Зинаида Петровна Гурьян, заведующая сектором организационно-методического отдела Омской
Областной библиотеки для детей и юношества
Вера Ивановна Щинникова, ведущий библиотекарь
организационно-методического отдела ООБДЮ
«Врачу, исцелися сам!» — это известное изречение из
Евангелия от Луки можно перефразировать так: «Читай, библиотекарь!» Ведь чтение
— это сущностная черта библиотечной деятельности, и если мы хотим, чтобы в
библиотеке были читатели, а не только пользователи, мы должны читать сами.
Что же читают библиотекари Омской области, работающие в
детских библиотеках? И читают ли они вообще?
Специалистами Областной библиотеки для детей и юношества
было проведено исследование «Что прочёл библиотекарь?» Применив метод
анкетирования, мы получили сведения о досуговом и профессиональном чтении
коллег. Анкетирование проводилось с использованием электронной почты, было
добровольным и анонимным.
Каков же он — наш читающий библиотекарь?
Это библиотечный специалист со средним профессиональным или
высшим образованием (среди опрошенных специалисты со средним профессиональным
образованием составили 49%, с высшим — 36,7%), стажем работы более 10 лет
(66%). Чтение для него — это в первую очередь получение новых знаний (такой
ответ дали 74% респондентов). Он читает ежедневно (так ответили 77%
опрошенных), круг его чтения составляют художественная литература (отметили 86%
респондентов), профессиональные издания (81%), научно-популярная литература
(48%). Предпочитает отечественную литературу (79%) классического жанра (в
ответах прозвучали имена И. Бунина, И. Тургенева, А. Куприна, А. Чехова, Н.
Лескова,
Ф. Достоевского, Н. Островского,
Л. Толстого, М. Булгакова) и советского периода (42,5%), но
не чужд, однако, и интереса к творчеству современников (были названы: Сесилия
Ахерн, Евгений Гришковец, Павел Санаев, Маша Трауб, Галина Щербакова, Виктория Токарева, Татьяна Толстая, Дина
Рубина, Татьяна Устинова, Дарья Донцова, Александра Маринина).
Книги для детей и подростков
Наш библиотекарь может порекомендовать детям следующие
книги: «Денискины рассказы» В. Драгунского (названа 12 раз), «Незнайка и его
друзья» Н. Носова (8); «Антологию семейного чтения» и книги А. Барто (4). По
два раза упоминались следующие авторы: А. Усачёв «Умная собачка Соня»,
С. Козлов «Ёжик в тумане», Г. Шалаева «Большая книга о
животных для самых маленьких» и «Школа этикета для самых маленьких», К.
Паустовский «Рассказы о природе» и «Сказки», В. Осеева «Динка», С. Михалков, Л.
Чарская,
К. Чуковский, Т. Белозёров, В. Степанов.
Подросткам библиотекари чаще всего рекомендовали
произведение «Чучело» В. Железникова (9 респондентов)
и «Чучело-2, или Игра мотыльков». На втором месте оказался
В. Козлов с повестью «Президент каменного острова» (6 респондентов). Пять
специалистов посоветовали подросткам книги
Т. Крюковой; четверо — произведения К. Булычёва и В.
Крапивина; имена
А. Лиханова и В. Каверина («Два капитана») упомянуты тремя
специалистам. По два упоминания пришлось на книгу Л. Н. Толстого «Война и мир»,
повести
А. Рыбакова «Кортик» и «Бронзовая птица», повесть Б.
Васильева «В списках не значился», повесть Е. Л. Мурашовой «Класс коррекции»,
книги серии «Заветная мечта», сборник рассказов «Абориген».
Родителям были рекомендованы: «Антология семейного чтения»
(12 респондентов); книги И. Тимофеевой, чей авторитет в области детского чтения
трудно не признать (6); «Уроки для родителей» В. Левина (3), а также журнал
«Семейное чтение» и книги А. Лиханова «Солнечное затмение», «Никто». Дважды
упоминались книги Бенджамина Спока, Дж. Викофф и Барбары Анелл «“Да” вместо
“Нет”: Послушный ребёнок без криков и шлепков» и Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с
ребёнком: как?»
Рекомендации коллегам
Книги И. Тихомировой «Психология детского чтения от А до Я»,
«Руководство детским чтением», «Как воспитать талантливого читателя» указаны 7
раз; детские книги (Т. Четверикова «Заветный сундук», А Гиваргизов «Мы так
похожи», Б. Минаев «Детство Лёвы»); профессиональная литература: газета
«Библиотека в школе», журналы «Школьная
библиотека», «Читаем, учимся, играем», приложение к журналу «Читайка»;
литература по психологии: О. Кабачек «Сказка в век компьютера»; художественные
произведения современных авторов: Б. Акунина, Л. Улицкой, В. Токаревой, Е.
Гришковца, Г. Щербаковой, А. Солженицына, Б. Васильева,
В. Астафьева.
Источником информации по профессии для наших респондентов
является чаще всего журнал «Библиотека» (72%). Большинство библиотечных
специалистов уделяет профессиональному чтению от полутора-двух часов в неделю
до 1 часа в день (54%), а 62% используют для поиска профессиональной информации
Интернет.
Портрет читающего библиотекаря получился вполне позитивным,
круг чтения библиотекарей можно охарактеризовать как обширный и разнообразный,
однако хочется отметить несколько моментов.
Значительное число респондентов (18,4%) на вопрос о том,
какие книги были прочитаны за последний месяц, ответили, что читали
отечественных классиков — Бунина, Тургенева, Куприна, Чехова, Лескова,
Достоевского, Островского, Толстого,
Пушкина. Несомненно, библиотекари знают и любят немеркнущие произведения
классиков, но трудно представить человека, из года в год перечитывающего эти
произведения. Возникают три версии: либо библиотекарь ничего не читал за
последний месяц, либо не захотел назвать того, что читал, либо, действительно,
всю жизнь читает только классику. Все три варианта поведения недопустимы, когда
речь идёт о профессионалах, ежедневно сталкивающихся с необходимостью
рекомендовать книги детям и молодёжи.
Многое в ответах на вопросы анкеты порадовало. На вопрос:
«Какую книгу вы можете порекомендовать детям и подросткам?», были получены
интересные, очень разнообразные ответы, говорящие о том, что детская литература
и литература для подростков хорошо знакома библиотекарям. В рекомендациях для
детей прозвучали книги 25 авторов, а в рекомендациях для подростков — 55
авторов. Рекомендации для родителей включают, например, «Антологию семейного
чтения» — 10-томное издание, вышедшее в свет при поддержке правительства Омской
области. В «Антологии семейного чтения» собрано практически всё самое лучшее,
созданное как народным творчеством, так и писателями всего мира для детей и
подростков и это издание есть в каждой из 770 библиотек области. Однако 5,9%
респондентов не смогли или не захотели указать книги, которые могли бы
посоветовать для чтения детям, подросткам, родителям, коллегам. С одной
стороны, процент невелик, а с другой — можно ли представить себе ситуацию,
когда почти 6% врачей не смогли бы выписать больному нужное лекарство?
Почти треть респондентов (29,9%) не стали ничего
рекомендовать коллегам. Почему? Посчитали себя недостаточно компетентными,
чтобы давать подобные рекомендации? Или просто нечего было порекомендовать? Это
значит, что нам, как методическому центру, есть с чем работать.
Анкета включала и вопрос о профессиональном чтении: «Какой
профессиональный журнал Вы читаете чаще всего и почему?» Судя по ответам,
таковыми изданиями оказались журнал «Библиотека» (72%), «Библиополе» (37,9%),
«Читаем, учимся, играем» (28,7%), «Школьная библиотека» (25%). Далее следуют
«Семейное чтение», «Воспитание школьников», «Книжки, нотки и игрушки для
Катюшки и Андрюшки» — их читают 19%, 17%, и 12% респондентов соответственно.
Наименее читаемыми оказались журналы «Справочник руководителя учреждений
культуры», «Библиотечное дело», «Новая библиотека» — по 1% респондентов. На
вопрос: «Почему вы читаете именно этот журнал?», не ответили 42,5%
респондентов. Можно предположить, что самыми читаемыми являются те журналы,
которые выписывает библиотека.
Хочется отметить высокую активность респондентов–сотрудников
детских библиотек: из 32 муниципальных районов Омской области в анкетировании
приняли участие 28. Всего в анкетировании приняли участие 87 библиотечных
специалистов.
Материалы исследования размещены на сайте Областной
библиотеки для детей и юношества, разосланы по электронной почте в детские
библиотеки муниципальных районов Омской области.
Интересно, важно, полезно
Мы считаем, что такие исследования, как «Что прочёл
библиотекарь» не только дают материал для размышления, но и полезны сами по
себе: они дают возможность всем, и организаторам, и участникам исследования,
пристально взглянуть на круг своего чтения, оценить его профессиональную
значимость. Это подтверждается и тем, что многие библиотеки, как в нашей
стране, так и за рубежом, уделяют внимание изучению чтения библиотекарей.
Например, в 1995-98 годах проводилось исследование «Библиотекарь Тверской
области как читатель»; в 1996 году вышел сборник Российской национальной
библиотеки «Что мы читаем? Какие мы?», посвящённый итогам изучения чтения
библиотекарей (Т. А. Жданова; Е. В. Захарова). В 2004 году на базе нескольких
регионов было проведено исследование «Профессиональное чтение современного
библиотекаря» (Г. А. Райкова); в 2008 году досуговое чтение библиотекаря
Челябинской области послужило темой для диссертации (М. В. Кустова). В
Алтайской краевой универсальной научной библиотеке им. В. Я. Шишкова изучали
чтение сотрудников библиотеки (И. В. Миллер).
Продолжение исследований по вопросу чтения библиотекарей
необходимо для повышения качества библиотечного обслуживания. Постоянное
внимание к проблеме чтения библиотекаря будет способствовать повышению престижа
библиотечной профессии в глазах современного общества.
Проведя исследование
и проанализировав полученные результаты, мы приняли ряд решений:
• разработать комплекс мероприятий для активизации чтения
библиотекарей;
• активно рекомендовать интернет-источники как источники получения
профессиональной информации;
• при подготовке консультаций для специалистов муниципальных
библиотек Омской области использовать профессиональные журналы, которые не
получают эти библиотеки.
Никого и никогда нельзя заставить полюбить читать, но можно
побудить к чтению. На Ежегодной Конференции Российской библиотечной ассоциации,
которая проходила 22–26 августа 2011 года в городе Тюмени, специалисты нашей
библиотеки обратились с предложением к Молодёжной секции РБА:
• организовать интернет-форум, где «читающие библиотекари»
могли бы обсуждать прочитанные книги и перспективы их рекомендации читателям;
• организовать и ежегодно проводить конкурс молодых
«читающих библиотекарей», подобный конкурсу для детей и юношества «Лидер
чтения», организованному Федеральным агентством по печати и массовым
коммуникациям.
Значимость чтения библиотекаря невозможно переоценить, ведь
именно от библиотекаря зависит, придёт ли читатель в библиотеку и сможет ли
полюбить читать.
Читай, библиотекарь!