Зачем в библиотеке психолог? Этот вопрос стал темой очередного выпуска журнала «Библиотечное Дело». Предварительное обсуждение проблемы началось в блоге. Мнения звучали разные, в основном высказывания касались практической деятельности библиотек. Зачем и какой психолог нужен в библиотеке?
Ни библиотекарь, ни психолог!
Какой-то странный симбиоз!?
Мы психолога тянем волоком,
чтобы к библиотеке он прирос!
Вспоминаю 1970-е годы — годы активного развития инженерной
психологии и песенку, которую можно «приложить» к нашей проблеме, заменив слово
«инженер» на слово «библиотекарь». «Ни библиотекарь, ни психолог! Какой-то
странный симбиоз?! Мы психолога тянем волоком, чтобы к библиотеке он прирос»!»
А он никак не прирастаёт, за исключением некоторых случаев, например, в РГДБ.
Ну, так на это годы ушли! А в других библиотеках? Есть ли вообще в штатном
расписании библиотек должность психолога? Не на «птичьих» ли правах находится в
библиотеке психолог или библиотекарь-психолог? Какова легитимность этих
должностей в библиотеке?
Проблема, о которой заявил журнал, слишком значимая,
многосторонняя и болезненная. Лично я категорически против «психолога в
библиотеке». Нам в библиотеке нужен библиотекарь-психолог. но такого надо
специально готовить. Во-первых, для решения наисложнейших задач психологической
поддержки разнообразных жизнедеятельностных информационных потребностей
человека через его читательское развитие. Во-вторых, для психологического
сопровождения и обеспечения библиотечно-информационной деятельности. В-третьих,
для снижения конфликтов между библиотекарями и читателями. В-четвёртых, для
создания психологически комфортного климата в библиотечном коллективе,
психологической поддержки самого библиотекаря. Как готовить? Об этом чуть
позже.
Многие аспекты психологических проблем в библиотеке коллеги
уже затронули в ходе обсуждения в блоге, однако они акцентировали внимание в основном на практической
деятельности библиотек. Остались в стороне вопросы научного обоснования
библиотечной психологии и подготовки кадров библиотекарей-психологов (есть
только упоминание Г. С. Ганзиковой о специализации, которую ликвидировали).
Приступая к подобному обсуждению, следует определить, что же является в
означенной проблеме наиболее важным? Обоснование и определение статуса
библиотекаря-психолога в штатном расписании библиотек? Определение круга его
задач? Поиск ответа на вопрос, где и какое образование он должен получить?
О том, что эта проблема сверхзначима, свидетельствуют многие
факты (кризис в чтении, неутешительные результаты PISA, уменьшение числа
читателей в библиотеках, мощное внедрение информационно-коммуникативных
технологий в библиотечно-информационную деятельность библиотек, разнообразие
конфликтогенных факторов в коммуникативной составляющей
библиотечно-информационной деятельности, проблемы информационно-психологической
безопасности читателя, непрерывное увеличение количества детей с отставанием в
психическом и речевом развитии и т. д.). Библиотека как социальный институт
должна принимать активное участие в читательской социализации, а через неё в
условиях рыночной экономики осуществлять социально-психологическую и
педагогическую поддержку Развивающегося Человека. В современном обществе
актуален вопрос-афоризм: «Умножив греческий на верховую езду, получим ли
порядочного человека»? Полагаю, что не случайно тема XI Международной
конференции «Через библиотеки к будущему» в этом звучит так: «Позитивная
самореализация современной молодёжи. Роль библиотеки в формировании ценностных
ориентиров и социальной включённости». В таком контексте без осознания и
понимания широкого и глубокого спектра проблем библиотечной психологии,
владения психологическими техниками в решении задачи формирования нравственных
ценностных ориентаций растущей Личности не обойтись.
Нова ли проблема?
Напомню, что наша профессия относится к интегрированному
типу «человек—знаковые системы—человек», а это значит, что она насквозь
психологическая. Психологическая составляющая имеется во всех видах
библиотечной деятельности. Надо знать психологию личности, психологию
деятельности, в том числе психологию текстовой деятельности, психологию
общения. А учат ли этому на библиотечно-информационных факультетах? Практически
— нет.
Курс «Общей психологии» мало что даёт для решения проблем
библиотечной психологии, даже «встроенных» в библиотечно-информационную деятельность,
не говоря уже о специальных её вопросах. Уповать на то, что психологическая
грамотность придёт к библиотекарю через опыт его общения с читателями, — это
наивно. Для этого нужны годы и годы. И не факт, что даже проработав много лет,
библиотекарь станет психологом. На то и существует профессия «психолог», да ещё
по разным специализациям (социальный психолог, педагогический психолог,
психолог-конфликтолог и т. д.). Деятельность же «чистых» психологов в решении
библиотечных проблем неэффективна, поскольку библиотечно-информационная
деятельность имеет свою специфику, и без знания её психологам трудно решать эти
проблемы. Да и библиотекари, не имеющие мощную психологическую подготовку, не
смогут решать наисложнейшие психологические проблемы в рамках библиотечно-информационной
деятельности.
Попытки хоть как-то решать эту проблему на уровне
библиотечного образования (базового и системах повышения квалификации) были,
но разноплановые и в основном локальные.
Системного решения проблемы, к сожалению, нет. Нова ли она? Ну, конечно же,
нет. Не ставя задачи дать в этой статье исторический экскурс в историю
библиотечной психологии, напомним лишь некоторые высказывания специалистов.
Так, А. А. Гайворовский, анализируя психологию библиотечного
работника, писал: «… бибработа это не только проблема взаимоотношения личности
читателя с индивидуальностью книги. Здесь мы имеем посредующее звено в лице
бибработника». Его призыв «взяться за изучение психологии библиотечной
профессии» актуален и по сей день. Он формулирует обширный круг психологических
требований для осуществления библиотечной деятельности. Его суждение «К
сожалению, у нас почти совершенно нет еще специалистов психотехников по
бибделу» актуально и сейчас.1 В его работе «Психотехника и библиотечное дело»
представлен подход, в рамках которого психологии библиотечного дела объединяет
психологию личности (библиотекаря, читателя, автора), с учётом специфики их
деятельности, психологию чтения и психологию книги. Он считал важным
исследовать внимание, наблюдательность, память, мышление, фантазию и словесную
одарённость читателя, так как они характеризуют личность читателя.
Психолог А. П. Нечаев в 1922 году писал: «Если Вы хотите,
чтобы книги, отпускаемые из ваших библиотек, не только брались и возвращались,
но действительно читались, понимались, оценивались и оказывали культурное
воздействие на читателя, Вы должны хорошо понимать психический механизм
чтения».2
Наш современник психолог А. В. Петровский отмечал:
«Библиотекарь обязан глубоко знать психологию, если он хочет быть научно
вооруженным в своей ответственной работе по воспитанию читателей».3
Понятно, что психологические знания библиотекаря не
исчерпываются психологией чтения, но именно психология чтения, психология
текстовой деятельности, психосемиотический аспект в контексте общения является
ядром профессионального знания библиотекаря-психолога. Почему? Потому что
стержнем библиотечно-информационной деятельности любой библиотеки как
социального института является процесс социализации через систему информационных
ресурсов, накопленных человечеством. В рамках этого процесса основная цель —
удовлетворение и развитие информационных потребностей человека, значимых и
необходимых для его жизнедеятельности, для личностного роста. И тогда категория
«личность» выступает связующим звеном всей понятийной системы библиотечной
психологии, а психологическая составляющая библиотечно-информационного
обслуживания «работает» на развитие личности читателя и библиотекаря. Это:
• психология самой деятельности библиотеки, и психология библиотечного
общения разных субъектов, и психология чтения в традиционной и электронной
среде;
• психологическое обеспечение индивидуальной, групповой и
массовой работы с читателями;
• психологическая поддержка и сопровождение любых видов
деятельности библиотек (комплектование, каталогизация, маркетинг, менеджмент и
др.);
• специально организованная психологическая служба в
библиотеках для разных категорий пользователей библиотек.
Традиционный интерес библиотековедов к психологии нашёл
отражение в каждом вузовском учебнике, посвящённом обслуживанию читателей и так
или иначе затрагивающем вопросы библиотечной психологии (прежде всего
психологии чтения). В третьем издании учебника «Работа с читателями» (1981) Б.
Г. Умнов ввёл определение библиотечной психологии как дисциплины, изучающей
психологический аспект взаимоотношений между печатной продукцией, библиотекой и
читательской аудиторией; в виде схемы представил систему библиотечной
психологии, её связи с другими науками.
В 1980-е годы этот появилась функциональная специализация
«Библиотекарь-консультант по работе с читателями», в рамках которой
рассматривался более широкий спектр вопросов библиотечной психологии: наряду с
психологией чтения изучались психология общения библиотекаря с читателем,
психология библиотечного обслуживания. В 1990-е годы интерес к библиотечной
психологии усилился, а направленность её изменилась. Если раньше библиотечная
психология встраивалась в традиционные библиотечные дисциплины, то теперь её
стали выделять как самостоятельную дисциплину, которая способна содействовать
совершенствованию и расширение сферы услуг в библиотеке. Так, на библиотечном
факультете Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств
объявляя отдельный набор на специальность библиотекарей-социальных психологов,
социологов.
Опыт СПбГУКИ был иным. Вопрос об отдельном наборе не
обсуждался, хотя все позитивные предпосылки для этого имелись. С 1991 г. осуществляется
подготовка в рамках авторской специализации «Библиотекарь-психолог»: для
заочного отделения в течение шести семестров, для дневного — в течение трёх
семестров. Разница в сроках обучения обусловлена некоторыми отличиями в учебных
планах для заочной и дневной форм обучения. На дневном отделении предметы,
значимые для специализации «Библиотекарь-психолог», изучались как
самостоятельные; на заочном были включены в учебный план специализации. Отсюда
отличия в содержании. Кроме того, на заочном отделении все курсовые работы
выполнялись в рамках специализации, а не учебных дисциплин (как при дневной форме
обучения). И в этом были несомненные плюсы, поскольку для заочников каждая
курсовая работа являлась определённым этапом в написании дипломной работы.
Существенным преимуществом заочников являлся более осознанный выбор такой
специализации. Студенты заочного отделения, как правило, работали в библиотеках
и видели профессиональные перспективы с учётом региональных экономических и
социокультурных особенностей.
Исходные позиции в предложенной специализации
психологической профессионализации были таковы.
1. Библиотечная профессия традиционно тяготела к системе
психологических знаний, что подтверждают публикации по истории
библиотековедческой мысли, однако накопленный солидный материал слабо
использовался в библиотечном образовании. Специалисты в области библиотечного
дела неоднократно поднимали вопрос об усилении психологической подготовки
будущих библиотекарей-библиографов. В силу разных причин это не было
осуществлено. Насущная потребность в психологических знаниях для традиционных
сфер деятельности библиотек стала основой создания специализации
«Библиотекарь-психолог».
2. Положение на рынке труда в новой экономической и
социокультурной ситуации требовало освоения смежных профессий, желательно, без
значительных временных и финансовых затрат. Освоение смежных специальностей на
базе стандартного библиотечно-информационного образования способствовало
расширению возможностей дополнительного заработка библиотекарям, повышению их
квалификации и престижа библиотечной профессии.
3. Психология библиотекарей-рыночников была ориентирована на
то, что библиотека должна зарабатывать деньги, поскольку госбюджетное
финансирование не даёт возможности для нормального функционирования. Расширяя
сферу услуг для населения, библиотека с её мощными информационными ресурсами
может не только стать конкурентоспособной в оказании
информационно-психологических и психологических услуг, но и оказаться вне
конкуренции в ряде регионов, где отсутствуют специалисты психологи.
4. Библиотечная профессия относится к интегрированному типу
профессий «человек—знаковые системы—человек», поэтому психологическая
профессионализация должна осуществляться с учётом фактора экспансии видео и
компьютерной культуры, а также психологически дискомфортного состояния
общества. С учётом этого при конструировании специализации за основу был взят
психосемиотико-коммуникативный подход, а в качестве базовой теории — теория
читательского (шире — психосемиотического) развития личности.
5. Содержание специализации определялось и осуществлялось
обучение на основе правила пяти «В»: включённости, воспроизводимости,
востребованности, вариативности, валеологичности.
Включённость означает личностно-ориентированное включение
всех субъектов образовательного процесса (обучающих и обучаемых) на
интерактивной основе. Содержание конструируется так, что все стороны личности
студента [аксиологическая (ценностная), когнитивная (познавательная),
креативная (творческая), аффективная (эмоциональная), волевая, рефлексивная]
включены в учебный процесс.
Воспроизводимость даёт возможность встраивать полученные
психологические знания как в разные направления деятельности библиотек
(комплектование, каталогизацию и т. д.), так и в любые системы образования,
просвещения, профессиональной деятельности.
Востребованность рассматривается в двух аспектах:
• в оказании социально-ориентированной психологической
помощи в социализации различных социальных субъектов (личности, группы,
общества) в процессе их жизнедеятельности;
• личностно-ориентированной психологической социализации
самого библиотекаря-библиографа в процессе его профессиональной деятельности и
жизнедеятельности.
Вариативность предполагает реализацию полученного
психологического знания в зависимости от целей и задач психологического
обеспечения, сопровождения, поддержки разных категорий читателей.
Валеологичность учитывает информационно-психологическую
безопасность личности и основывается на девизе «не навреди» при оказании
психологических и библиотерапевтических услуг.
6. Обучение осуществлялось на основе индивидуальных
программ, но в контексте целостного учебного плана специализации. Это позволяло
выбрать одно из направлений в подготовке применительно к определённому типу и
виду библиотек, в рамках которых будут реализовываться полученные
психологические знания.
Окончившие специализацию могли реализовать себя как:
• психологи-консультанты по библиотечному делу;
• психологи-референты информационных служб;
• педагоги-психологи по читательскому развитию личности в
общеобразовательной школе;
• педагоги-психологи по обеспечению профессионального чтения
различных категорий читателей;
• психологи-консультанты по технологиям развивающего
интенсивного интеллектуально-информационного образования личности;
• специалисты в области библиотечного паблик рилейшнз;
• менеджеры психологических и библиотерапевтических служб в
библиотеках;
• другие специалисты по смежным профессиям на основе
библиотечной психологии.
Реально ли это? Вполне! Но зависит от многих факторов и
личной заинтересованности библиотекаря, его интеллектуальных и волевых
возможностей. Цели и задачи специализации сформулированы с учётом реализации
программы-минимум и программы-максимум. Выбор за студентом. Программу-максимум
он реализует самостоятельно при мощной консультационной поддержке
преподавателя-руководителя специализации. Программа-минимум адаптируется к
выбранному студентом направлению психологической профессионализации.
Домашние задания, контрольные и курсовые работы выполнялись
в зависимости от выбранного направления на основе комплексной программы
специализации. В ней было шесть учебных дисциплин, по две на каждый семестр:
одна теоретическая, другая практическая (тренинговая). На первом курсе
специализации изучались «Психология чтения» и «Профессиональное чтение
библиотекаря-библиографа», на втором — «Библиотечная психология» и
«Библиотечная журналистика», на третьем — «Психологические службы и паблик
рилейшнз» и «Технологии развития личности».
Все они тесно взаимосвязаны. Система психологических знаний
осваивается по спирали при взаимодействии дисциплин, от курса к курсу, на
основе постепенного расширения и углубления. В освоении программного материала
специализации используется технология межличностного и межпрофессионального
общения. Суть её в том, что любая работа защищается студентом в процессе
коллективного обсуждения в группе. Условия таковы, что ни один студент не
отмалчивается. Каждый задаёт вопросы, отвечает, обсуждает, обязательно
формулирует резюме. Затем по определённым методикам каждой работе присуждается
итоговая оценка. Так учатся все студенты специализации. Занятия достаточно
эффективны, тем более что количество студентов в группе не очень большое
(8–12).
Обмен знаниями в рамках учебного процесса происходит на
единой концептуальной основе, но с разных сторон, что позволяет наиболее
рационально освоить значительный объём психологической информации в целях библиотечно-психологической
профессионализации.
Обучение на специализации заканчивается написанием дипломной
работы и её защитой. Дипломная работа — это модель будущей психологической
деятельности библиотекаря-библиографа по выбранному направлению в рамках психологической
службы, ориентированной как на решение внутренних психологических задач
библиотечной деятельности, так и на предоставление психологических услуг
пользователям.
Хроника потерь
Подготовка кадров по психологической специализации как
самостоятельной сферы библиотечной деятельности связана с немалыми трудностями
объективного и субъективного характера. Об этом свидетельствует разнообразие
точек зрения специалистов как на содержание психологического знания, так и на
понимание, кому их давать. Любые предложения в этой области требуют серьёзного
осмысления и анализа. Для разработки учебных планов нужны специалисты,
обладающие системой психологического знания, которое они способны в зависимости
от целей и задач в непрерывном библиотечном образовании органично интегрировать
в библиотечную профессию. Библиотекари-психологи могли бы не только решать
внутренние психологические проблемы, связанные с психологически комфортной
атмосферой библиотечной деятельности, но и создавать психологические службы для
населения. Очевиден дифференцированный подход в подготовке
специалистов-психологов разного профиля.
Пока чёткая и добротная система психологической
профессионализации, хотя определённые наработки есть в образовании не
сложилась. Соответствуют ли они потребностям библиотек, и в какой степени? То,
что практика психологического сопровождения читателей в библиотеках не
совпадает с существующей системой образования, — факт. Да и в целом
библиотечное образование вызывает тревогу. В вузах культуры наметившаяся несколько
лет назад тенденция отхода от библиотечной профессии в сторону сугубо
информационной, ориентированной в основном на коммерческие сферы деятельности
не только сохраняется, но и усиливается. И, к сожалению, весьма активное
участие в этом процессе принимает профессорско-преподавательский состав — при
поддержке библиотечных политиков разного уровня. Студенты приходят учиться на
библиотечно-информационный факультет, зная, что получат хорошее
гуманитарно-информационное образование, которое позволит им получить работу с
приличной заработной платой, не в пример библиотечной. Они стараются уйти от
библиотечной профессии через такие специализации, как «Референт-аналитик»,
«Информационный менеджер», «Автоматизация библиотечно-информационных баз
данных», ориентируясь на трудоустройство в банки и фирмы.
Такое положение дел вряд ли можно назвать нормальным.
Закрылись кафедры «Детской литературы и библиотечной работы с детьми»,
превратившись в аппендикс кафедр литературы (например, МГУКИ и СПбГУКИ).
В СПбГУКИ даже на заочном отделении, традиционно включавшем
такие специализации, как «Психология библиотечно-информационного обслуживания»
(ранее называлась «Библиотекарь-психолог») и «Психология и педагогика детского
чтения», негласно по факту сняли (не предлагали её студентам, несмотря на
потребность в этих специализациях). В своё время Э. Р. Сукиасян сетовал, что
вот, дескать, ведущий вуз осуществляет полноценную психологическую подготовку
не всех студентов, а только небольшого количества будущих библиотекарей.4
Сейчас нет и этого.
Без обсуждений и объяснений на дневном отделении исключили
«Профессиональное чтение библиотекаря-библиографа» в угоду «информационным
ресурсам», хотя изучался этот курс только в одной группе. Убрали и курс
«Социология и психология чтения» на специализате, якобы как незаконный (хотя он
изучался с 1991 года). Всё это, мягко говоря, вызывает недоумение. В процессе
перехода на бакалавриат в курс (название профиля — «Библиотечно-информационное
обеспечение потребителей информации» — и нельзя признать удачным) были
включены некоторые предметы, имеющие
отношение к психологической профессионализации библиотекарей, но их
катастрофически недостаточно для подготовки библиотекаря-психолога.
Несмотря на то, что сейчас многие преподаватели соревнуются
в том, «кто окажется круче в инновационных поисках отхода от библиотечной
профессии», надо приложить максимум усилий к сохранению понимания сути и
значимости библиотечной профессии в сознании обучаемых и обучающих этим
профессиям. Странная ситуация: тот, кто живёт за счёт библиотечной профессии,
вольно или невольно формирует установки на уход из библиотечного дела в другие
отрасли, что чревато многими негативными последствиями. Проблема
востребованности библиотеки и библиотечного образования как социальных институтов
связана с формированием ценностных ориентаций на библиотечную профессию как
человековедческую и человекопомогающую, а значит и с решением задачи
психологической профессионализации библиотечной специальности на
соответствующем уровне. Осуществляться она может не только в рамках системы
базового образования, но и в рамках системы повышения квалификации
библиотекарей-практиков, где вузовский опыт психологической профессионализации
может передаваться библиотекарям-практикам в компактной и ёмкой форме.
В прежнем Государственном образовательном стандарте высшего
профессионального библиотечного образования среди сформулированных требований
были такие: «понимать природу психики, знать основные психические функции и
физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в
становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а
также бессознательных механизмов в поведении человека»; а также быть
«методически и психологически готовым к изменению вида и характера своей
профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами».
Психологическая профессионализация: стратегия и тактика
Востребованность психологического знания для решения
библиотечно-информационных задач очевидна и является аксиомой для большинства в
библиотечном сообществе. Дискуссионна стратегия и тактика психологической
профессионализации в непрерывном библиотечно-информационном образовании.
Круг проблем, имеющих отношение к психологии библиотечной
деятельности, достаточно широк. К ним отнесём: психологию комплектования,
каталогизации и систематизации; психологию восприятия каталогов и картотек;
психологическое сопровождение библиотечно-информационной продукции и услуг;
психологию взаимоотношений и совместимости различных социальных субъектов на
разных уровнях; психологические основы этики; психологию нетрадиционных и
инновационных направлений в библиотечно-информационной деятельности
(библиотерапию, психологические службы и паблик-рилейшнз, библиотеки семейного
чтения и др.); психологию обучения пользователей библиотек, психологию
библиотечно-информационного образования (профориентации, профотбора,
профподготовки, профадаптации, переквалификации, реквалификации); психологию
менеджмента и маркетинга, психологию квалитологии и квалиметрии
библиотечно-информационного обслуживания; психологические основы миссии
библиотек и психологический образ библиотекаря; становление и развитие
психологической профессионализации библиотечных специалистов.
Характер и уровень психологической профессионализации должен
варьироваться в зависимости от направления библиотечной деятельности. Особенно
значима психологическая составляющая в библиотечно-информационном обслуживании.
Например, изучение конфликтов между библиотекарем и читателем свидетельствует о
том, что доминирующим фактором в возникновении, развитии и прекращении
конфликтов являются неверные поведенческие модели. И, к сожалению, достаточно
часто библиотекарь выбирает неадекватную модель поведения и в ходе конфликта, и
в процессе выхода из него. Изучение общения библиотекаря с читателем в процессе
обслуживания свидетельствует о том, что среди стилей поведения библиотекарей
публичных библиотек преобладают «избегание (уход)» и «приспособление».
Умение профессионально грамотно организовать психологическое
сопровождение многих библиотечных мероприятий и оказать психологическую
поддержку читателям (пользователям) приходит не сразу. И этому надо серьёзно
учиться. Психологические знания нужны и для формирования здорового
социально-психологического климата в библиотечном коллективе. Учитывая тот
факт, что библиотечное обслуживание связано с большими интеллектуальными и
эмоциональными нагрузками, в библиотеке необходимы кабинеты психологической
разгрузки. Ну и, конечно, очень перспективным является такое направление, как
оказание психологических услуг населению, особенно в тех регионах, где нет
психологов.
Всё это определяет альтернативность в выборе психологической
профессионализации в библиотечно-информационном образовании. Для всех
специализаций нужен курс, отражающий фундаментальные психологические знания и
дающий представление о системе психологических дисциплин. На основе такого
интегрированного курса выстраивается пирамида учебных дисциплин, адаптированных
к задачам психологической профессионализации в рамках конкретных специализаций.
Изучение документального потока по библиотечной психологии
достаточно красноречиво говорит о том, что именно библиотекари, а не психологи
осваивают библиотечную психологию — междисциплинарную область знаний. Они
разработали такие самостоятельные курсы, как «Библиотечное общение»,
«Социально-психологические основы библиотечного обслуживания»,
«Библиопсихология», «Библиотерапия», «Психология чтения», «Профессиональное
чтение библиотекаря-библиографа», «Библиотечная журналистика», «Библиотечная
конфликтология», «Семейное чтение», «Акмеология чтения», «Библиотечный паблик
рилейшнз». Были разработаны специализации социально-психологического профиля,
например: «Библиотекарь-психолог», «Библиотекарь-социолог»,
«Информационно-психологический консалтинг», в рамках которых приобреталось
психологическое знание.
Преподаватели библиотечно-информационных факультетов вузов
культуры по сравнению со специалистами кафедр психологии более активны,
энергичны и продуктивны в освоении психологических знаний и их преломления в
прикладных библиотечно-информационных целях. Преподаватели-психологи не готовы
сотрудничать со специальными кафедрами по разработке курсов, нацеленных на
психологическую профессионализацию библиотечных специалистов. Причины разные:
незнание специфики библиотечной деятельности; слабое осознание важности
психологической составляющей библиотечной деятельности; нежелание осваивать
другие профессиональные сферы (это требует значительных временных и
интеллектуальных затрат); изъяны в организации научного сотрудничества на
межкафедральном уровне и в системе повышения квалификации преподавателей.
Отметим и другой важный фактор. Несмотря на востребованность
психологов в библиотеках, законодательство по кадровому составу библиотек
отстаёт от современных потребностей, продиктованных социально-экономическими и
культурно-информационными изменениями. Официально в штатной структуре библиотек
нет должности библиотекаря-психолога. Многие директора библиотек оформляют
психологов на имеющиеся в штатном расписании должности библиотекарей, поскольку
вынуждены создавать психологические службы, оказывающие разнообразные
психологические услуги населению.
Как же готовить библиотекарей-психологов? В базовом
библиотечно-информационном образовании психологическая профессионализация
библиотекарей может иметь несколько вариантов. Специально готовить
библиотекарей-психологов как самостоятельную штатную единицу в библиотеке
предоставляется возможным на базе:
• высшего библиотечного образования;
• высшего психологического образования;
• среднего специального образования;
• среднего общего образования.
Соответственно будут разниться наполнение учебных планов,
характер обучения и учения. Автор статьи во многих своих работах обосновывал
психологическую профессионализацию библиотекарей.5
В рамках дополнительного образования в системе повышения
квалификации возможна подготовка библиотекарей-психологов по 500-часовой
программе. С учётом того, что серьёзная психологическая подготовка
библиотекарей из программ библиотечно-информационного образования оказалась
исключённой, последний вариант достаточно быстро компенсирует потребность в
библиотекарях-психологах.
Отметим, что во многих библиотеках имеются центры
психологической поддержки. И потребность в них есть. Мотивация к их созданию
везде разная, как и степень желания осуществлять эту наисложнейшую
деятельность. Потребность, мотивы и интересы библиотечного сообщества в
создании психологических служб задают определённые установки в деятельности
этих служб, и эти установки отражаются в их целях, задачах и содержании
деятельности.
Для того чтобы дать общее представление о выборе и решении
психологических проблем, в приложениях представлен вариант психологической
службы (Приложение 1) и темы некоторых дипломных работ, выполненных в рамках
специализации «Психология библиотечно-информационного обслуживания» (раньше
называлась «Библиотекарь-психолог»). Они расположены в алфавитном порядке
(Приложение 2).
Перефразируя Юнга, скажем: «Вероятно, придёт день, когда
библиотекарь и психолог протянут друг другу руки и встретятся в туннеле,
который они взялись копать с разных сторон горы неизвестного».
И это будет БИБЛИОТЕКАРЬ-ПСИХОЛОГ!