Елена Викторовна Дорошко, специалист по связям с
общественностью КГБУК «Красноярская краевая специальнаябиблиотека-центр
социокультурной реабилитации инвалидов по зрению»
В Красноярской краевой специальной библиотеке-центре
социокультурной реабилитации инвалидов по зрению открылась школа
психологического общения «Научись понимать сердцем».
Общение — одна из самых важных потребностей человека.
Некоторые люди общаются легко и непринуждённо, для других же общение
представляет большую проблему. Особенно непросто людям с ограниченными
физическими способностями. Как правило, круг общения молодых инвалидов сильно
ограничен. Многие из них страдают от одиночества, отчаянно нуждаются в дружбе и
любви, но боятся знакомиться, расширять круг друзей, так как считают, что они
не такие, как все.
В школе общения «Научись понимать сердцем» созданы все
условия для того, чтобы молодые люди с ограниченными физическими возможностями
могли общаться друг с другом и со своими здоровыми сверстниками.
На первую встречу школы общения собрались читатели
библиотеки — молодые люди с нарушением зрения, — студенты и старшеклассники
Красноярских коррекционных школ для незрячих и слабовидящих детей, а также
представители кафедры социальной педагогики и социальной работы КГПУ им.
В. П. Астафьева: преподаватель, кандидат педагогических наук
Юлия Юрьевна Бочарова и старший лаборант, ассистент Евгения Олеговна Песегова.
Собравшимся было предложено просмотреть и обсудить
короткометражный фильм «Я нездешний» (режиссёр Catherine MasKinnan). В 2002
году он участвовал в международном кинофестивале, посвящённом проблемам
инвалидов «Кино без барьеров». Фильм идёт почти без звука, на экране изредка
появляются субтитры. Для незрячих и слабовидящих участников мероприятия сюжет
комментировался по ходу действия. Главный герой кинокартины, абсолютно здоровый
молодой человек Адам, в поисках работы попадает в городок, все жители которого—
глухонемые. Он знакомится с глухонемой девушкой Карлой, и они влюбляются друг в
друга. Адаму приходится преодолевать множество трудностей: поскольку он
слышащий, его не берут на работу, родители Карлы против их дружбы, все в
городке его игнорируют. Только любовь помогает молодым людям преодолеть все
препятствия.
После просмотра присутствующим было предложено высказать
своё мнение о фильме, поразмышлять о затронутых в нём проблемах. Участников не
пришлось просить дважды: все сразу же включились в обсуждение, чувствовалось,
что фильм задел всех за живое.
«Как вы поняли фильм? О чём он?» — спросили мы. Все сошлись
на том, что фильм поднимает множество проблем, о которых не принято говорить,
между тем говорить о них необходимо. Сложности, с которыми сталкиваются молодые
инвалиды, показаны через зеркальную ситуацию: в фильме «не таким» оказывается
здоровый человек. Попав в окружение глухонемых, он на себе испытывает
дискриминацию, игнорирование, предубеждение со стороны других людей, — всё то,
через что проходят в нашем обществе инвалиды. Герою приходится столкнуться с
неприятием, отвержением, агрессией и брезгливостью. Молодые люди с
ограниченными физическими возможностями откровенно рассказывали о том, как сами
переживали нечто подобное.
«Были ли моменты, когда у героя фильма опускались руки?»,
«Были ли в вашей жизни такие ситуации, и как вы с ними справлялись?», «Что
помогло герою в преодолении трудностей?»
— спрашивали мы. Ребята делились друг с другом успешным опытом преодоления
трудностей. Да, сложностей немало, но не стоит сдаваться. Преодолеть же
проблемы помогают чаще всего любовь и дружба. Инвалиды и здоровые люди имеют
одинаковые права на дружбу, любовь, секс. У многих здоровых людей эти темы
вызывают неприятие — какой секс, если речь идёт об инвалиде? Как ни печально,
но дискриминация по инвалидности продолжает существовать, и именно молодые
инвалиды часто сталкиваются с ней уже на бытовом уровне. Между тем, потерять
здоровье может любой. Здоровые люди просто не задумываются над тем, что каждый
из них в любую минуту может стать инвалидом.
Каков же основной смысл фильма? Мы все разные, но любовь и
дружба — это то, что нас сплачивает и объединяет.
Так прошло первое заседание школы психологического общения
«Научись понимать сердцем». Организаторы предполагают проводить регулярные
встречи, просмотры фильмов, обсуждения и дискуссии на самые актуальные для
молодёжи темы. Основное назначение школы — формирование информационного
пространства для общения, в создания комфортных условий для интенсивного
психологического и социального обучения молодых инвалидов основам коммуникаций.
По мнению партнёров, преподавателей кафедры социальной педагогики и социальной
работы КГПУ им. В. П. Астафьева, данный вид деятельности является новой
реабилитационной технологией в области социкультурной адаптации молодых людей с
ограниченными физическими возможностями.