Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 8 (146)'11 - Библиотека 2.0
Технологии и творчетво

Галина Михайловна Пальгуева, главный методист МУ ЦБС Канавинского района г. Нижнего Новгорода.

Кто-нибудь помнит лабораторные работы по физике, химии в школе? А кому-нибудь пригодилось в жизни что-то, изучаемое на «лабораторке»? 

Мне помнится, было интересно соединять два шарика так, чтобы
между ними пробегала молния. Вероятно, тогда механизм возникновения грозы я и
усвоила, хотя в жизни мне эти знания не пригодились.



Лабораторная работа по технологиям чтения — зачем это нужно?
Какая от этого польза? Чтобы посмотреть, что получится, если соединить разные
технологии! Изучить новые, увидеть что-то незнакомое в, казалось бы, известном.
Зачем? Чтобы научить наших детей читать и постигать прочитанное, ведь мы так
много говорим о том, что они не читают. Говорим о кризисе чтения.



А кому это нужно? Детям? Вероятно, хотя они этого не
осознают. Учителям? По должности, как говорится, положено. А библиотекарям?
Нужно ли библиотекарям, чтобы в библиотеке существовала не только информация,
но и чтение? А если нужно, что можно сделать и как? Эти и другие вопросы
обсуждались в ходе творческой лаборатории: «Технологии и творчество: проблемы
совместимости», состоявшейся в ЦБ им. Достоевского МУ ЦБС Канавинского района
г. Нижнего Новгорода.



Это была не обычная, а скайп-лаборатория. Идея такой
лаборатории возникла в ходе развернувшегося в социальной сети «Мой мир» и
библиотечных блогах обсуждения проблем библиотечных технологий и «дванольной
библиотеки». На каком-то этапе этой дискуссии прозвучала мысль уже и о
библиотеке 3.0, существенным компонентом которой является возможность
переадресовывать вопросы пользователей непосредственно специалистам.
Когнитивный эффект в этом случае значительно увеличивается.



Основой разговора на нашей творческой лаборатории должен был
послужить вопрос о технологиях чтения, а следовательно, имело смысл обратиться
за помощью к создателям таких технологий. На нашу просьбу откликнулась автор
технологии созидающего чтения, профессор СПбГУКИ, доктор педагогических наук
Валентина Александровна Бородина.



Skype включён. Валентина Александровна у себя дома, мои
коллеги в читальном зале ЦБ им. Достоевского… В течение часа в режиме онлайн
идёт обсуждение. Валентина Александровна рассказала о технологии созидающего
чтения, предложила выполнить несколько практических заданий, помогающих понять
приёмы работы с текстом, ответила на вопросы сотрудников отделов обслуживания
Канавинских библиотек.



Естественно, возникает необходимость оценки значимости
состоявшегося события. В связи с этим хочется сказать о двух моментах.



Первый — участники лаборатории высоко оценили возможности
компьютерных технологий, позволивших обращаться напрямую к специалистам в
режиме реального времени. Было отмечено что «запущен механизм размышлений», что
на таких занятиях «можно научиться правильно формулировать мысли», искать
аргументы «за» и «против». «Мыслительный процесс значительно активизируется,
что всегда на пользу».



Второй момент — рефлексия на тему лаборатории. Большинству
библиотекарей, обслуживающих  читателей
на абонементе и читальном зале, «обрушившаяся» на них информация показалась
сродни той молнии, которая возникает от соединения двух шариков, фактически
непригодной на практике. Звучали отзывы: «в такой степени работа с текстом в
библиотеке будет подменять русистов в школе», «этой работой должен заниматься
специалист в школе». Не могу согласиться с коллегами.



Да! Специалист должен заниматься этой работой, но почему же
дети, выходя из школы, не читают? Почему на международном конкурсе PISA
занимают последние места? Может быть. потому, что только лишь школе это не под
силу? И нам нужно не подменять, а творчески дополнять, делать то, что не
успевают делать учителя?



В ЦБС провозглашена новая стратегия: «Через web 2.0 и
технологии чтения к библиотеке 2.0» Это значит, с технологиями чтения, как
минимум, нужно быть знакомыми. Использовать их и для читателей, и во
внутренней, собственно библиотечной работе. Способы анализа текстов, которые
предложила В. А. Бородина, можно использовать не только в рамках одного
мероприятия, как это почему-то показалось коллегам; это целая система приёмов,
многокомпонентная технология. Любой из этих приёмов пригодится в разных видах
нашей деятельности.



Внимательная работа с текстом поможет:



• точнее отбирать ключевые слова при работе с каталогом;



• более интересно и грамотно, чем это встречается, писать
аннотации и рекомендации к спискам литературы,



• подбирать текстовое оформление для создания выставки,
устного журнала, обзора, дайджеста и т. д.;



• готовить и проводить обсуждения (со взрослыми и детьми).



Очень многое зависит от умения анализировать тексты
(разные). Не уверена. что мы знаем все (или хотя бы большинство) приёмов
текстологии.



Должно ли чтение, процесс чтения существовать и процветать в
библиотеке? Или мы только «выдавалки» информации? В таком случае мы скоро
исчезнем. Или «после нас хоть потоп»? Одну из коллег тема совсем не
заинтересовала, показалась скучной. Что ж, значит ей интересно что-то другое. В
библиотеке можно много интересного сделать.



Мы часто проводим мероприятия «к дате» (50 лет в Космосе…),
«по теме» (о животных, о войне)… А если провести мероприятие просто ради
чтения? Просто почитать с детьми? С большими и маленькими. И поговорить? Как?



Для меня одним из итогов лаборатории стала мысль, не новая,
впрочем, о том, что нам нужно не только изучать технологии чтения, но и менять
своё отношение к этому. Вектор изменения профессионального сознания в том, что
«библиотеки будут процветать, не как центры информации. Они будут процветать
как центры чтения (это когда читают) и общения». Что, собственно, и есть
Библиотека 2.0. Чтобы мы к этому пришли, на лаборатории была предпринята
попытка отрешиться от вечного «некогда нам этим заниматься» и взглянуть на
проблему перспективно, вооружившись тем, о чём говорила с нами профессор
Бородина.



 




Тема номера

№ 17 (467)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы