваются, обогащаются новыми знаниями и умениями.



 



Зачем Интернет библиотекарю, или Как вести библиотечный
блог?



Интернет нужен нам, так как он интересен и нужен нашим
читателям. Если мы собираемся заинтересовать молодёжь нашими книжными богатствами,
следует понять, что именно интересно этой аудитории. Интернет даёт ответ на
этот вопрос: в своих анкетах в социальных сетях и блогах молодые люди указывают
свои интересы. Интернет для современного библиотекаря — благодатное
исследовательское поле и стартовая площадка для создания контента сайта, блога
библиотеки, её группы в социальных сетях.



С июля 2010 года наша библиотека ведёт библиотечный блог
«Живность Цвета Огня» (http://v-pereplete.livejournal.com). Он мало похож на
другие корпоративные библиотечные блоги; по стилю это, скорее, личный дневник —
фотографии саровских пейзажей, рассуждения о том, как прекрасен мир, какие
смешные кошки и так далее. Кому-то такой подход может показаться странным, но
проанализировав другие библиотечные блоги, мы задались вопросом: а так ли уж
интересно молодёжи знать, сколько книг у нас на полке? Или видеть в нашем блоге
приевшиеся ссылки на события книжного мира (например, редкий библиотечный
ресурс обходится без ссылки на самые удивительные библиотеки мира)? По нашему
мнению, задача блога — постоянные обновления + общение, а общение возможно в
том случае, если сообщения в блоге будут интересными, если они заденут
читателей за живое, если читатели увидят в ведущих блога «живых» людей,
родственные души.



В нашем блоге была сделана ставка на личностное начало
авторов, которые пишут посты от первого лица. Сейчас уже трудно сказать, чего в
нашем блоге больше — «библиотечного» или индивидуально-личностного,
привносимого нашими сотрудниками. Мы можем писать о мероприятии, проходящем в
библиотеке, о том, как провели выходные или съездили в путешествие, о том, как
красиво ночное небо. Мы показываем, что библиотекарь — это не автомат, выдающий
книги, не зануда, мрачно отчитывающий должников. Это человек, которому ничто
человеческое не чуждо, которому интересно многое из того, что волнует наших
читателей. У посетителей нашего блога возникает закономерный вопрос: что же это
за место, где работают такие нетипичные библиотекари? И тогда в ход идут
фотографии с наших мероприятий, фотографии интерьеров библиотеки и наших
читателей (членов молодёжной организации «Нокаут»). Нам есть, чем гордиться,
так почему бы не романтизировать облик библиотеки и облик библиотекаря?



Конечно, мы стараемся заинтересовать своего читателя и
книгами. Вчитайтесь в наши посты: фактически в каждом из них, пусть даже
вскользь, мы упоминаем книгу. Наши читатели привыкают к тому, что книга
органично присутствует в жизни, а не навязывается им. Проблемные вопросы,
конкурсы, тактика альтернативных мнений, календарные праздники, призы — все эти
детально разработанные в библиотеках методические приёмы общения с читателем
отлично переносятся в виртуальную реальность. Главное же — мы помним, что
читателям хочется говорить о себе, они жаждут диалога, и мы обязаны предлагать им
личные размышления, а не штампованные фразы.



Работа над блогом ведётся в основном тремя библиотекарями и
одним читателем-подростком. Имена библиотекарей скрыты масками, придуманными
необычными образами. Мы нарисовали аватарки с персонажами, придумали каждому
характер, легенду, взяв за основу имена богов из различных мифологий (Веста,
Грация, Эйрмид (сокращённо — Эйр) и Мид). Это облегчает общение с читателями,
убирает все условности и границы, которые в противном случае могли бы
возникнуть. Перед читателем библиотекари-персонажи, с которыми можно не бояться
поделиться чем-то личным.



Иногда слышу от знакомых библиотекарей, что социальные сети
Интернета им не интересны. Думаю, это нормально. Такие ресурсы интересны прежде
всего подросткам, которые с их помощью ищут своё место в жизни, друзей. Подобно
тому, как они оклеивают стены своей комнаты плакатами, определяя границы своей
территории, они наполняют свои интернет-странички фотографиями, анкетами,
дневниками. Что же до людей старшего поколения, то они заводят блоги, участвуют
в обсуждениях, выкладывают свои фотографии, потакают своим маленьким
увлечениям. Возможно, если бы не система web 2.0, Интернет никогда не стал бы
таким привлекательным. Люди «кидают» друг другу ссылки на интересные материалы,
обмениваются впечатлениями, болтают друг с другом. Всегда есть что-то, что
хочется отыскать. Фильм, который смотрел давным-давно. Песню, которую уже не
выпускают на дисках. Людей, с которыми потеряна связь. Книги, которые не
переиздавали, материалы, которые авторы не смогли или не захотели выпустить в
печать. Товарищей по интересам. Схему вышивки. Программу телепередач на
послезавтра. В Интернете можно найти честную подработку, скажем, написание
текстов для сайтов.



Да, в Интернете всегда можно найти что-то интересное — и
этим «интересным» может стать сайт, блог или группа вашей библиотеки. Чётко
определите, какая аудитория вас интересует, просмотрите то, что сами ваши
читатели предпочитают выкладывать в Интернет, о чём они читают, чем живут. Если
помните, есть такая замечательная книга Бел Кауфман — «Вверх по лестнице,
ведущей вниз». Именно по этой лестнице, к этим ребятам, нам следует спуститься,
надо взять их за руку и подняться с ними наверх. Вверх по лестнице, ведущей
вниз.



Конечно, ведение блога занимает много времени, но таким
образом библиотека получает площадку не только для общения с читателями, но и
для привлечения их в библиотеку, для рекламы своих мероприятий и других услуг.
У нас есть шанс удивить их, изменить их представление о нас. Многим из них так
не хватает простого человеческого общения, которое библиотека может им дать.
Наши читатели-подростки — сложная публика, и куда как проще вести с ними диалог
через Интернет. Так почему бы не использовать эту возможность?







Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы