Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Самая детальная информация купить электросамокат kugoo m5 здесь.
Архив журналов - № 7 (145)'11 - Библиотека XXI века
Продвижение книги и чтения средствами визуальной культуры

 Вера Викторовна Ялышева, старший научный сотрудник Центра
чтения РНБ, председатель Секции по чтению РБА, кандидат педагогических наук,
Санкт-Петербург



 Анна Сергеевна Степанова, старший научный сотрудник Центра
чтения РНБ, Санкт-Петербург



 В 2009–2010 гг. Секцией по чтению РБА и Центром чтения РНБ
был проведён Всероссийский конкурс для библиотек «Продвижение книги и чтения
средствами визуальной культуры».


Проведение конкурса было поддержано Некоммерческим Фондом
«Пушкинская библиотека», Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества,
Издательской группой «ГРАНД-ФАИР», Псковской ОУНБ, Центром книги ВГБИЛ имени М.
И. Рудомино, ЦГПБ имени В. В. Маяковского г. Санкт-Петербурга, журналом
«Библиотечное дело».



Конкурс проводился с целью популяризации книги и чтения с
помощью средств визуальной культуры и был направлен на активизацию деятельности
библиотек в сфере визуальной культуры, раскрытие творческого потенциала библиотечных
специалистов, обмен опытом работы, развитие социального партнерства библиотек.



Конкурсе проходил по следующим номинациям:



• «Видеофильмы»;



• «Видеореклама» (рекламные ролики и видеопрезентации);



• «Телевизионные передачи» (отдельные передачи или циклы,
подготовленные при участии библиотек);



• «Слайд-фильмы».



В течение первого десятилетия XXI в. российскими
библиотеками разного уровня был накоплен большой опыт создания и использования
видеопродукции. Широкое распространение стали получать конкурсы подобных
материалов на местном и региональном уровне, однако всероссийский конкурс такой
тематики был проведён впервые. Он ещё раз подтвердил, что библиотеки разных
типов и видов практически всех регионов России активно осваивают поле
визуальной культуры, однако неравномерность развития библиотек отчётливо
проявляется и в создаваемой ими видеопродукции.



В конкурсе приняли участие 220 библиотек из 68 субъектов
Российской Федерации. Иначе говоря, были представлены все федеральные округа и
свыше 80% регионов. Таким образом, с точки зрения охвата территорий, данный
конкурс оказался самым представительным из всех ранее проводившихся конкурсов в
области продвижения книги и чтения. Свою работу на конкурс прислал и зарубежный
участник — ГУ «ЦБС г. Усть-Каменогорска» Республики Казахстан.



Конкурсные работы предоставили следующие библиотеки:



• федеральные — 1 (ВГБИЛ имени



М. И. Рудомино);



• центральные субъектов федерации — 17;



• центральные детские/юношеские субъ­ектов федерации — 11;



• публичные городские — 79;



• публичные межпоселенческие/районные — 35;



• публичные сельские — 6;



• публичные детские/юношеские — 32;



• библиотеки школ и гимназий — 22;



• вузовские — 8;



• прочие — 3.



Всего на конкурс поступило 387 работ. От одного участника
поступало от 1 до 9 работ. Так, МУК «Детская ЦБС



г. Кемерово» (в двух номинациях: видеоролик и слайд-фильм),
ГУК «Алтайская КДБ имени Н. К. Крупской» (в трёх номинациях: видеофильм,
видеоролик и телепередача) и ГБ имени М. Горького



г. Снежинска (в четырёх номинациях) прислали по 9 работ
каждая; МУК «Централизованная система детских библиотек г. Челябинска» и МУК
«ЦБС» г. Тамбова — по 7 работ.



Самой популярной номинацией, к которой относятся почти
половина конкурсных материалов (182 работы — 47%), оказалась номинация
«Слайд-фильмы». Как и ожидалось, самой малочисленной оказалась номинация
«Телевизионные передачи» (50 работ — 13%). Практически равное количество работ
поступило по номинациям «Видеофильмы» (74 работы — 19%) и «Видеореклама» (69
работ — 18%). Некоторые присланные материалы, прежде всего мультимедийные
издания, оказались вне номинаций. Здесь особо хотелось бы отметить совместный
проект Муниципального объединения библиотек г. Екатеринбурга и Объединённого
музея писателей Урала «Великий книжный путь», составной частью которого
является виртуальный «Музей живой книги».



Таким образом, спектр создаваемой библиотеками
медиапродукции оказался существенно шире, чем заявленные номинации. Это
определяет дальнейшие перспективы конкурсной деятельности.



Наибольшую активность проявили библиотеки следующих
регионов: Челябинской области (30 работ), Алтайского края (27 работ),
Кемеровской области (23 работы). Это те субъекты Федерации, в которых
осуществляется активная комплексная работа по продвижению чтения. Лидерство
Челябинской области вполне закономерно: реализованные в данном регионе
программы и проекты по чтению получили высокую оценку в профессиональном
сообществе.



Характеризуя представленные работы, жюри хотело бы отметить
следующие моменты:



1) На конкурс поступил целый ряд работ, содержание которых
не отвечало цели и задачам конкурса. Следует отметить, что эта ситуация
характерна для всех Всероссийских конкурсов, затрагивающих тематику книги и
чтения. К сожалению, ещё прослеживается тенденция, когда библиотеки присылают
на конкурс имеющуюся у них продукцию, отвечающую формальным, но не
содержательным требованиям;



2) В профессиональной среде достаточно распространён подход
к созданию самодостаточного материала, дающего готовую информацию и не
побуждающего человека обращаться к книге. Профессиональное сознание, к
сожалению, зачастую не готово рассматривать визуальную культуру, как источник
новых возможностей для стимулирования познавательной деятельности;



3) В библиотеках создано довольно много слайд-фильмов и
видеопрезентаций без учёта цели и целевой аудитории. К ним можно отнести
материалы сопроводительного, отчётного характера, видеосъёмку библиотечных
мероприятий, а также видеоряд, не несущий смысловой нагрузки. Очевидно, что
авторы такой продукции не задумываются над возможностями её использования.
Фактически создание подобных материалов является самоцелью, а затраченные
усилия оказываются неоправданными;



4) Как показал конкурс, библиотеки России весьма различаются
по степени использования видеопродукции. Вполне закономерна победа библиотек,
имеющих большую практику по созданию и применению визуальных продуктов
(например, библиотеки г. Кемерово). С другой стороны, первый опыт обращения к
созданию мультимедийных материалов может оказаться весьма успешным. Например,
практически все библиотеки МУК «ЦБС» г. Воронежа представили заслуживающие
внимания работы на конкурс, однако в число победителей вошел авторский
слайд-фильм «Книжное слово на кончике кисти», который явился первой работой его
создателя. Это редкий пример продвижения русской классики в подростковой среде
через книжную иллюстрацию, выполненный на высоком уровне.



5) Качество создаваемой продукции напрямую не зависит от
статуса и местоположения библиотеки. Хорошее техническое обеспечение и
творческий потенциал сотрудников позволяет сегодня сельским библиотекам быть на
достаточно высоком уровне. Зачастую сельские библиотеки-филиалы представляли на
конкурс работы, технически и содержательные более совершенные, чем работы
центральных библиотек субъектов Федерации;



6) В целом высокий уровень продукции продемонстрировали
вузовские библиотеки. Создание и использование мультимедийных ресурсов
базируется на творческом использовании как научного, так и технического
потенциала вуза в целях формирования информационной грамотности студентов, повышения
мотивации к обучению и развитию культуры чтения;



7) Если на всероссийском уровне и уровне мегаполисов
телевидение почти не проявляет интерес к проблемам литературы и чтения, то на
уровне средних и малых городов ситуация несколько иная. Именно библиотеки
районных центров и небольших населенных пунктов имеют хороший многолетний опыт
сотрудничества с местным телевидением и создают интересные телепередачи,
пропагандирующие книгу, чтение, библиотеку.



8) При определении победителей предпочтение отдавалось
рекламным продуктам, имеющим чёткую целевую аудиторию и направленным на решение
конкретных задач. Сегодня продвижение чтения в определённые группы может быть
наиболее эффективным при активном сотрудничестве и взаимодействии с этими
группами. Поэтому наиболее эффективными и зрелищными оказались те работы, в
создании которых принимали участие реальные и потенциальные читатели
библиотеки.



Победителями конкурса «Продвижение книги и чтения средствами
визуальной культуры» были признаны следующие работы.



В номинации «Видеофильмы»:



1-е место — «Кабинетные размышления о классиках – избранные
вопросы для молодых современников», МУК «ЦБС», г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий
автономный округ;



2-е место — «Дети рисуют Гайдара», ЦГДБ имени А. П. Гайдара,
Москва;



3-е место — «Книжные премудрости дачной жизни», ЛОУНБ, г.
Санкт-Петербург.



