Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 8 (146)'11 - Библиотека 2.0
Внедрение интернет-портала

Татьяна Валентиновна Кузнецова, заместитель директора ЦГПБ им. В. В. Маяковского, Санкт-Петербург

Тамара Алексеевна Корякова, заведующая сектором ЦГПБ им. В. В. Маяковского, Санкт-Петербург

Портал общедоступных библиотек Санкт-Петербурга появился в результате совместного творчества ЦГПБ им. В. В. Маяковского и Института корпоративных библиотечно-информационных систем. На нём представлены результаты труда всех общедоступных библиотек Санкт-Петербурга.

Инициатором создания и развития портала, автором его
концепции стала рабочая группа ЦГПБ им. В. В. Маяковского, участвовавшая в
реализации проекта Корпоративной сети общедоступных библиотек Санкт-Петербурга
(КСОБ СПб). Техническую реализацию всех замыслов и идей взял на себя Институт
корпоративных библиотечно-информационных систем.



Портал был представлен библиотечной общественности города,
Комитету по культуре и Правительству Санкт-Петербурга в марте–апреле 2010 года.
В дальнейшем он тщательно тестировался и дорабатывался в тесном взаимодействии
с разработчиком, с которым удалось достичь полного взаимопонимания и совместно
разрешить все возникающие технические и технологические проблемы. Это
сотрудничество стало по-настоящему творческим и плодотворным.



Портал менялся, преобразовывался его дизайн, но основные
концептуальные установки оставались неизменными: задача, которую мы поставили
перед собой, не исчерпывалась представлением общедоступных библиотек
Санкт-Петербурга в интернет-пространстве, и тем более этот проект не был
пиар-акцией. Создание портала должно стать отправной точкой для достижения
основной цели — создания современной общегородской единой автоматизированной
системы обслуживания наших горожан для привлечения их в библиотеки. Эта цель
обозначена в стратегическом документе — «Концепции развития обслуживания
населения Санкт-Петербурга общедоступными библиотеками на 2009–2015 годы»,
утверждённой Правительством города в декабре 2008 года.



«Концепция» ставит перед нами две основные задачи:
достижение соответствия уровня библиотечного обслуживания населения
Санкт-Петербурга мировым стандартам; повышение привлекательности и доступности
общедоступных библиотек для населения Санкт-Петербурга. Для того чтобы эти
задачи оказались выполненными, ведётся работа по следующим направлениям:



• модернизация системы обслуживания населения
Санкт-Петербурга;



• оптимизация и развитие информационных ресурсов библиотек;



• воспитание информационной культуры населения;



• усиление роли и значимости библиотек в едином
социокультурном и информационном пространстве Санкт-Петербурга;



• совершенствование системы управления в общедоступных
библиотеках.



Средствами реализации приоритетных направлений «Концепции»
являются две основополагающие городские программы: «Программа модернизации
деятельности общедоступных библиотек Санкт-Петербурга» и «О Программе поддержки
и развития чтения в Санкт-Петербурге на 2009−2011 годы», утверждённые
Правительством Санкт-Петербурга.



Ключевым звеном, объединяющим эти программы, явилось
создание портала общедоступных библиотек Санкт-Петербурга, который был
финансирован Правительством города по «Программе поддержки и развития чтения в
Санкт-Петербурге». В то же время создание Портала является переходным этапом,
ступенью между созданием и накоплением корпоративных информационных ресурсов и
началом их совместного использования всеми общедоступными библиотеками города,
что осуществляется благодаря «Программе модернизации деятельности общедоступных
библиотек Санкт-Петербурга».



Создание автоматизированной системы библиотечного
обслуживания можно условно разделить на следующие этапы:



• создание единых электронных ресурсов;



• формирование единого распределённого книжного фонда (оно
включает оптимизацию доступа к библиотечным фондам, организацию Книжной палаты
и Городского репозитария);



• организацию общегородской диспетчерской и экспедиторской
службы;



• создание интернет-портала;



• создание единой распределённой Базы данных читателей;



• внедрение RFID-технологии как средства идентификации
изданий и читательских билетов;



• переход на Единый читательский билет.



Вначале сообщество общедоступных библиотек Санкт-Петербурга
объединило свои усилия по созданию корпоративного электронного каталога и корпоративных
баз данных. Благодаря этому были созданы условия для управления
общебиблиотечным фондом и его совместного использования. Принятие Закона «Об
обязательном экземпляре документов Санкт-Петербурга и обязательном экземпляре
документов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» дало
толчок к началу работы по организации Книжной палаты. При этом сложились все
условия для развития сетевых сервисных услуг и создания общегородской
диспетчерской и экспедиторской службы. Таким образом, внедрение
интернет-портала стало логически обоснованным этапом в развитии новой системы
библиотечного обслуживания и крепкой платформой для движения вперёд.



Решению других задач (создание Единой распределённой базы
данных читателей, внедрение RFID-технологий и переход на Единый читательский
билет) будут способствовать расширению возможностей использования услуг,
предоставляемых, в том числе через портал.



Создание любой новой системы связано с ломкой стереотипов.
Создание такой глобальной системы, как портал, объединяющий в одном
пространстве 193 общедоступные библиотеки, потребовало абсолютно нового подхода
к технологическим решениям. Необходимо было создать среду, привлекательную для
пользователей и удобную для библиотекарей. В результате были выделены три приоритета
для дальнейшей работы:



1. Обеспечить единую точку доступа для удобного поиска по
ресурсам библиотек и для пользователей, и для библиотекарей;



2. Дать пользователю возможность обращаться к диспетчерским
службам библиотек, а диспетчерам — возможность координировать свою работу;



3. Предоставить зарегистрированным пользователям «Личный
кабинет», в котором они могут сохранять результаты своих поисков по каталогам и
следить за состоянием своих заказов, а библиотекарям выделить собственные
«Личные кабинеты» для управления заказами и контроля их исполнения.



Доступ к ресурсам библиотек начинается с получения полной
информации о библиотеках как держателях фондов. На портале эту информацию можно
получить через поиск по карте и в специальном разделе «Участники», где размещён
список библиотек города по районам, их контактная информация, в том числе
ссылки на сайты. Дополнительную информацию о библиотеках можно получить,
обратившись к разделу «Календарь мероприятий».



На главной странице портала расположено меню, которое
включает корпоративные каталоги и базы данных, в том числе полнотекстовые,
электронные справочники по социально-правовой информации, интернет-сайты
библиотек, в том числе тематические (например, портал «Мир Петербурга»).



1. Ресурсы библиотек



1.1. Каталоги



• издания с 2009 года;



• издания до 2009 года;



• журналы с 2009 года.



1.2. Базы данных



• статьи из журналов и сборников;



• дайджест петербургской прессы.



1.3. Социально-правовая информация



• дайджест «Социально значимая информация»;



• справочник «Защита прав человека»;



• Центры социально-правовой информации участников КСОБ СПб.



2. Ресурсы Интернет



2.1. Краеведческие ресурсы



• портал «Мир Петербурга»;



• путеводитель по информационным ресурсам петербурговедения.



2.2. Правовые ресурсы



• государственная власть Российской Федерации;



• судебная власть Российской Федерации;



• органы власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области.



Хотим обратить ваше внимание, что в названиях каталогов
указан 2009 год. Сквозной поиск изданий до 2009 года пользователь может вести
по собственным электронным каталогам участников. В 2009 года все общедоступные
библиотеки Санкт-Петербурга перешли к совместному ведению Корпоративного
каталога текущих поступлений. Это был сознательный и обоснованный отказ от
распределённого принципа ведения текущего электронного каталога, при котором не
исключается дублирования работ для библиотекарей и не обеспечивается
возможность качественного поиска для пользователей.



Преимущества консолидированной библиографической записи:



• поиск ведётся по предметным рубрикам, которые формируются
библиотеками по единым правилам и утверждённым технологиям;



• экономия времени за счёт отсутствия дублирования работ
сделала возможной более глубокую проработку библиографической записи, в том
числе аннотирование изданий;



• результатом поиска в корпоративном каталоге является
отдельное библиографическое описание на каждое издание со списком библиотек, в
которых оно находится (вместо списка библиографических записей на одно издание,
который пользователь получает в результате поиска по распределённым каталогам).



Пользователям предлагаются следующие услуги:



• любой посетитель портала может обратиться в Службу
виртуальной справки и оперативно получить ответ на свой запрос;



После прохождения процедуры регистрации посетитель портала
может:



• забронировать издание в библиотеке, в которую он записан,
и взять его на дом;



• заказать доставку нужного ему издания в свою библиотеку из
любой другой, в которой оно имеется;



• заказать копию фрагмента издания с правом получения его распечатки
в любой удобной для него библиотеке.



Последние три услуги стали возможными после внедрения
портала. Для реализации этих услуг необходима связь с диспетчерской службой.
Она осуществляется следующим образом. Получив результат поиска, пользователь может
нажать одну из трёх функциональных кнопок («Забронировать», «Заказать документ»
или «Заказать копию»). В появившемся на экране диалоговом окне пользователь
должен выбрать район города, а также указать библиотеку, в которую намерен
обратиться. При необходимости можно указать дополнительную информацию об
условиях заказа. В случае доставки копии документа, он также указывает
страницы, которые надо отсканировать.



Информация о сделанном заказе сразу отображается в «Личном
кабинете» зарегистрированного пользователя. В соответствующей графе он может
отслеживать изменение статуса заказа. После того как пользователь оформит
заказ, библиографическое описание источника формируется и переносится
автоматически на Автоматизированное рабочее место библиотекаря, предназначеное
для оформления и приёма заказов на доставку документов (МБА) и их копий (ЭДД),
а также для пересылки электронной копии. Для удобства выполнения этих задач
предусмотрено следующее:



1. Заказы от пользователей и заказы между библиотеками
проводятся в одном интерфейсе;



2. Переадресация заказа от пользователя в библиотеку,
которая будет выполнять заказ, производится без заполнения формы диспетчером
вручную;



3. Предусмотрена система пересылки копии документа без
обращения к электронной почте.



Это позволяет значительно экономить время на выполнение
заказов. О том, насколько портал позволил улучшить систему обслуживания, можно
судить по данной диаграмме роста заказов на электронную доставку копий
документов после внедрения портала.



Динамика роста заказов по МБА ещё более показательна. Их
количество резко увеличилось после внедрения этой услуги на портале; до июля
2010 года МБА работал в традиционном режиме, следовательно, для того чтобы
найти нужное издание, надо было вести его поиск, обзванивая буквально все
библиотеки города. Внедрение электронного заказа по МБА и экспедиторской службы
увеличило количество заказов, оперативность их выполнения, а также существенно
снизило количество отказов пользователям.



Создание интернет-портала явилось закономерным и ключевым
этапом создания новой системы автоматизированного библиотечного обслуживания
населения Санкт-Петербурга. Хотя сейчас предстоит решать такие задачи, как
создание Единой Распределённой базы данных читателей, внедрение RFID-технологий
и единого читательского билета; выполнение задач, поставленных Правительством
города в связи с принятием Закона «Об обязательном экземпляре документов
Санкт-Петербурга и обязательном экземпляре документов внутригородских
муниципальных образований Санкт-Петербурга», развитию портала по-прежнему будет
уделяться должное внимание. Боле того: решение названных вопросов будет ставить
новые и новые задачи по расширению ресурсов и услуг, доступных через Портал.



К ближайшим перспективам мы можем отнести:



• организацию доступа к собственным ресурсам
библиотек-участниц КСОБ Санкт-Петербурга;



• организацию доступа к внешним базам данных;



• организацию доступа к ресурсам библиотек других ведомств;



• организацию доступа к каталогу обязательного экземпляра
изданий Санкт-Петербурга.



Таким образом, внедрение интернет-портала — показательный
пример организации современного библиотечного пространства вне стен библиотек,
что делает библиотеку сегодня библиотекой без границ.



Адрес Портала КСОБ СПб: http://ksob.spb.ru



 




Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы