Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
https://bestclock63.ru Оригинальные настенные часы самара.
Архив журналов - № 8 (146)'11 - Библиотека 2.0
Нужен ли библиотечный блог?

Андрей Олегович Фёдоров, доцент, зав. кафедрой библиотековедения и библиографии Чувашского государственного института культуры и искусств, кандидат педагогических наук, автор блога «Идеи простых решений» (http://ideafor.info)

Сегодня практически все библиотеки страны имеют собственные библиотечные сайты, на которых размещают официальную информацию. Но давайте посмотрим, уважаемые коллеги, когда в последний раз вы обновляли свой библиотечный сайт? Когда вообще его посещали?

Зачастую интернет-представительство вашей библиотеки
существует в Сети лишь формально. Эффективность такого представительства можно
сравнить с неработающим светофором (вроде и есть, но не используется). Ваш
библиотечный сайт может, словно светофор, который висит на виду у потока
автолюбителей, мигая жёлтым сигналом, оставаться статичным, безликим и
неэффективным.



И тут на помощь приходит живой, участливый регулировщик. Он
не стоит на месте; он активно жестикулирует, вступает в диалог (регулирует
дорожное движение), помогает сделать выбор, указывает направление движения.



Разница очевидна: сейчас уже недостаточно просто
присутствовать в Интернете и ждать, что пользователи сами вас найдут, придут в
вашу библиотеку. Конечно, вы можете привлечь посетителей на сайт, но что
заставит их стать его фанатом, регулярно его читать, возвращаться на этот
веб-ресурс снова и снова и, конечно же, приводить друзей? Использование блога
является ещё одним эффективным и доступным инструментом для продвижения
библиотечной мысли (услуги, обслуживания и т. д.).



 



А нужны ли блоги библиотекарям?



Общаясь с руководителями библиотек, я часто задаю им вопрос:
«А зачем вообще нужны блоги библиотекарям?» Ответов было множество, как «за»,
так и «против».



Давайте рассуждать вместе. У вас есть что сказать публике?
Хватит ли этого, чтобы сделать блог? Конечно, библиотечный блог не обязательно
должен обновляться каждый день, но хотя бы один раз в неделю надо напоминать о
себе. А учитывая, что посты нечастые, они должны быть весьма качественными.



Вам нравится писать? Блогинг есть не что иное, как
писательство. Кстати, умение писать развивается по мере того как вы пишете: чем
дальше, тем лучше.



Вы готовы отстаивать свою точку зрения, иметь собственное
мнение? Блогам нужна человечность — это всё же дневник, и читатели хотят видеть
мнение конкретного человека, который пишет пост.



Придётся быть (или очень быстро стать) менее эмоциональным.
Когда вы выражаете своё мнение на блоге, то получаете множество комментариев —
от читателей и просто проходивших мимо. Надо рассудительно к этому относиться.
Часто лучше промолчать, чем оправдываться.



Ваши ожидание реалистичны? Вы готовы ждать результатов?
Блогинг — это марафон, а не стометровка. Для того, чтобы блог начал из себя
что-то представлять, требуется время.



В своём блоге «Медиатека школы» Елена Ястребцева
перечисляет, что ещё можно делать в библиотечном блоге:



• вести уроки библиотечно-информационной грамотности (и это,
наверное, есть самая замечательная идея!) — обучать пользоваться различными
сервисами, давать советы по культуре чтения, проводить исследования
литературных произведений, совмещая при этом возможности книжных текстов и
сервисов Веб 2.0;



• ориентироваться при выборе книг и других ресурсов для
своего фонда на реальные потребности пользователей, которые и «делают» заказ;



• поддерживать пользователей библиотеки в их стремлении
создавать и размещать в блогах новые ресурсы (видео, тексты, аудио и т. д.);



• в проведении библиотечных акций и мероприятий
ориентироваться на отражённые в блогах потребности пользователей-участников
педагогического процесса;



• размещать информацию о новых поступлениях (часть
электронного каталога?),



• в Календаре отражать информацию о мероприятиях школы и
библиотеки;



• приводить cсылки на полезные ресурсы для учителей,
школьников и родителей; на справочные ресурсы, на аннотированные
онлайн-ресурсы;



• может быть, размещать наиболее яркие примеры творческих
работ учащихся, обучающихся библиотечно-информационной грамотности;



• общаться с пользователями;



• не боятся «нетрадиционной» систематизации фонда, используя
при этом в блоге метки (теги);



• наряду с ценностью книги и чтения понимать ценность
иллюстраций, анимаций и звуковой информации (См.: Что делает библиотекарь в
своём блоге // http://biblio-media.blogspot.com/ 2009/07/blog-post_02.html)



Основные заблуждения



Иногда руководству библиотеки кажется, что создать блог —
дело одной минуты. Это не так. Давайте попробуем перечислитьь основные
заблуждения руководства библиотек.



Заблуждение 1. Методист (Марья Ивановна) сидит без дела,
пусть она и сделает блог



Человеку, который использует Word только для создания и
распечатки объявлений, сразу создать хороший блог будет сложно. Многим может
показаться, что скачав с Интернета соответствующий обучающий курс или купив
книгу, можно сразу же создать отличный профессиональный блог. Увы, это не так.
Вы получаете только знания, а не результат. Для ведения библиотечного блога
существуют различные CMS. Среди них — и WordPress, и Drupal, и Joomla, которые
в настоящий момент являются популярными системами для ведения блогов.



Заблуждение 2. Коллега, друг или родственник имеет свой
блог, так пусть он и нам его сделает.



Иметь свой блог и создавать профессиональные блоги, исходя
из потребностей заказчика — очень разные вещи. Может случиться так, что
сделать-то он его сделает, но качество блога будет отвратительным. Вопрос
платности блог-хостинга считаю открытым. Преимущества блог-хостингов основаны
на бесплатности использования, и это понятно, но вот наличие чужой рекламы,
невозможность расширить функционал блога, ограничения в дизайне и отсутствие
каких-либо прав на блог оборачивается некоторыми неудобствами.



Заблуждение 3. Сделаем блог в «Моём мире», «Вконтакте», или
«Одноклассниках»



Социальные сети сейчас стремительно набирают популярность,
но не стоит их переоценивать: они могут дополнять блог, а не заменять его. Что
же касается такого модного сервиса как Твиттер, то лимит в 140 символов на
сообщение не позволяет использовать его для эффективного библиотечного
маркетинга, ограничиваться только им.



 



Критерии оценки



хорошего библиотечного блога



Представим, что все заблуждения руководителя рассеяны.
Принято решение о создании библиотечного блога. Встаёт вопрос: а как оценить,
хорошим или не очень получится будущий библиотечный блог, есть ли какие-либо
критерии успешности?



Бесспорно, для глубокого анализа требуются специальные
знания и опыт, но для того чтобы составить правильное впечатление о
библиотечном блоге, достаточно знать несколько основных признаков хорошего
блога.



Давайте рассмотрим список основных требований к блогу, по
которым вы сможете оценить свой (или любой другой) блог. Он не претендует на
полноту, мы можем добавить в него и другие параметры.



1. Платформа блога



Профессиональный блог, как мне кажется, должен располагаться
на платном хостинге. Попытки сделать серьёзный блог в ЖЖ, blogger и других
блог-хостингах характеризуют блог как несерьёзный, непрофессиональный
(согласен, вопрос спорный, так как многие хорошие блоги хостятся именно на
blogger).



В качестве системы управления блогом (CMS) многие выбирают
WordPress, как лучшую на сегодняшний день систему.



2. Домен



Хороший блог должен иметь доменное имя второго уровня
(например, blog.ru, blogonika.ru). Доменное имя должно состоять из одного,
максимум двух слов, быть коротким и лаконичным. Желательно, чтобы доменное имя
характеризовало блог, тему блога или автора и запоминалось на слух.



3. Дизайн блога



Дизайн хорошего блога должен подчёркивать тематику блога,
иметь понятную структуру и аккуратное исполнение. В случае, если для дизайна
был выбран готовый шаблон, то он должен быть до конца переведён, доделан и,
желательно, оптимизирован под задачи библиотечного блога.



4. Контент блога



Контент (содержание) блога должен соответствовать его теме,
быть актуальным, интересным и понятным читателям. Кроме того, посты блога
должны быть не только хорошо написаны, но и хорошо оформлены, что улучшает
восприятия информации и демонстрирует профессионализм блогера. Главный
показатель активности и востребованности хорошего профессионального блога —
количество и качество комментариев. Как правило, в комментариях ведутся
дискуссии, задаются вопросы, даются ответы. Хороший признак, если автор блога
сам участвует в обсуждении.



Данные критерии, повторюсь, лежат на поверхности. Конечно,
если копнуть глубже, то можно предъявить больше требований. Самое главное:
библиотечный блог и всё, что на нём находится, должен нравиться — прежде всего,
самому блогеру. Тогда ведение блога будет доставлять удовольствие автору и
приносить пользу читателям.



Популярным библиотечный блог может быть лишь в том случае,
если ваши читатели смогут ответить на вопрос: «Почему этот блог просто
необходимо читать, подписаться, комментировать, возвращаться на него снова и
снова?»



Ответ, как мне кажется, лежит на поверхности. Надо всего
лишь:



1) подумать, что вы даёте или хотите дать аудитории
(например: знания, опыт, положительные эмоции, навыки и умения. Или, например,
хотите, избавить библиотеки от проблем, заблуждений и др.);



2) перечислить, какие выгоды получат от этого ваши читатели
(хорошее настроение, новые знания, деньги, комфортное общение);



3) связать одно с другим в виде короткого лаконичного
текста.



А дальше — работайте над ним, сделайте свой библиотечный
блог настолько привлекательным и понятным вашей аудитории, что не подписаться,
не читать, не комментировать ваш блог будет полным безумием.



 



Что дальше?



Интернет развивается очень быстро. То, что сегодня
популярно, завтра устаревает, а послезавтра становится раритетом.



Сегодня библиотечный блогом можно назвать корпоративный блог
(блог библиотеки), личный блог библиотекаря, интернет-дневник в «ЖЖ» — в общем,
все ресурсы, которые имеют регулярно обновляемый контент с возможностью
комментирования и подписки. Само определение блога состоит из двух составляющих
— «web log», то есть интернет-журнал событий или сокращённо «blog». В последние
несколько лет блогеры пробуют на вкус такие термины, как «тлог», «сплог»,
«моблог», «блогкаст», а такие составные термины, как «видеоблог», «фотоблог»,
«новостной блог» уже никого не удивляют.



Сейчас библиотечные блоги находятся на пике популярности, но
нужно понимать, что основная масса этих блогов не создают контент, а лайкают,
ретвитят и репостят. Со временем эту деятельность начнут строго разграничивать,
так как разделяют тех, кто играет в футбол для души, после работы (вторая или
третья лига), и тех, кто зарабатывает этим на хлеб (премьер-лига).



Думаю, что в скором времени случится так, что ведение блога
будет прописано в должностной инструкции и это не будет покушением на личное
время библиотекаря. И за такие чудеса, как производство контента, библиотечным
блогерам будут платить огромные деньги — как сейчас платят профессиональным
спортсменам. Всем будет интересно наблюдать за профессиональными блогерами, ими
будут восторгаться, но взять и сделать так, как они, уже будет нереально (Это
всё равно, что сравниться в скорости с профессиональным атлетом, посвятившему
всю жизнь спорту.)



Успехов!



 




Тема номера

№ 4 (454)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы