Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 7 (145)'11 - Библиотека XXI века
Новая история детского чтения





Степанова Людмила Валентиновна, ст. преподаватель Кафедры
детского чтения и библиотечной работы с детьми СПбГУКИ, главный библиотекарь
ЛОДБ





 Восемь лет участники «Школы детского чтения» открывают
вокруг себя и в себе идеи и смыслы, содержание, символы и образы диалога как
основы детского мироощущения, развития и образования.


Хаос или Вселенная?



Круговерть или мыслеворот?



Представьте вокруг себя шестьсот человек, среди которых —
дети от 7 до 17 лет и взрослые от 18 до 70 лет. Среди детей — блестящие
отличники, успешные в творчестве; типичные представители субкультурных
движений; явные «пофигисты» и «грубияны» из «зоны социального риска». Другие,
«особые» дети. Что чувствуете? Тревогу, радость, настороженность? Улыбнитесь,
нам предстоит творчество в поисках ответа на вопрос: выдержим ли мы испытание
новой историей детского чтения?1 Что могут делать вместе дети и взрослые,
разные по интересам, статусу, возрасту, в безграничном онлайн- и
оффлайн-пространстве Библиотеки. Что их объединило всех вместе? Чтение? Книга?
Писателей, художников, издателей, чиновников, библиотекарей, учителей,
родителей, журналистов, переводчиков, критиков? Что может обратить ребёнка и
взрослого друг к другу, чтобы рассуждать, размышлять, созерцать и слушать друг
друга? Какие идеи ускоряли и тормозили поток идей этого союза, сложного,
парадоксального, неукротимого в интересах и желаниях.



Знакомьтесь. Этот герой — творец реальности в Библиотеке и
её электронном мире — Сергей Рюмин, глава Пресс-центра2) Образно представляет
суть событий: «Круговорот в голове, и-и-и-и-и-и мысли, ударяясь о стенки
черепной коробки, взрываются в воздухе и под шум плачущих нейронов падают,
пылая ало-зелёным огнём, и в предсмертной агонии растворяются в суматохе нашего
сознания». Что это? Где это происходит? Зачем?



Ответы на эти и предыдущие вопросы можно получить, раскрыв
суть и смысл, закодированный в шести знаках «ШДЧ — ФЮЧ». Восемь лет дети и
взрослые города Сланцы открывают вокруг себя и в себе, в своих ближайших,
далёких, и очень далёких окрестностях идеи и смыслы, содержание, символы и
образы диалога. Диалога, как основы детского мироощущения, развития и
образования в современном мире. «Школа детского чтения» — форма стремительной
экспансии детским сообществом идей и традиций в культуре взрослых, вопреки и… в
согласии с ними. В гармонии и вдохновении творчества.



«ШДЧ-ФЮЧ»-2010 собрала сотни детей и взрослых для испытания
всех вместе и, каждого философской темой «Реальное я в виртуальном
пространстве. Туда и обратно». Почему мы вместе с детьми выбрали эту тему?



Вызов детей в выборе темы заключался в потребности осмыслить
происходящее с ними, в неторопливом и бережном со-знании, представлении,
проявлении, выражении своего и иного «Я». Лидер наших размышлений, дискуссий и
диалогов Мария3 не раз задавала один и тот же вопрос: «Что бы вы сделали, если
бы однажды проснулись… тапком?» Источник вопроса — название города, которое
многие годы печаталось на подошве лёгких тапочек — «Сланцы». Позиция взрослых
концентрировалась вокруг тревоги и интереса к тому, что происходит с
современным ребёнком. С генерацией детей, чтение которых органично сочетается с
созданием множества текстов в электронной среде, с тиражированием своего уникального
«Я» в реальной повседневности Интернета. Не угрожает ли юному поколению «фобии»
и «зависимости», утрата культуры взаимодействия и сотрудничества с человеком в
реальной среде? С живой книгой?



Интуитивно или вполне сознательно (в зависимости от возраста)
наши собеседники открыли одну из сложнейших перспектив сотрудничества — поиск
идеальной модели пространства, где множество «Я» не сотворят хаос. Где
множество «Я» успешно претворят идеи распознания, означения, идентификации.



Символ подобного пространства придумали десятилетние люди,
защитив всех от «угрозы» хаоса. Это они с отвагой, доверием,
непосредственностью и радостью стали выкрикивать свои «Я». «Я люблю цветы», «Я
радостная», «Я разноцветная, как радуга», «Потому что я люблю». И возникла растерянность:
а где расположить, только что сотворённое «Я»? Как почувствовать, что твоё «Я»
кому-то необходимо? «Дерево жизни», — сказала Саша. Возникла высокая точка,
которая объединяла всех. Метафора, которую первооткрыватели создали цветными
фломастерами. Нарисовали, чтобы расположить на дереве свои «Я». Во всём смысле
раскрылся принцип диалога в ШДЧ, когда эту идею возвысили до своего масштаба,
пятнадцатилетние. «…Внутреннее “Я” Беру лист фиолетовой бумаги пастельного
оттенка. Беру фиолетовый фломастер и рисую себя. Маленькое грустное привидение.
Бу-у-у-у-у-у-у… Вырезаю и приклеиваю…» «Я яблоко, потому что счастливая всегда,
а гусеница — потому что ещё не раскрыла крылья», «Потому что я внутри себя
ощущаю маленьким эльфом», «Главное — жить ярко!», «Чтобы ни случилось,
оставайся самим собой!», «Я тюльпан, потому что у меня всё время меняется
настроение», «Я — возрастающие мелодии в радужной темноте».



Поэт, писатель С. Махотин, давний духовный покровитель «ШДЧ
— ФЮЧ», по признанию подростков, открыл им необходимость поиска своего голоса,
своей интонации. Один из собеседников поэта признаётся4: «… а герои (стихов)
настолько знакомыми, что порой вспоминаешь себя!!! Например, стихотворение про
двух друзей. В нём строки в точности повторяют меня с моим лучшим другом, даже
как-то не по себе стало, когда он начал читать это стихотворение!! Будто, он
нас знает, и, прошу прощения, следил за нами!!!» Высокие уроки С. Махотина —
искусство быть для детей перспективой открытия «Я». Философия и поэтика
со-творения мира, для гармонии и согласия множества отличных, чужих, иных «Я»
принималась детьми от 7 до 17 лет с таким страстным желанием понять, как это
происходит? Я тоже могу?!



Какой опыт поколения десятых годов нового века необходимо
нам включить в собственное понимание, чтобы наша позиция, позиция «людей
прошлого века», соответствовала масштабу ожиданий наших детей?



 



«А вы? Какое оно, ваше «Я»?»



«Когда вам интереснее жить —



сейчас или в детстве?»



Стратегия развития всех Проектов ЛОДБ — конструирование
вместе с детьми идеальной детской библиотеки. Нас всех, авторов и участников
цикла Проектов «Дети и книги, чтение без границ»5, объединяет искренняя забота
о согласованном движении с детьми в потоке культуры. Мы развиваем и
поддерживаем детскую культуру здесь и сейчас, в условиях новых технологий, в
громоздящихся друг на друга слоях пространства повседневности современных
детей.



Есть два основных принципа нашей позиции для испытания
подобным творчеством. Главный — доверие к ребёнку. Второй принцип нашего
творчества — отказ от взрослоцентризма. Открытие и постижение того, какие
детские идеи6, самые сокровенные желания ребёнка и отрока сохраняют нам мир в
согласии и гармонии. Движение вместе с детьми к будущему. Дети присваивают
будущее себе, подчиняя нас своему ритму. Актуален взгляд писателя Р. Погодина
на ребёнка: «…Начиная с первых своих шагов в пределы непознанного, ребёнок
собирает в единственно правильный для него и целостный мир, который он может
положить на свою ладонь. Чтобы разглядеть снаружи». Мир «на ладони» сегодня —
уже не метафора. Как поддержать детей в современном постижении мира? И бег
вприпрыжку, и полёты, и сопение, затаённое дыхание, восторг, тоска,
одиночество, молчание и крик. В пространстве детских идей и в реалиях нового
века, в прошлой истории детства и детской литературы и в проектах для будущего,
рождаются оценки, позиции, осмысливаются проблемы.



Изменился хронотоп детской жизни. «Пространство-время»
испытывают современного человека иными измерениями. Коротко уточним. Мы
привыкли ссылаться на то, что возникает новое пространство, его границы
расширяются электронной реальностью. Так вот, при этом сокращается личное
физическое и виртуальное пространство «Я» для переживания эмоций, чувств.
Особенно то, которое рождается речевым мышлением, мыследействием, чувством и
речевым поведением человека. Почему? Философ В. Шкуратов7 обозначил эту
особенность современной культуры и цивилизации метафорой — «Революция времени».
«Парадокс в том, что возможностей наблюдать ключевые моменты своего времени у
человека аудиовизуальной эпохи неизмеримо больше, чем у его предшественников.
Всё важное, сенсационное, необычное в мире ему показывают на телеэкране,
зачастую в режиме реального времени. События свершаются раньше, чем человек
может их осмыслить и даже заметить…» Ритм современной цивилизации ускоряется
так, что человек перестаёт быть мерой всех вещей. Что происходит с нашим «Я»,
когда время так быстро мелькает, становится неуловимым? Наши дети проницательно
уловили это быстрее нас, взрослых. Именно поэтому Лидеры ШДЧ летом 2010 года и
предложили нам тему — «Про «Я». Особенно подростки внятно декларировали мысль о
том, что сокращается «время-пространство» «Я», как уникального масштаба
культуры.



 



«А вы летаете во сне?» «Мы такие разные! А как нам быть
вместе?»



Вам не приходилось испытывать себя поиском той точки в
«ландшафте» современной культуры, которая, позволяет вам проницательно оценить
происходящее и представить стратегии развития (?), сохранения (?),
преобразования (?) детской библиотеки, как современного института? С
благодарностью автор готова принять опыт единомышленников и оппонентов. С
дерзостью — поделиться своей позицией. Автор — из поколения детских
библиотекарей традиционной школы идей и концепций детской библиотеки, природа
которой разворачивалась в замыслах Е. П. Приваловой, Н. Н. Житомировой. Главное
для нашей школы — процесс сознания детским библиотекарем статуса своей позиции
в современной культуре, опыт диалога с детьми, их ближайшим социальным
окружением. Непременная часть содержания подобного диалога — открытие для
детской библиотеки, как тонкого и замечательного инструмента, устроенного
специально для творчества личности в самопознании, образовании и преобразовании
мира. Библиотека здесь не цель, а средство, органичная часть мира детской
повседневности, соразмерная масштабу событий детской жизни, открытое
пространство взаимодействия с взрослым, который не впереди, не отстаёт, а
находится рядом.



Необходимо предпринять новое открытие детского чтения. До
сих пор наши выводы и концепции чтения основаны на наших представлениях. Их
чтение — наша проекция. Мы проецируем на «них» наше детское чтение. Но у них
нет нашей истории, у них нет и наших переживаний. Мы неизбежно интерпретируем
так, как выгодно нашей истории. Мы хотим видеть и понимать детское чтение таким,
каким оно было у нас. Мы занимаемся экспансией, подобная миссия оправдана, но
мы лишаем себя возможности увидеть реальную перспективу. Подменяем реальное
детское чтение своими стереотипами — стереотипами учителей, родителей,
библиотекарей. На этой основе создаём проекты и программы исследований и
деятельности. Необходимы основательные действия по разработке методологии и
практики изучения и оценки опыта детей нового поколения в культуре. Справедливо
заметил Р. Погодин: «Только благодаря детям, человек понимает перемены своего
бытия, если и без благодарности, то без страха и обиды, потому что дети и есть
плоть времени и его суть…» Замечательное время для преодоления отчуждения детей
и взрослых друг от друга. Надо освободиться от этой опасности.



Мы вступили во второе десятилетие нового века. Время книг
замечательных детских писателей. Проявляется стиль в культуре книгоиздания для
детей. Возникают новые стратегии развития книжной и читательской коммуникации в
детском социуме. В дерзких замыслах развивается современное библиотечное
пространство.



Попробуйте погрузиться в интонации смыслы, сюжеты диалога,
который возник между подростками из небольшого города Сланцы и писателями



У. Старком, Р. Ниемеля, Л. Круун, переводчицей А.
Сидоровой.8 Хотите, присоединитесь к размышлению вот над этим вопросом: «Когда
вам было интереснее жить — сейчас или в детстве?» Представьте автора этого
вопроса: «У вас герои добрые, интересуются жизнью других людей. Вы не любите
писать про злых людей? О чём будет ваша следующая книга?» Объединитесь в
постижении этой проблемы: «Как Вы думаете, хотят ли люди в наше время быть
вместе и делать мир лучше, не разрушая его?» «Если бы вы смогли превратиться в
зверя или птицу, то кем бы стали?» — будете увлечены этим вопросом? Впрочем,
выбирайте сами — пространство диалога перед вами.



Книжный мосты выстроены нашими детьми с писателями Финляндии



(М. Мяулоума, Т. Парвело) Швеции, Норвегии (Ю. Эво, Э-Ю.
Эриксен), России (А. Гиваргизов, Е. Мурашова, Д. Сабитова, Е.Пастернак,
А.Жвалевский) Вдохновенное сооружение Книжного моста на фундаментальной основе
— таланте взрослого слышать детский вопрос и доверии ребёнка к взрослому.
Обратите внимание, как возникает смысловая архитектура диалога, как он
соразмерен по композиции и поэтике. Ответ взрослого увлекает юного собеседника
к открытию самого себя. Детский вопрос как начало движения вперёд и для
взрослого, и для ребёнка!



Ни один вопрос не умер вместе с ответом, каждый обнаруживал
новые перспективы размышлений. Подчеркну особо: книжный мост открыл для детей
возможности понимания и принятия взрослого, его идей, ценностей, сомнений,
вдохновения, грусти. Взрослые создали свой образ речью, обращённой к детям,
испытывая невероятный интерес к собеседнику, движению вместе с ним.



Теперь вернёмся в реальное место состоявшегося диалога
взрослых и детей и обнаружим, что электронный способ перемещения в
пространстве, уход за физические границы библиотеки, преобразовал библиотечный
контент. Своеобразие и волшебство этого события заключено в опыте наших детей
по осознанию себя центром пересечения идей и смыслов. Таким образом, дети
вовлекли нас в «постепенную революцию» (Ф. Дольто) отношения к детскому чтению,
к таинству его процесса, и невероятности последствии. Но для понимания новой
истории детского чтения необходимо пройти ещё испытание.



 



«Вам бы хотелось стать героем



современной детской книги?»



Испытание реальностью детской жизни драматично для детского
библиотекаря не тем, что он не способен видеть, говорить, слышать. Творческий
кризис детского библиотекаря обусловлен тем, что мы не хотим соответствовать
детям. Их потребности понимать ЗАЧЕМ, ЧТО И КАК.



ЧТО взрослые слушают и слышат. ЗАЧЕМ и КАК принимают и
понимают их символическую реальность, их языковую сущность и существо, их новое
жизненное пространство. Если взрослые не успевают за движением детей, не
защищают интересы ребёнка в его поиске новых путей к книге, дети перестают
читать.



Мы с удивлением и настороженностью отмечаем, что
пространство наших детей расширяется. Уходит за досягаемые пределы, возникает
новый космос повседневности и обитания — Интернет. Конечно, мы переживаем
«архаичную» тревогу за детей, убегающих в «Африку гулять». На одной из
дискуссий в «Летние дни детской литературы-2010»9 и дети, и взрослые
согласились с предложением профессора В. Головина исследовать ритуалы детского
чтения за двести лет. Не менее важно принять позицию писателя Е. Мурашовой:
«…непредвзято смотреть на мир чтения детей и подростков, исследовать его
вдумчиво и осторожно, как чужую планету, для которой ещё не составлены карты».



Детское чтение — собственный выбор и идея ребёнка. Вокруг
детских идей, как продолжение позиции детей и подростков разрабатываются нами
содержание и педагогические технологии Проектов идей для конструирования
идеальной детской библиотеки вместе с детьми: «Школа детского чтения» — «Наш
волшебный круг» — «Декабрьские встречи в ЛОДБ» — «Волшебный день чтения» —
«Летние дни детской литературы в Вырице» — «Солнечные встречи» — «Попутный
книжный ветер» — «ЛОДБ: События и открытия в детской литературе».



Каждый раз не оставляет удивление от происходящего, когда мы
вместе с детьми оказываемся в книжном потоке, окружаем собою развал книг за
большим столом. Мы обсуждаем вопросы: «Зачем мы читаем?», «Когда, с кем и
почему мы говорим о прочитанной книге?»



Наше физическое состояние, рядом с книгами, объясняет и
отзывчивость, и импровизацию в диалоге. Тотчас обнаруживаются связи с книгами,
как событиями, возникают интереснейшие сюжеты в отношениях, очевидно
удовольствие от возможности слушать и понимать другого, творчески создавать
реальность происходящего здесь и сейчас. Вот Даша: «Я сейчас добралась до
книжного шкафа моих родителей, дотянулась до верхней полки и на меня свалились
книги Пелевина. Понравился ранний, очень». Это Матвей, экспрессивный
десятиклассник, направо и налево раздаёт идеи Д. Хармса. Андрей, рыцарь миров
«фэнтэзи», но уже более лоялен к оценке и других жанров, чем полгода назад.
Алёна, вдохновенная искательница истины. Виктория, для которой чтение —
демонстрация оппозиции перед мамой. Для Наташи чтение — способ принять и понять
другого, его иную культуру. «Я иногда чувствую себя инопланетянином в поисках
братьев по разуму!» «Чтобы не быть одиноким», «писатель, полезный, как рыбий
жир», «поиск людей», «очень хочется подумать», «ухожу от родителей» — реплики
наших собеседников-подростков, рефлексирующих для себя и других ценность
чтения. Заметьте, новым является то, что современные подростки и их родители в
отрочестве, отличаются иными «кругами чтения», увеличилось пространство
несовпадения. Чтение современных подростков вбирает в себя разнообразие потока
книг, который издаётся в условиях книжного рынка. Это чтение автономно от
взрослых, его уже нельзя в полной мере использовать как инструмент
непосредственного и опосредованного контроля, мы зачастую не можем управлять им
и его последствиями. При таком положении и дети, и взрослые вынуждены
заботиться о сохранении общего языка культуры для взаимопонимания.



Как же преодолеть возникающие границы понимания? М.
Гаспаров10 в цикле своих эссе обращает наше внимание на возможные варианты.
Автор предлагает нам для осмысления статуса детей в культуре понятие — «детские
адаптации». Дети обладают мощным ресурсом присвоения и воспроизводства
культуры. Порою, наше стремление научить их общению в культуре приводит к
противостоянию в «нашинкованных монологах», когда «каждый из собеседников по
ходу диалога конструирует удобный ему образ собеседника. С таким же успехом он
мог бы разговаривать с камнем…».



М. Гаспаров предлагает понять некоторые особенности
отношения взрослых к чтению подростков. Почему прочитанная подростком книга,
предложенная им интерпретация, нас уязвляет? Чувство, что «из этих-то книг и
слагается то драгоценное, что нам кажется собственной личностью». Какой же
выход? Мы же не можем отменить опыт чтения подростков, это невероятно для
современных условий. По М. Гаспарову, «Максимум достижимого — это учиться языку
собеседника, а он такой же трудный, как горациевский или китайский…» Мы вполне
можем принять идею



М. Гаспарова о плодотворности усилий по согласованию нашего
языка «хотя бы на уровне литературных репутаций», добавим, и читательских
репутаций. Детский библиотекарь сегодня может быть вдохновлён возможностью
означения своей деятельности в детском читательском сообществе.



Каждый декабрь, уже шесть лет, в Зале Читательского
Творчества ЛОДБ происходит «турнир» — закрытое заседание Детского Читательского
Жюри Ленинградской области по выбору 10 Лучших книг года для присвоения Знака
«Нравится детям Ленинградской области».11



Каждый раз для взрослых «Декабрьские встречи в ЛОДБ» —
идеальная модель книжной и читательской коммуникации детей в традиционном и
цифровом мире библиотеки. Проект «Нравится детям Ленинградской область» — подтверждение
того, что библиотечное пространство безгранично, изменчиво, имеет технологии
для трансформации, интеграции в цифровой мир «туда и обратно», предназначено
для современных условий жизни и бытования детской книги и новых возможностей
детского чтения. Судите сами. Происходит событие чтения новой книги.
Проявляется детьми в реальном и цифровом пространстве их идея прочтения.
Возникает событие осмысления ценности текста для приватного или публичного
взаимодействия читающих. Рождаются тексты понимания и принятия новых идей
автора книги и его читателей, происходят диалоги. Возникает история с
приключениями, когда новая книга включается в длинный список книг для отбора.
Наконец, заключительный этап — «лицом к лицу», «книга к книге» — семьдесят
лидеров встречаются в пространстве ЛОДБ для принятия окончательного решения.



Предлагаем «десятку» Лучших книг года-2010 для неторопливого
размышления. Подчеркнём — это выбор детей.



Аромштам М. Когда отдыхают ангелы / ил. И. А. Донец, М. С.
Щетинская. — М.: КомпасГид, 2010. — 202 c. — (Дети vs взрослые).



Бойн, Д. Мальчик в полосатой пижаме: пер. с англ. / Джон
Бойн; пер. Е. Полецкой. — М.: Фантом Пресс, 2009. — 288 с.



Бундур О. Как воспитывать папу: пособие для начинающих
детей/ худож. Д. Плаксин. — СПб.: Детгиз, 2010. — 40 c.



Воскобойников В. М. Девочка, мальчик, собака. — М.:
Аквилегия-М, 2010. — 214 c.



Ди Камилло Кейт. Приключения мышонка Десперо, а точнее,
Сказка о мышонке, принцессе, тарелке супа и катушке с нитками / пер. с англ. О.
Варшавер; ил. И. Олейникова. — М.: Махаон, 2010. —204 с.



Мартин Гайте Кармен. Красная Шапочка на Манхэттене / пер. с
исп. Н. Беленькая; худож. Н. Салиенко. — М.: Самокат, 2009. — 219 c. — (Лучшая
новая книжка).



Мурашова Е. В. Одно чудо на всю жизнь / худож. Е. Горева. —
М.: Центр Нарния, 2010. — 360 c. — (Мир для всех: Там, где мы живём).



Старк У. Звезда по имени Аякс / пер. со швед. Марии
Людковской; [ил. Стины Вирсен]. — М.: Открытый мир, 2009. — [39] с. — (Из книг
оранжевой коровы) (Мир детства).



Тор Анника. Глубина моря / пер. со швед. М. Конобеева. — М.:
Самокат, 2009. — 221 c. — (Встречное движение).



Эво Юн. Солнце — крутой бог / пер. с норв. Л. Горлина. —
Москва: Самокат, 2010. — 318 [1] c. — (Встречное движение).



Комментарий к этому выбору — детские идеи о смысле прочтения
и ценности каждой книги. Попробуйте проницательно назвать книги, к которым
относятся эти мысли.



«… у книжки прекрасный конец» (Анастасия)



«Эта книга — предупреждение всем нам. …важно протянуть друг
другу руки и разорвать колючую проволоку разъединяющую нас!» (Артём)



«Книга очень смешная, сказочная и забавная» (Любовь)



«…почему происходит так, что хорошие люди, прежде чем
встретиться, должны долго друг друга искать» (Надя)



«В этой книге очень необычные герои. Лично я из-за неё чуть
в школу не опоздал» (Максим)



«…написана для девочек, любящих помечтать. книга произвела
на меня неизгладимое впечатление свободы» (Ксения)



«Эта книга про моих ровесников, И если очень верить в чудо,
и очень его хотеть, то чудо обязательно случится» (Кирилл)



«Она настолько завораживает, что просто невозможно её не
прочитать. Она рассказывает о вечной дружбе» (Маша)



«Она настолько завораживает, что просто невозможно её не
прочитать. Она рассказывает о вечной дружбе» (Маша)



«Если бы вы только знали, как давно я хотела прочитать эту
книгу! И вот, долгожданное продолжение…» (Лиза)



«Замечательная книга! Иногда казалось, что читаю про себя.
Автор очень хорошо знает (или помнит) жизнь подростков…» (Артём)



Нам предстоит осознать философию детских открытий и
сотворений, что и даст нам возможность неторопливо созерцать детское движение,
принимать его и действовать на стороне детей.






Тема номера

№ 20 (470)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы