Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Купить прицепы для легковых автомобилей avtopricep77.ru.
Архив журналов - № 11 (149)'11 - Вечные ценности
На пересечении реальности и виртуальности



Татьяна Плохотник, заместитель директора МУК «ЦСДБ им. А. С. Пушкина», г. Саров Нижегородской



 Библиотечные флешмобы и библиотечные блоги — новомодное
увлечение, игра, прихоть или закономерное и необходимое пересечение
виртуального и реального библиотечного пространства?


Небольшое лирическое вступление



Так случилось, что либмоб-торнадо, в эпицентре которого я
оказалась, дал ещё и побочный эффект в виде вопросов:



«Как рождается креативная идея? Где гарантия, что это будет
ноу-хау, а не повторное изобретение велосипеда?»



«Что нужно, чтобы две параллельных прямых (виртуальный и
реальный библиотечные миры) пересеклись? И нужно ли это?»



«Зачем всё затеянное было нужно?»



Вопросы не новые и отчасти риторические, но события
развивались быстро, дух захватывало от масштабов задуманного, и полупаническая
мысль билась в мозгу: «Как же всё это получилось?! Этот опыт обязательно нужно
отрефлексировать, и — как бы чего не забыть!»





Вся прелесть и одновременно опасность блогинга кроется в
том, что в любой момент ты можешь проснуться «знаменитым». Люди, на которых в
реале ты даже взглянуть боишься, приходят в твой блог, начинают задавать
вопросы, советовать или советоваться — в общем, общаться на равных…



Страшно было что-то недопонять и  не оправдать внезапного доверия:



«— У тебя в блоге тема началась? Значит, здесь и устроим
штаб-квартиру флешмоба!



— Ему бы название оригинальное, библиотечное… может, либмоб?



— А может, о логотипе подумаем?



— А условия проведения какие?»



 



Рецепт либмоба



«Когда б вы знали, из какого сора…» сложился этот рецепт!
Записывайте.



1. Один случайный несерьёзный диалог с читателем-подростком
на абонементе. «Каким бы мог быть библиотечный флешмоб? — Ну, не знаю… мне
только “Операция Ы” на память приходит… Выйти в три часа ночи на улицу и
спрашивать прохожих: “Как пройти в библиотеку?”»



2. Один провокационный коммент коллеги в блоге к посту об
одном из наших флешмобов («Вы неправильно трактуете понятие… и вообще, флешмобы
как форма работы всем уже надоела!»).



3. Один полупровокационный пост-опрос, родившийся из
сомнений: а может, мы правда отстали от жизни со своими флешмобами?



Добавьте к этому ещё несколько организационных постов,
десятки перепостов в блогах коллег и сочувствующих, десятки постов-отчётов о
том, как всё прошло… Вот и готова Всероссийская акция — ЛИБМОБ «Как пройти в
библиотеку?»! Заметьте: не виртуальная, а вполне реальная, в ходе которой
опрошены были тысячи людей, пришли в библиотеки десятки (или сотни? — время
покажет!) новых читателей.



Хроника событий



8.04.2011 — тот самый полупровокационный пост «Флеш… арт...
фан... мобы... Как насчёт мозгового штурма?»в блоге «Библио-S-путник»:



«Библиотечные флешмобы. О подобных акциях я узнала довольно
давно, лет 6-7 назад. Пример коллег впечатлил, но в нашей библиотеке, да и в
городе на тот момент это не было актуальным. Всё-таки, чего греха таить,
библиотеки “пошли в народ” не от хорошей жизни. Когда у нас возникла такая
потребность, то мне уже набила оскомину “классика” библиотечного флешмоба:
встали, открыли книжки, сделали вид, что внимательно читаем (главное, не
забыться и не держать книжку вверх ногами). Неужели других вариантов и идей
нет? Может, поделимся идеями? Или давайте организуем общероссийский библиотечный
флешмоб здесь, в виртуале?»



15.04.2011 — Определена ключевая идея акции (опрос на улицах
города «Как пройти в библиотеку?»), обсудили детали и варианты (театрализация,
раздача флаеров, смайликов и пр.). С лёгкой руки блогера из Новочебоксарска Кати
Васильковой (блог «2:0 в пользу читателей») библиотечный флешмоб назван
ЛИБМОБом.



17.04.2011 — идею пока поддерживают всего четыре библиотеки
из городов Саров, Арзамас, Белово, Новочебоксарск.



24.04.2011 — утверждён логотип либмоба.



29.04.2011 — нас уже 12.



1.05. 2011 — началось «расповсюживание» в социальных сетях.



10.05.2011 — нас 28.



25.05. 2011 — нас 50.



И вот до либмоба остались считанные часы… Библиоблогеры,
заручившись поддержкой коллег и читателей, на низком старте — готовятся выйти в
реальный мир. Уже нет сомнений, что эта общественная экспромт-акция приняла
размах всероссийской. География либмоба — от Мурманска до Астрахани и
Краснодара, от Питера до Красноярска.



Должна признать: мы слишком поздно спохватились, что нужно
назначить «место встречи», где будут размещаться отчётные посты по проведению
акции, так что ссылки на отчёты мне пришлось собирать из разных блогов, а
значит, что-то могла упустить.



 



Итоги, идеи, впечатления



Опрос «Как пройти в библиотеку?» обыгрывался везде
по-разному. Где-то «в народ» вышли сами библиотекари (группами от трёх до
десяти человек). Где-то к ним присоединялись читатели. На мой взгляд, последний
вариант предпочтителен, ведь главная идея любого флешмоба — внезапность, шок.
Срабатывает «эффект толпы»: «Видите, сколько людей поддерживают библиотеки?
Как, вы ещё не с нами?! Присоединяйтесь к читающему большинству!»



В некоторых городах либмоб был театрализованным (Арзамас,
Саров). Кое-где он положил начало целой серии мероприятий. Краснозёрская
«Межпоселенческая библиотека» (Новосибирская область) на центральной площади
устроила праздник библиотечных удовольствий «Войди в библиотеку добрым гостем».
В Сарове либмобомом открылась ежегодная акция «Библиосумерки-2011» (клип-отчёт
можно посмотреть в блоге «Библио-S-путник»).



Несколько приглянувшихся идей из отчётов:



«Библиомания» (Арзамас Нижегородской обл.) пишет:
«Арзамасские библиотекари не ограничились одним днём 27 мая и гуляли по разным
районам города целых три дня — 25, 26, 27 мая, опрошено более 600 человек.
Эффектно провела театрализованный либмоб центральная детская библиотека



им. А. П. Гайдара. Сказочные персонажи “заблудились” в
незнакомом городе и решили вернуться в свои любимые сказки, который живут в
детской библиотеке. Увидев их, редкий прохожий не улыбался и не оборачивался
вслед. От желающих сфотографироваться не было отбоя. Войдя во вкус,
библиотекари решили зайти в городскую администрацию. Пообщавшись в мэрии с
людьми влиятельными и значимыми, они остались довольны — детскую библиотеку
знают и любят. Заодно напомнили местным властям о Дне библиотек».



Надежда Михальчук, Белгород: «Приобщили к опросу горожан
детей-читателей, нацепили им бейджи с логотипом либмоба».



Пост-отчёт в сообществе «Как пройти в библиотеку?» СОБДЮ
собрала оригинальные ответы респондентов на вопрос: «Не подскажите, как пройти
в библиотеку?». Библиотекарям отвечали: «В 3 часа ночи?! — Ха-ха-ха! Ну, прямо
как в “Ералаше”!», «Мы сами неместные», «Нет-нет, я ничего не знаю, я очень
спешу!», «Знаю, и чё?!», «Прикольно придумали! 
Решили уже таким способом заманивать в библиотеку?», «А Вам какую?».



В этом же сообществе прозвучала мысль: рекламные флаеры
раздают на каждом шагу, это уже неоригинально, надо придумать что-то новое,
своё.



Пост-отчёт «2:0 в пользу читателей» (Новочебоксарск):



«Те, кто правильно указывал путь, получал конфету и ...
визитку для того, чтобы передать её тому, кто ещё не знает, где мы находимся
(идея схожа с идеей книги Майи Борисовой “Передай добро по кругу”). Здесь же
вопрос для размышления: «Привлечённые к проведению либмоба дети очень
заинтересовались перспективой завести в будущем книжку волонтёра, где
отмечались бы все мероприятия, в которых они участвовали. Детей сейчас чуть ли
не с рождения нацеливают на портфолио. Не знаю, правильно ли это. Вы как
думаете?»





Пост-отчёт в блоге «Проба пера», Псков:



«Сначала сами разыграли сценку чтения в парке. Затем
общались с горожанами, причём побуждали родителей тут же почитать немного из
предложенных книг своим детям. Поддержку либмобу оказал сетевой проект “Лица
Пскова”».



Блог «Краевушка» (Красноярск):



«Акция показала, что более 50% горожан знают дорогу в
красноярские библиотеки. Именно им волонтёры вручали “золотые” (шоколадные)
медали. Награду получили 200 человек».



Блог «Библио-S-путник» (Саров):



«Наш либмоб был костюмированным, проводили его 30 ребят. Шли
от торгового центра, задавали прохожим риторический вопрос “Как пройти в
библиотеку?” (у нас это все знают), каждому давали приглашение-рекламу с
адресом библиотеки, блога “Живность цвета огня” и программой “Библиосумерек”.
Главная наша цель акции несколько отличалась от цели, которую поставили перед
собой другие библиотек: либмобовцы должны были привести народ на
“Библиосумерки-2011”.
Сделать хорошую рекламу до этого не получилось — в школах конец учебного года,
выпускные вечера; в этот же день в городе проходила “Ночь музеев”. Опросили
около 100 человек, привели около 70».



Идеи для либмоба следующего года нашлись в блоге
«Библиоволна» (VolNa, Иваново). Здесь акция прошла позже, 1 июня, но с большим
размахом, вылившись в праздник «На библиотечной лужайке», где ребята мастерили
закладки и супер-обложки для любимых книг, зарабатывали жетоны и получали
призы; каждый желающий мог совершенно бесплатно выбрать для себя книгу из
резервного фонда библиотеки.



Станет ли либмоб ежегодной Всероссийской акцией? Это решать
библиотечному сообществу в целом и каждой библиотеке в частности. На мой
взгляд, не стоит загонять нашу спонтанную идею в официальные рамки.



Игра стоила свеч: поисковая система Яндекс выдаёт на запрос
«либмоб» 10 тысяч ссылок; число опрошенных — минимум 5 000 человек (в
реальности их значительно больше; а прибавьте к этому числу ещё непосредственных
участников-либмоберов…); в большинстве городов акция привлекла внимание
общественности, информационную поддержку оказали местные, региональные и
общероссийские СМИ.



Поводов для проведения ежегодного либмоба в конце мая
больше, чем достаточно: День филолога, День библиотек, конец учебного года,
начало летних чтений…..



 



Найдены ли ответы?



В заключение попробую сформулировать свои ответы на вопросы,
поставленные в самом начале статьи.



«Как рождается креативная идея?»



1.Чаще всего источником идей становится недовольство или
сомнения, рождению идеи либмоба содействовало провокационное высказывание
коллеги, которое захотелось подтвердить или опровергнуть.



2. Источник библиотечного креатива — читатели-подростки. Мы
в своей библиотеке в этом не раз убеждались, а потому теперь с большим
вниманием и доверием относимся к их словам, часто советуемся с ними.



«Где гарантия, что это будет ноу-хау, а не вновь
изобретённый велосипед»?



Такой гарантии нет. Часто идеи витают в воздухе и
одновременно приходят на ум людям, находящимся в разных уголках мира. А если
учесть, что желания и цели библиотекарей из разных городов совпадают…
Просматривая посты-отчёты для этой статьи, случайно наткнулась на пост от 4
октября прошлого года в блоге «2:0 в пользу читателей». Пост называется
«Флешмоб “Как пройти в библиотеку?”»: «Украинская библиотечная ассоциация
объявила 30 сентября Всеукраинским днем Флешмоба. Большинство библиотек приняли
участие в этой акции, которая проходила под девизом “Современная библиотек@ —
мир новых возможностей”» А если ещё вспомнить одноименный блог Свердловской
областной детско-юношеской библиотеки… Так наш либмоб — это креатив или нет?
Что скажете?



«Что нужно, чтобы две параллельных прямых (виртуальный и
реальный библиотечные миры) пересеклись?»



Нужен кураж, вера в себя и горящие глаза. Как сказал Антуан
де Сент-Экзюпери, «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей,
планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей
стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль…» У
библиоблогеров это получилось. Удалось им и показать, что блогосфера — совсем
не игрушки «повёрнутых на Интернете», а мощный инструмент для достижения
серьёзных целей  Признайтесь: хотя бы
одно официальное постановление было внедрено и реализовано так быстро — и с
таким энтузиазмом?



 



Веская причина



Флешмобы эффективны в привлечении читателей. Яркий рекламный
ход — это самое простое объяснение, лежащее на поверхности, но один дотошный
методист, хорошо знающий работу нашей библиотеки, спросил: «Вам-то это зачем?
Читателей полно, все вас знают. Чего на улицу-то пошли?»



Проанализировав впечатления от наших последних флешмобах (за
полгода их было три: «Читай ижегородское!», «Чтенью — да! Куренью — нет!»,
ЛИБМОБ «Как пройти в библиотеку?»), мы пришли к следующему выводу. Цель
флешмоба — встретиться в неформальной обстановке библиотекарям и читателям и
по-доброму подурачиться от души. Если своим дурачеством мы заразим проходящих —
так это же здорово! Флешмоб сближает. Нам (детским библиотекарям Сарова) это
надо. Нам это интересно. И нашим читателям тоже, поскольку все флешмоб-идеи
претворяют у нас они, а мы лишь поддерживаем. Нам скучно друг без друга.



Станет ли это веской причиной для вас — решайте сами.



 





Тема номера

№ 14 (464)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы