Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 12 (150)'11 - Читаем вместе
Интуитивная режиссура чтения

 Ирина Александровна Мусихина, библиотекарь Владивостокского
художественного училища



 Положа руку на сердце: много ли у нас учебных заведений,
выпускники которых пишут письма в библиотеку из армии? А с экзотического
острова Шри-Ланка? Да и «просто» из Петербурга? Звонят? Приходят в гости?
Почему же Владивостокское художественное училище студенты называют оазисом, а
библиотеку — «оазисом в оазисе»?


Нынче не время для шумных акций



и безадресного просветительства.



Дмитрий Быков



 



В библиотеке Владивостокского художественного училища не
слишком изысканный интерьер, не слишком шикарный ремонт, да и книжных стеллажей
могло быть больше. В чём же секрет её притягательности? Думаю, в том, что в
общении с молодыми людьми мы нашли верную интонацию. Всё, что делается в нашей
библиотеке, делается исключительно по движению сердца и души. Довелось слышать
признание Елены Камбуровой: её концерты не отрепетированы, она сама иногда не
знает, с какими словами обратится к зрителю в следующий момент, и находит этому
определение — «интуитивная режиссура». О степени воздействия такой режиссуры,
дарующей чудо открытия, знают почитатели её творчества. По нашим наблюдениям,
отрепетированное действо вызывает у подростков в лучшем случае сдержанное
вежливое внимание, которое так отрадно переключить на родной компьютер. У нас
другая традиция. Традиция читать книги.



 



«Просто читаем книги»



«У нас реальной традицией всегда был культ книги. Традиция
читать и беречь книги, традиция любоваться книгой как произведением искусства.
Книга придает жизни особый аромат» (Юрий Мамлеев)



«А я своим вслух до 20 лет читала» (Людмила Улицкая)



Более двадцати лет в библиотеке ВХУ жива традиция читать
вслух. Мы читали Гоголя, Достоевского, Бунина, Куприна, Платонова, Шукшина,
Довлатова, Дину Рубину, Марину Москвину. Дневники Коровина. Письма Сурикова… Мы
просто читаем. Ну, разумеется, обратим внимание на имя художника, на его
иллюстрации к книге. Так ведь и дома мы так делаем — без менторского тона и
назидания, исключительно из интереса и любви. У нас в училище мы «просто»
читаем, но в результате что-то происходит, что-то меняется в атмосфере… Мой
комментарий лёгок и ненавязчив, ребята включаются в обсуждение непринуждённо (именно
так бывает и при семейном чтении). Они не ощущают себя «объектом воспитания».



Наши студенты знают, что я люблю стихотворение Раисы Мороз
«Укроп».



…Жаркий прозрачный воздух клубится.



Жницы будто с картины старинной.



В белом платочке, в платье из ситца



библиотекарша Екатерина



ходит за ними. Громко читает



бабам рассказы из «Тёмных аллей»…



Будто про меня. Я тоже «громко читаю». Студентам, работающим
за мольбертами. Специфика обучения в художественном училище крайне редко
позволяет нам собраться всем вместе в библиотеке. Во-первых, у нас два учебных
корпуса, расположенных в противоположных концах города. Во-вторых, мы
подчиняемся расписанию, я бы даже сказала — Расписанию. В некоторых группах
занятия порой завершаются в пять часов вечера. Но не намного свободнее и те,
кто отучился к трём часам дня — у них задания по композиции (а это довольно
серьёзная «головная боль»), рисунку и живописи. Но ради этого, разумеется, они
и пришли в художественное училище. Редкая счастливая возможность встретиться в
читальном зале с «живым» поэтом или писателем, предваряемая сложными
комбинациями в перестановке в расписании, а порой и отменой урока (к чему готов
не всякий преподаватель), становится действительно незабываемым событием.



В каких-то учебных заведениях студентов «сгоняют» на
«мероприятие»? Не знаю. Не наш стиль. По зиме, через пробки, через полгорода
наши студенты сбегались на встречу с известным критиком, арт-директором
знаменитой художественной галереи Александром Лобычевым. Искренний и задушевный
получился разговор. Александр Лобычев читал стихи своих любимых поэтов… Увидев
в руках некоторых студентов свою книгу «На краю русской речи», признался, что
поражён: «Впервые вижу студентов, читающих литературную критику». Это ли не
счастье для библиотекаря? Всё-таки интерес к литературной критике (впрочем, к
прозе и поэзии тоже) вряд ли бывает врождённым. Уже смеркалось, когда наш гость
ушёл. Стали расставлять стулья. И вдруг…девочки начали танцевать, кружиться,
порхать! Глаза сияют, в руках книги — теперь с автографом. А мальчики… Вот
признание Володи (к нам он приехал учиться из глубинки, и что-то подсказывало,
что книги не были предметом его пристального внимания): «У меня стучало в голове:
подойти и пожать Лобычеву руку. Потом все столпились около него, а когда народ
рассеялся, я как-то постеснялся. Домой решил идти пешком. Так представьте, меня
охватил такой восторг, что я не пошёл, а побежал. Дома меня ждало задание, над
которым я давно мучился, а тут всё так классно стало получаться». Спасибо,
ребята! Ради этого и работаем. Спасибо, Александр Михайлович! В такие моменты
думается: спроси меня кто, как я воспринимаю свою профессию, скажу:
библиотечная поэма… Когда я пришла работать в училище (времена были
благословенные — мы ещё считались тогда «самой читающей страной»),
преподаватели сказали мне: «Нашим читать некогда». Удивилась я несказанно. А
потом-то и рассмотрела: да, специфика… Взяла в руки книгу и пришла с ней в
студенческую группу. Так что, привет тебе, библиотекарша Екатерина, от
библиотекарши Ирины. К слову сказать, за четыре дня я посещаю шесть-семь групп.



Пора стихов



«Мой любимый поэт — Булат Шалвович».



(Студент, 1990
г
.)



«Окуджава? А кто это?»



(Абитуриент, 2010
г
.)



Да, всё интеллектуальное сообщество обеспокоено падением
интереса к чтению в молодёжной среде. Новое поколение выбирает «оцифрованные»
книги? Но мы-то, к счастью, знаем, что «ноутбук не обольёшь слезами», по
выражению Александра Лобычева, и спешим этим знанием поделиться. Интерес к
чтению падает, а вот молодых людей, не знающих поэзию, но, к сожалению,
считающих себя поэтами, становится всё больше. И нам стало понятно: пришла пора
читать стихи. Три года назад возникло… нет, не литобъединение — Явление, как
заметили сами студенты.



«Мы рады, что у нас в училище есть такое явление —
“Стихотерапия”»



(Катя, 16 лет); «Чтение стихов повышает градус надежды и
понижает градус отчаяния» (Марина Бородицкая); «Поэзия — это тот воздух,
которым хочется дышать» (Александр Лобычев).



Мы стали читать стихи известных поэтов и начинающих авторов.
Свои и чужие. По книге и наизусть. Мы учимся не писать стихи (вообще не
уверена, можно ли этому научиться). Мы их читаем и слушаем. Если повезёт —
слышим. Ребята создают своеобразную летопись наших встреч. Рукотворному
«многотомнику» доверяют пробу пера (всё же молодые будут писать всегда),
дополняя её своими рисунками и фотографиями. Прибегают полистать на переменке.
Или жертвуют перерывом на обед, чтобы посидеть в библиотеке, вдумчиво вчитаться.
Наши чуткие студенты быстро подметили: чтение стихотворения — верное средство
от депрессии. Так, само собой, и вошло в нашу жизнь название нашего не
литобъединения, а явления — «Стихотерапия». В городе нас знают.
Ребята-участники, дипломанты, обладатели первой премии городских конкурсов и
регионального фестиваля молодых литераторов. Общественное Телевидение
Владивостока сняло сюжет о «Стихотерапии», нас пригласили на прямой эфир в
программу «Новый день».В издательстве лежит рукопись сборника творческих работ
студентов, ищем спонсора, встречаемся с депутатами.



Не буду излучать дежурный оптимизм. Сейчас у нас учатся
молодые люди, родившиеся в 1990-е. У многих из них — будем смотреть правде в
глаза — нет навыка общения с книгой. Это у нас, в художественном заведении, а
что же тогда в «обычных»? Есть ли надежда? Ну, если учесть, что капля камень
точит… Недавно прочитала призыв Дмитрия Быкова к коллегам-словесникам быть
хитрыми, и читать подросткам вслух и даже по ролям. «Надо же, — посмеялась я
над совпадением — а мы такие хитрые уже давно»… Каждое наше чтение предваряю
обращением: «Пожалуйста, запомните это имя»…



Любопытные результаты исследования приводит журнал
«Библиотечное дело»(2010, № 1, с. 15): если десять-пятнадцать лет назад
читатели ценили в библиотекаре его широкий кругозор, знание литературы,
эрудицию и компетентность, то сегодня читателю важны такие черты библиотекаря,
как любовь и уважение к людям, умение наладить эмоциональный контакт,
способность расположить к себе собеседника. Всё дело в любви. Это она
превращает Владивостокское художественное училище в оазис. Студенты и педагоги
знают, что ВХУ — это, как первая любовь, навсегда. Библиотека же становится
«аптекой для души» благодаря традиции читать книги и любимой «Стихотерапии».
Именно это не даёт забыть о скромной библиотеке и в суровых армейских буднях, и
в беззаботном путешествии. Это манит в библиотеку даже на каникулах —
поделиться своими читательскими открытиями. Традиция читать книги… Время
взращивать её и лелеять.





Тема номера

№ 2 (452)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы