Создание библиографических пособий — одно из важнейших направлений работы библиотеки, содействующее реализации её информационной и воспитательной функций. Использование же современных информационных технологий позволяет создавать библиографические пособия качественно нового уровня.
Сразу оговоримся: при использовании принципов
интерактивности и мультимедийности в подготовке библиографического пособия его
содержательная часть остаётся неизменной, как
остаётся неизменной и его цель — раскрытие информационных ресурсов с
учётом определённого целевого и читательского назначения.
По форме представления можно выделить:
• традиционное библиографическое пособие, представленное в
оцифрованном (отсканированном) виде (например, в формате pdf или djvu). В этом
случае мы говорим о библиографическом пособии на электронном носителе.
Автоматизированные библиотечно-информационные системы формируют такие
библиографические пособия автоматически, как выходной документ в формате doc.
• электронное библиографическое пособие (ЭБП), имеющее
признаки гипертекстового документа (например, оглавление и гиперссылки,
средства навигации по страницам). При предоставлении пособия в традиционной
форме многие его возможности были бы утрачены.
Сформулируем основные признаки ЭБП:
• цифровая форма представления;
• интерактивность;
• наглядность (мультимедийность);
• расширяемость (возможность подключения внешних объектов);
• доступность (возможность удалённого доступа).
Создание ЭБП возможно с помощью различных программных
средств. Выбор конкретных средств или их сочетаний определяет черты и
возможности конкретного информационного продукта:
• наиболее простым представляется применение текстового
процессора (например, Word), в рамках которого можно создать интерактивное
цифровое библиографическое пособие;
• мультимедийные эффекты удобнее всего создавать в
презентационных системах (например, PowerPoint), позволяющих использовать аудио
и видео файлы, применять эффекты последовательного появления объектов и т. д.;
• для предоставления информационных продуктов на сайте
библиотеки используются средства гипертекстовой разметки, программы FrontPage,
Macromedia DreamWeawer).
Этапы создания традиционного библиографического пособия и
ЭБП совпадают:
Подготовительный этап посвящён изучению темы, выявлению
документов и созданию плана-проспекта ЭБП. Используются традиционные и
электронные информационные массивы.
Основной этап включает:
• отбор и группировка документов;
• уточнение библиографических описаний;
• аннотирование документов;
• индексирование документов для сборки вспомогательных
указателей;
• организация гиперссылок внутри документа и на внешние
источники.
Заключительный этап посвящён оформлению ЭБП:
• подготовка справочного аппарата (предисловие,
вступительная статья, вспомогательные указатели);
• редактирование ЭБП;
• оформление ЭБП (в том числе создание разделов,
колонтитулов, сборка оглавления).
Для примера рассмотрим методику создания вспомогательных
указателей, поскольку она может быть использована как для создания ЭБП, так и
для создания традиционного библиографического пособия с помощью
автоматизированных информационных технологий (например, по результатам
формирования выходной формы из АБИС).
Основой вспомогательного указателя является набор
лексических единиц (ключевых слов имён/предметных рубрик). Интеллектуальная
часть процесса (выявление и формулирование лексических единиц) остаётся за
человеком, который должен последовательно отмаркировать их в тексте ЭБП. Очень
важно при этом помнить правила формулировки ключевых слов и предметных рубрик
(в том числе такие, как инверсия, унифицированность, содержательность) и
правила их написания (изменение слова по родам, числам и лицам).
Текстовый процессор вставляет в текст документа после
помеченного термина специальное поле ХЕ (indeX Entry), которое форматируется
как скрытый текст и отображается только в режиме просмотра непечатаемых
символов.
Пример: {XE «Образование» \b}
Подчинённые термины при вводе отделяются от основного
двоеточием.
Пример: {XE «Образование:среднее (общее)» \ b }
Каждое двоеточие отражает более глубокий уровень подчинения.
Пример: {XE «Образование:среднее (общее):школа « \ b }
Текстовый процессор позволяет создавать до семи уровней
подчинения, что используется при создании предметных подрубрик,
дескрипторизации лексики и создании авторитетных записей.
Сборка указателя происходит автоматически.