Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 10 (148)'11 - СЛОВО РЕДАКТОРА
Простая наука — услышать друг друга
Мы с вами живём в стране, где отношения между людьми строятся по правилам психологической схватки. У каждого времени — своё поле битвы. Сейчас настала эпоха «понтов» — жлобского чванства и яркого внешнего проявления агрессии, которую мы встречаем и в детской среде, и в коллективе и на телеэкране, и просто на улице. Внук говорит бабушке: «Я с таким телефоном в школу не пойду. Меня дразнят лохом». Старые друзья, встретившись после долгой разлуки, выясняют лишь «чья тачка круче?». Дресс-код, марки авто становятся сигналами принадлежности к определённому классу, а гламур — новой идеологией, меняющей психологию, содержание и формы человеческого общения.
Псевдоэлита (если элитой все-таки считать тех, кто приносит реальную пользу своей стране, а не эксплуатирует её ресурсы в пользу своей семьи или группы) диктует моду на всё, в том числе и на стиль поведения. Девиз «вперёд, к успеху любой ценой!» отнюдь не означает призыв к самосовершенствованию и саморазвитию. Это сигнал к жёсткой психологической схватке за доминирование на жизненном пространстве. Далеко не каждому по силам участвовать в этом марафоне — многие уходят с дистанции, расплачиваясь за этот забег неврозами, психозами и всевозможными фобиями.
Личность развивается через осознание своих потребностей, но важно не только обнаружить в себе позыв, нужно найти ему место в своей жизни. Если растить ребенка в депривации*, он будет испытывать голод, который реализуется при случае. Поэтому не стоит отказываться от того, чтобы попробовать много интересных вещей. Но важно не перейти тот рубеж, когда культ потребления становится манией. Жажда приобретения, шопоголизм, кредитомания — всё это проявления массового психоза потребления, который стимулируется рекламой. Гламур тянет целый шлейф индустрии, заинтересованной в активном, безудержном потребителе.
Когда мы посмотрим ретроспективно, какие формы коммуникации оказали решающее влияние на формирование сознания поколений, то в XIX веке это была литература, в XX инициативу перехватил кинематограф, а в XXI —Интернет. Постепенно утвердилась власть картинки, комикса, клипа. Глубокие существенные связи перестали интересовать людей. Их интересуют рецепты приготовления и использования, начиная от кухни, заканчивая отношениями с людьми, в том числе со своими детьми. Сегодня книги для родителей отформатированы как инструкции по воспитанию детей, сопровождаемые комиксами, в которых показаны ложные и правильные реакции на детские проказы.
«Как соблазнить…» — один из самых востребованных трендов в популярной психологической литературе. Он целиком обусловлен интересом к взаимному использованию, обоюдным манипуляциям.
Библиотечный мир представляется мне маленьким уютным атоллом в бушующем океане потребительского психоза. Только здесь и ребёнок и взрослый могут ещё быть выслушаны и поняты. Здесь не требуют дресс-код и не проходят фэйс-контроль. А главной ценностью остаётся роскошь человеческого общения.

С любовью, Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»

* Депривация — состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей.


Тема номера

№ 4 (454)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы