Валентина Александровна Бородина, профессор кафедры
библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ
Скайп-лаборатория — диковинка? Необычное событие? Переход на
новый уровень профессионального общения? Насколько эффективен такой формат
профессиональных встреч?
Идея и название «Скайп-лаборатория» принадлежит Галине
Михайловне Пальгуевой*. На предложение принять участие в лаборатории, я
согласилась сразу. Интересно и перспективно. Мы живём сейчас в таком
удивительном мире: благодаря стремительному развитию информационных технологий
становятся нормой интернет-конференции, не говоря уже об электронной почте:
проводятся виртуальные мероприятия с использованием ВКС (видео-конференцсвязь),
хотя это пока и роскошь... А вот Скайп… Оказывается, можно не выходя из дома
участвовать в профессиональном общении с коллегами из другого города. Конечно,
без поддержки директора библиотеки Аллы Иосифовны Игошиной такое мероприятие не
состоялось бы. Накануне проверили связь, пообщалась с администрацией.
Подключилась на 15 минут раньше (боялась опоздать),
познакомилась с аудиторией и сразу же включилась в работу — Галина Михайловна
уже вела занятие. Каких-то особенных барьеров в моём сознании при таком общении
не возникало (я уже имела опыт связи по Скайпу с родственниками, друзьями);
единственное отличие — чувство повышенной ответственности за результативность
профессионального общения статусного характера, но я заранее сформировала
позитивную установку.
Вначале шла свободная дискуссия, состоялся непринуждённый
обмен мнениями с аудиторией. Галина Михайловна выступала в роли посредника
(модератора) между мной и аудиторией. Это было необходимо не только потому, что
я была не знакома с аудиторией, не знала особенности профессионального сознания
участников, их статусного положения, но и из-за ограниченных возможностей
технического характера — участников было плохо слышно, не всех одновременно
видно. В содержательном плане всё точно так же, как в обычном учебном процессе.
Конечно, осмысливая это событие, оценивая его, вольно или
невольно думаешь над совершенствованием подобных мероприятий в
организационно-методическом плане. Кроме заранее отправленных материалов для
скайп-лаборатории с конкретными заданиями, необходимо иметь под рукой
презентационный материал, который можно показать «здесь и сейчас». Выбор
способа совместного профессионального общения, организационно-методического
оснащения будет зависеть от жанра мероприятия. Следует учитывать и ограничение
по времени. Сеанс закончился, я выбыла из обсуждения, а аудитория продолжила
дискуссию с руководителем лаборатории.
Увы, я была лишена возможности прокомментировать неверные, с
моей точки зрения, установки библиотекарей, которые сочли, что такую работу с
текстом, которую мы проводили в рамках лаборатории, должны осуществлять
«русисты». Во-первых, «русисты» её не делают и в большинстве своём не знают,
как делать, их этому в педагогических вузах практически не учат. Как следствие,
мы, библиотекари, получаем читателей с низким уровнем культуры чтения (и этот
уровень имеет тенденцию снижаться). Серьёзная ситуация с ухудшением качества
чтения приводит к уменьшению читателей в библиотеках. Во-вторых, освоение
технологий чтения, обретение навыков углублённой, психологически, филологически
и культурологически грамотной работы с текстом существенно повысит качество
библиотечно-информационной деятельности библиотекаря.
Анализ содержания лаборатории пока оставим за рамками данной
рефлексии по поводу Скайпа. Важно осмыслить другое: как эффективнее (независимо
от содержания) проводить такие профессиональные встречи в
организационно-методическом плане, как эффективнее использовать технические
возможности Скайпа? Подобные мероприятия требуют наличия современных
компьютеров, видеокамер, качественной гарнитуры (микрофонов с наушниками),
быстрого Интернета; комплекты оборудования для одного участника и коллектива
будут отличаться. В скайп-сеансе, о котором идёт речь, двойная связь с
аудиторией осуществлялась через руководителя лаборатории. Дальнейшее обсуждение
шло в рамках переписки по электронной почте.
Для меня как преподавателя такая лаборатория явилась
своеобразной формой повышения квалификации. Это дополнительный опыт
взаимодействия с аудиторией в другом формате, к тому же с практиками. Это и
толчок к дальнейшему освоению Скайпа, углублению знаний о его технических
особенностях, возможностях, которые он предоставляет для профессионального
общения и обучения.
Итак, это знаменательное событие состоялось; несмотря на
некоторые шероховатости, оно оказалось интересным, полезным для всех
участников, и открыло перед нами новые перспективы в профессиональном
образовании.