В номинации «Видеореклама»:



1-е место —– конкурс социальной рекламы «А молодёжь-то
читает!», МУК «ЦБС», г. Псков;



2-е место — видеоролик «Библиотека имени Н. В. Гоголя», МУК
«ЦБС»,



г. Кемерово;



3-е место — видеоролик «Испокон века книга растит и лечит
человека», библиотека МОУ «СОШ №68», г. Рязань.



В номинации «Телепередачи»:



1-е место — цикл телепередач, МУ «Городская библиотека», г.
Снежинск, Челябинская область;



2-е место — цикл телепередач, МУ «Библиотечно-информационная
система»,  г. Стрежевой, Томская область;



3-е место — телепередача «Переплёт», МУК «Библиотека
Автограда»,



г. Тольятти, Самарская область.



В номинации «Слайд-фильмы»:



1-е место — «Визуальная культура в пространстве вузовской
библиотеки», Научная библиотека Волгоградского государственного университета,
г. Волгоград;



2-е место — мультимедийная презентация «Книга, без сомнения,
движение вперед», Мурманская ГОУНБ, Региональный центр чтения «Открытая книга»,
г. Мурманск;



3-е место — «Книжное слово на кончике кисти», МУК «ЦБС»,
филиал №17, г. Воронеж.



Победители награждены поездками на XV Ежегодную конференцию
РБА в г. Томск, на VII Межрегиональный фестиваль по продвижению книги и чтения
«Осень в Михайловском» в пос. Пушкинские Горы Псковской области, на
Всероссийскую конференцию «Современный читатель: эволюция или мутация?» в
Санкт-Петербург, на II Всероссийскую научно-практическую конференцию
«Библиотеки, издательства, книжная торговля и СМИ: влияние на круг чтения», в
Москву, на IV Всероссийскую конференцию «Национальная программа поддержки и
развития чтения: итоги и перспективы» в Москву, а также стажировками в
Российской национальной библиотеке.



Кроме того, некоторые работы были отмечены специальными
дипломами. Так, Центр чтения РНБ наградил Почётной грамотой ЦГДБ имени М.
Горького г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края за слайд-фильм «Растут ли
на деревьях булки», отметив оригинальный вклад в продвижение научно-популярной
литературы среди школьников. Российская государственная библиотека для молодёжи
отметила Специальным дипломом библиотеку-филиал №7 «Калейдоскоп» Детской ЦБС г.
Кемерово за слайд-шоу «Отчёт об успехах в тылу библиотечного дела», оценив
оригинальную визуальную рекламу библиотеки, увиденную глазами читателей. ВГБИЛ
имени М. И. Рудомино наградила комплектами книг сразу две библиотеки: Научную
библиотеку Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск) за
слайд-фильм «Куда приводят мечты: Джеймс Хэрриот» и Национальную библиотеку
Республики Северная Осетия-Алания (г. Владикавказ) за видеопрезентацию
«Вселенская песнь Коста». Секция РБА «Краеведение в современных библиотеках» за
эффективное продвижение краеведческой книги отметила Почётной грамотой
видеофильм «Книга о Новгороде», созданный Новгородской ОУНБ.



Результаты конкурса были оглашены на XV Ежегодной
конференции РБА в г. Томске 20 мая 2010 г. Заключительное мероприятие и
презентация лучших работ состоялись на VII Межрегиональном фестивале по
продвижению книги и чтения «Осень в Михайловском» (пос. Пушкинские Горы,
Псковская область). В рамках фестиваля 8 сентября 2010 г. был проведён Круглый
стол «Медиапродукция библиотек по продвижению чтения», в котором приняли
участие представители библиотек-победителей конкурса.



В рамках Всероссийского конкурса Комитетом по культуре
Санкт-Петербурга, ЦГПБ имени В. В. Маяковского Санкт-Петербурга и Секцией по
чтению РБА был инициирован региональный конкурс по Северо-Западному
федеральному округу. Итоги этого конкурса подводились на Межрегиональном семинаре
«Продвижение книги и чтения средствами визуальной культуры (опыт России)»,
который прошёл в ЦГПБ имени В. В. Маяковского 18–19 октября 2010 г. В нём приняли
участие как победители этого конкурса, так и представители библиотек
Северо-Западного федерального округа. На семинаре не только демонстрировались и
обсуждались конкурсные работы, были проведены мастер-классы по созданию
видеопродукции в поддержку чтения. Каждый участник получил диск, содержащий
лучшие работы регионального конкурса.



Секция по чтению РБА и Центр чтения РНБ проводят большую
работу по популяризации итогов конкурса «Продвижение книги и чтения средствами
визуальной культуры». Помимо перечисленных мероприятий итогового характера,
состоялся целый ряд тематических обсуждений в разных целевых аудиториях.



Практически половина представленных на Всероссийский конкурс
работ так или иначе была посвящена краеведческой тематике. Именно поэтому в
рамках XV Ежегодной конференции РБА состоялось совместное заседание Секции по
чтению и Секции «Краеведение в современных библиотеках» на тему «Продвижение
краеведческой книги средствами визуальной культуры (по материалам
Всероссийского конкурса)». В ходе обсуждения рассматривались следующие вопросы:
цели создания и использования электронных краеведческих работ; потенциал
представленных работ краеведческой тематики в продвижении чтения вообще и
краеведческой книги в частности; требования, предъявляемые к краеведческому
продукту как электронному изданию и т. д.



Развернувшаяся дискуссия показала актуальность заявленной
проблематики и способствовала тому, что Секция «Краеведение в современных
библиотеках» задумала провести конкурс электронных краеведческих изданий. В
настоящее время объявлен Всероссийский конкурс электронных краеведческих
изданий библиотек «Край в формате DVD». Положение о конкурсе представлено на
веб-странице Секции чтения РБА. Безусловно, это можно рассматривать как
значимый результат конкурса «Продвижение книги и чтения средствами визуальной
культуры».



Серьезные проблемы технического и содержательного характера
встают перед библиотеками, создающими электронные книжные выставки и
электронные презентации выставок. До сих пор нет чёткого понимания того, что
считать электронной библиотечной выставкой. В апреле 2010 г. в Белгородской ГУНБ
в рамках занятий по повышению квалификации сотрудников библиотек Белгородской
области состоялись просмотр и обсуждение конкурсных работ, связанных с
выставочной деятельностью библиотек, рассматривались возможности электронных
выставок в продвижении книги и чтения.



Тематические обсуждения проводились не только на основе
видов представленной на конкурс продукции, но и на основе видов библиотек
Неоднократно проблема создания и использования видеопродукции в поддержку
чтения обсуждалась в среде сотрудников детских и юношеских библиотек. В марте 2010 г. в РГДБ в рамках VI
Всероссийской рабочей встречи «Социолог и психолог в библиотеке» была проведена
экспресс-фокус-группа, на которой обсуждались конкурсные работы, созданные для
детской и юношеской аудитории. Специальные мероприятия по обсуждению этих
вопросов проведены для сотрудников детских библиотек г. Санкт-Петербурга и г.
Великого Новгорода.



В июне 2010
г
. в г. Вельске Архангельской области Секцией по чтения
РБА, Центром чтения РНБ и Центром книги Архангельской ОНБ имени



Н. А. Добролюбова проведен Межрегиональный семинар
«Продвижение чтения в библиотеках России» для сотрудников муниципальных
библиотек. В ходе семинара рассматривались вопросы создания и использования
медиапродукции в условиях муниципальных библиотек.



В настоящее время планируется издание DVD-диска, который
будет включать в себя не только работы победителей, но и достаточно широкий
круг материалов конкурса, отражающий весь спектр направлений деятельности
библиотек по продвижению чтения в пространстве визуальной культуры. Презентация
диска должна состояться на XVI Ежегодной конференции РБА в г. Тюмени.



Ещё раз хочется поблагодарить за поддержку конкурса
Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека» и лично М. А. Веденяпину, ВГБИЛ
имени



М. И. Рудомино и лично Е. Ю. Гениеву,  Межрегиональный центр библиотечного
сотрудничества и лично  Е.И. Кузьмина,
Комитет по культуре Санкт-Петербурга и лично Т. Б. Флорю, ЦГПБ имени В. В.
Маяковского г. Санкт-Петербурга и лично З. В. Чалову, Псковскую ОУНБ и лично В.
И. Павлову, Издательскую группу «ГРАНД-ФАИР» и лично Р. Г. Саразетдинова,
Межрайонную ЦБС имени М. Ю. Лермонтова г. Санкт-Петербурга и лично С. С.
Серейчика, журнал «Библиотечное Дело» и лично



Т. А. Филиппову.





Тема номера

№ 4 (454)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы