Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 12 (150)'11 - Читаем вместе
Открытый урок



Надежда Васильева, писатель, председатель Карельского
представительства Союза российских писателей, г. Петрозаводск











 Сегодня люди утопают в штормящем океане информации, им не
хватает времени даже на бытовое общение, не говоря уже о высоко-духовных беседах. Как в такой ситуации вернуть добрую традицию семейного чтения в нашу суетную жизнь?


Вспоминаю своё детство: обсуждать прочитанные книги,
просмотренные фильмы было делом обычным. Всякая новая информация тщательно
«пережёвывалась» и взрослыми, и детьми, что очень объединяло всех членов семьи.
Любимой радиопередачей была «Театр у микрофона». В вечерние воскресные часы все
дружно занимались каким-то делом: отец чинил сети, мама вязала, мы с сестрой
вышивали.



Как же вернуть традиции семейного чтения? Над этим ломают
головы педагоги и библиотекари, методисты соответствующих министерств и
ведомств. Чиновники, как всегда, оправдываются отсутствием отпущенных на это из
бюджета денежных средств. Очевидно, что «спасение утопающих — дело рук самих
утопающих», а потому хочется рассказать об одном очень добром эксперименте,
который проводится в петрозаводской гимназии №30 на протяжении нескольких лет.



Меня как автора произведений для детей приглашают на открытые
литературные уроки, которые проводятся совместно с родителями. Парты в классе
расставляются вдоль стен классной комнаты. Получается что-то вроде круглого
стола, чтобы можно было всем участникам лучше видеть и слышать друг друга.
Сначала родителей приходило не много, и в основном мамы, но с каждым годом
число их всё увеличивалось. Следили за происходящим на необычном открытом уроке
с интересом. То, как умело, профессионально и эмоционально вёл разговор
учитель, уже само по себе завораживало. Надо заметить, что очень часто
учителя-филологи умеют высветить такие тонкие детали произведения, так глубоко
погрузиться в сюжет, раскрыть психологические проблемы, что остаётся только
диву даваться. Ведь в их распоряжении нет никаких критических материалов. Ни для
кого не секрет, что критика сегодня почти бездействует. Представьте, какой
аналитический урок преподносится родителям, которые, будучи загружены работой,
домашними проблемами, тоже уже почти разучились размышлять над художественными
произведениями, фильмами, пьесами…



На первом таком мероприятии обсуждался рассказ «Полынья».
Учащимся был показан художественный фильм, снятый по его мотивам
восьмиклассниками средней общеобразовательной школы посёлка Эссойла. Когда меня
пригласили на презентацию фильма, и я своими глазами увидела то, что сотворили
дети, долго из-за слёз не могла произнести ни слова. Это были слёзы радости за
наше подрастающее поколение, талантливое и сопереживающее, за наших педагогов,
бескорыстных и влюблённых в своё дело, понимающих, как много зависит от того,
сможем ли мы достучаться до души каждого ребёнка. Уверена, что вполне уместно
использовать этот фильм для работы в других школах, тем более что рассказ занял
второе место на международном литературном фестивале «Русский стиль» (Германия,
2009 г.)
в номинации «Проза для детей» и  вошёл в
антологию русской детской литературы Карелии «Я вам утро подарю» (2009 г.). Кстати, несколько
слов об этой замечательной, на мой взгляд, антологии, составителями которой
являются доктор филологических наук, профессор С. М. Лойтер и известный в
Карелии поэт, председатель Карельского Союза писателей М. В. Тарасов. Антология
была издана при финансовой поддержке Министерства культуры и по связям с
общественностью РК и была презентована Министерством культуры муниципальным
библиотекам республики. К великому сожалению, антология не попала ни в одну
школьную библиотеку. Книга просто необходима школам и учителям, которые должны
вводить региональный компонент в учебный процесс.



Вернёмся в гимназию №30. Взрослели ребята, усложнялись темы
изучаемых произведений. В седьмом классе разговор шёл о первой части повести
«По прозвищу Гуманоид…», рассказывающий о сложных взаимоотношениях деда, отца и
внука. Перед обсуждением философской сказки «Сказ об эльфийской принцессе», скажу
честно, немного тревожилась. Будет ли она интересна восьмиклассникам, ведь
произведение рассчитано на 9-12-летних? Но когда услышала высказывания ребят и
их многочисленные вопросы по этому произведению, успокоилась. Сказка была
написана для того, чтобы показать детям, как трудно быть не таким, как все,
чтобы они стали более чутки и внимательны друг к другу.



Совместную работу детей и родителей по обсуждению
художественных произведений, подхватили и другие учителя этой школы. Дружба со
школой крепла. И вот уже философскую сказку обсуждают в пятом классе, и тоже
вместе с родителями. Подход к обсуждению психологических моментов и философских
вопросов совсем иной. Смотрю, слушаю и поражаюсь! Ощущение можно сравнить с
просмотром классического спектакля, поставленного в разных театрах и разными
режиссёрами, сыгранного разными актёрскими труппами.



 



Слово — родителям и детям



И учителей, и библиотекаря, и меня, конечно же, в первую
очередь интересовало мнение родителей о таких мероприятиях. Вот отклики
родителей, присутствовавших на одном из таких уроков в 5 классе (преподаватель
литературы — Е. В. Терентьева).



Старикова Галина Юрьевна, мама Старикова Кирилла:



 «Мне понравилось, что
ребята свободно и спокойно высказывали своё мнение о прочитанной сказке, с
интересом задавали автору вопросы: о технике написания сказок, о творчестве, о
жизни писательницы. Она вела беседу с учениками с уважением и откровенно,
несмотря на их юный возраст. Такие встречи сближают детей с литературой,
повышают их интерес к художественным произведениям. Нам, родителям, они также
полезны Мне, например, захотелось прочитать все другие произведения этого
автора».



Ананьева Татьяна Васильевна, мама Кабатюка Дмитрия:



«Честно говоря, я не ожидала увидеть такой высокий уровень
подготовки детей к уроку. Сколько было вложено стараний в рисунки и поделки на
тему этой сказки! А когда дети начали рассказывать о своих впечатлениях,
чувствах и переживаниях, которые они испытывали во время чтения книги, у меня
слёзы наворачивались на глаза. Оказывается, мы плохо знаем наших детей! Нам
кажется, что они ещё не достаточно понимают какие-то серьёзные и глубокие вещи,
думают поверхностно. Это совсем не так. Они всё тонко понимают, умеют видеть
суть вещей, понимать истину, а самое главное, они не боятся говорить о своих
чувствах, доказывать свою правоту.



Как бы хотелось, чтобы подобные уроки проходили чаще! Думаю,
что родители тоже могли бы принять участие в таких занятиях не пассивно, а
активно — высказывать свою точку зрения. Может, 
это будет в форме дискуссии, совместного разговора. Ведь мы так мало
говорим со своими детьми о каких-то серьёзных и глубоких вещах».



Косая Ирина Александровна, мама Иванова Паши.



«Очень понравилось, что урок был построен в игровом стиле,
использовались разнообразные приёмы, в том числе те, которые развивают умение
слышать других. Все ученики были вовлечены в работу, скучающих и отлынивающих
не было. Высокий темп урока, доброжелательный и спокойный тон учителя
способствовали активной работе всех учеников и родителей. Дети сами делали
выводы, а учитель грамотно подводил их к мысли, выстраивая цепочку из их же
высказываний. Постоянно присутствовала обратная связь между учителем, учениками
и автором. На мой взгляд, такие встречи с авторами, да ещё в присутствии
родителей, очень интересны и полезны. Они помогают ученикам раскрыться, учат
активно высказывать свои мысли, а также работать в группе, в коллективе,
слушать и слышать, понимать друг друга и то, что автор хотел донести до
читателя своим произведением. Для родителей такие встречи интересны и полезны
ещё и тем, что позволяют оценить работу своего ребёнка, его товарищей и,
конечно, учителя, а значит, и школы в целом».



Антипова Юлия Валерьевна, мама Антипова Артёма.



«Я получила огромное удовольствие от присутствия на уроке.
Даже не ожидала увидеть детей такими серьёзными и повзрослевшими. Ребята
говорили от души, и это было видно. Урок был построен интересно и грамотно,
поэтому время прошло очень быстро».



А вот отзыв одной из учащихся этого класса.



«Встречи с автором дают возможность задать интересующие
вопросы человеку, знающему произведение лучше, чем кто-либо другой. Эти
коллективные обсуждения позволяют каждому услышать мнения остальных и сравнить
их со своим, по-новому посмотреть на какие-то моменты прочитанного текста.
Также мы лучше узнаём своих одноклассников, понимаем ход их мыслей и их взгляд
на различные вещи».



Во время творческих встреч со школьниками часто задаю им
такие вопросы: «Что даёт нам чтение? Почему полезно читать книги?». Ответы
получаю примерно такие: «Из книг мы узнаём много нового, о других эпохах и
странах», «Читая книги, мы учимся многому из опыта других людей», «Чтение
помогает нам развивать фантазию и воображение», «Чтение помогает нам лучше
знать свой родной язык, расширяет наш запас слов», «Чтение учит состраданию».
Однако это, скорее всего, лишь заученные фразы. Не всегда, прочитав книгу,
ребёнок может понять происходящее, не всегда может расставить верные акценты,
многие вопросы, возникшие у него после прочтения произведения, остаются без
ответа. Вот почему так важно проводить обсуждение прочитанного. Обсуждения
развивают мыслительный процесс, способствуют формированию правильного
мировоззрения юного читателя,  его речи.
К тому же, как известно, всегда легче учиться на чужих примерах. Многие дети
болезненно воспринимают критические замечания, но любой ребёнок легко будет
говорить о недостатках книжного героя, таким образом получая урок без критики и
назидания. При обсуждении могут выявляться разные точки зрения. И здесь можно
поучиться мастерству доброй дискуссии. Очень часто чтение, как лакмусовая
бумажка, определяет состояние внутреннего мира школьника, в который ещё можно
внести коррективы. А как приятно было наблюдать за взрослением ребят! Поражала
не только серьёзность взгляда, сдержанность манер, поражала развитость речи,
зрелость их суждений.



 



Слово — учителям и библиотекарям



Уходя из школы с очередной творческой встречи, я
поблагодарила учительницу за ту большую работу, которая ведётся со школьниками
в рамках регионального компонента, и услышала в ответ: «Спасибо за то, что
пишите такие книги. Ведь главное: было бы с чем работать». Ответ этот заставил
задуматься. Неужели, действительно, такая проблема существует? Спросила об этом
школьного библиотекаря Л. М. Власову, и вот что услышала в ответ.



«Библиотека гимназии №30 имеет богатый книжный фонд, в неё
поступает большое количество книг, однако среди нет нет литературных новинок,
нет поступлений для начальной школы, очень мало книг современных авторов,
которые бы можно было  обсуждать в
классе. Мы провели системный анализ влияния семьи на процесс чтения на примере
одного из классов начальной школы, и убедились в том, что при активном контроле
родителей за чтением своих детей ребёнок чаще посещает школьную библиотеку,
активнее принимает участие в различных литературных конкурсах».



Обратилась я и к преподавателям словесности этой гимназии,
чтобы узнать их мнение на этот счёт. Приведу высказывания трёх филологов,
которые рассматривают эту проблему с различных ракурсов.



Н. И. Медведева, филолог гимназии №30:



«Семейное чтение сегодня не является распространенной формой
досуга. На смену книге пришли телевидение и Интернет. Есть мнения, что снижение
популярности чтения является естественным ходом событий и не является
проблемой. Стоит ли призывать подрастающее поколение подростков читать больше?
Может быть, телевидение и Интернет являются сегодня равносильными книге
источниками развития и могут её заменить?



На мой взгляд, это предположение ошибочно. Умственное
развитие в процессе чтения осуществляется только за счёт специфических,
присущих только данному виду деятельности, механизмов. В ходе чтения активно
развивается воображение, так как, читая книгу, человек самостоятельно на
основании прочитанного текста представляет ситуацию и действующих в ней героев.
Книга позволяет неоднократно возвращаться к прочитанному, что-то
переосмысливая,  усваивая новые слова,
обогащая свой словарный запас. Прочитанные в книге мнения, факты, события
человек лучше усваивает и запоминает, так как для расшифровки печатной
информации мозг использует больше функций и процессов. Таким образом,
информация, прочитанная  в книге,
побуждает к обмену мнениями и дискуссиям.



Я часто задумываюсь над тем, как помочь подростку сблизиться
с родителями, и пришла к выводу, что необходимо возобновить в классе добрую
традицию семейного чтения, которая 
является наиболее доступной и оптимальной совместной деятельностью для
учащихся и их родителей. Традиция семейного чтения была широко распространена и
в XIX, и в XX веке. Она сближала членов семьи, помогала им лучше узнать друг
друга, способствовала умственному развитию детей. Для программы семейного
чтения мы отобрали произведения карельской писательницы  Н. Б. Васильевой».



Е. В. Терентьева, филолог гимназии №30.



«Сегодня система ценностей стремительно меняется. Как
уберечь детей от тлетворного влияния многих и многих факторов, разлагающих
душу? Как сделать так, чтобы лучшие традиции оставались незыблемыми?



В первую очередь, необходимо развивать творческие
способности учащихся, воображение, чувственное начало, заложенные в нас  с рождения. Всё это нужно, по мнению Джанни
Родари, не для того, чтобы люди были художниками, а для того, чтобы они не были
рабами.



Одной из форм такой работы являются встречи с людьми,
непосредственно посвятившими свою жизнь творчеству, — с писателями. Для
учащихся это всегда открытие иного мира. Мира слова, который утрачивает былую
власть над умами и душами людей. К сожалению, вырастают поколения, для которых
чтение — нудное, трудное занятие. Без сомнения, чтение требует работы: работы
над словом, над текстом, над собой. Всё более леность вообще порождает леность
душевных и эмоциональных порывов.



Встречи с писателями позволяют ученикам прикоснуться
непосредственно к творческому процессу, к миру литературного произведения,
ощутить непреходящий смысл искусства слова, понять место самого читателя в этом
мире, а также почувствовать себя сотворцами того или иного произведения. Ведь любое
произведение искусства, предоставляет удивительную возможность увидеть своё,
интересующее в данный момент именно тебя. Когда же в процессе творческого
открытия принимают участие наши родные и происходит обмен знаниями,
впечатлениями, эмоциями, то возникает ещё одно столь необходимое, особенно в
момент взросления, событие — ребята ещё больше ощущают единение с семьёй,
которое в наши дни становится  подчас
иллюзорным».



Г. А. Панова, учитель русского языка и литературы гимназии
№30:



«Дети, обучающиеся в нашей гимназии, растут в благоприятной
социокультурной среде. Читали и читают их родители, поэтому есть потребность в
чтении и у детей. Однако  изменилась
мотивация: основной мотив обращения учащихся к книге, к чтению — получение
знаний. Дети становятся прагматиками. Большая загруженность учёбой,
формирование избирательных и глубоких увлечений и интересов привели к
изменениям в досуговом чтении. На досуговое чтение времени остаётся очень мало.
Читают в свободное время в основном детективы, фантастику и приключения.
Связано это с тем, что на прилавках магазинов много таких книг. Большую роль в
этом играет телевидение. Буквально с рождения дети смотрят все фильмы и
передачи для взрослых, насыщенные драками, убийствами, насилием,
пропагандирующие уход от реальной жизни. Отсюда и желание детей читать
триллеры, страшилки.



То, что читают современные дети и подростки сегодня, во
многом определит завтрашний день нашего общества. Генрих Манн говорил:
“Сегодняшние книги являются завтрашними поступками”. Книга будит эмоции — если
не положительные, так отрицательные.



Сегодня так непросто добиться взаимопонимания, общаясь с
современными подростками на уроках литературы! Под напором всё возрастающего
отрицания вечных нравственных ценностей, пренебрежении подрастающего поколения
к чтению классической литературы мы, школьные учителя-словесники, чувствуем
себя беспомощными слепцами, сбившимися с пути. Появляется тревога за своих
учеников, которых мы ведём за собой. Как же быть? Что можно считать самым
важным моментом в школьном преподавании словесности?



Великая русская литература первым правилом всегда ставила
искренность. Только потом можно говорить о содержании, о том, насколько глубоки
и верны те или иные ответы, насколько они противоречивы. Именно поэтому
учитель-словесник призван воспитывать своих учеников только на высоких
образцах. Самым главным в нелёгком деле приобщения к прекрасному является
настрой души. Если его нет, то никогда не проснётся в юном сердце сострадание,
боль, любовь, никогда не состоится настоящий человек, настоящий читатель.



Идея с привлечением к читательской аудитории родителей в
нашей гимназии очень актуальна. Большое спасибо нашему библиотекарю, Лидии
Михайловне Власовой, человеку, влюблённому в своё дело. Именно она открывает
двери гимназии для писателей. Сегодня так нужны книги, которые учат любви,
терпению, мудрости и доброте, которые способны исцелить человеческую душу,
привести к гармонии и взаимопониманию!».



Сегодня, когда общество обсуждает проект грядущей реформы в
системе образования, боль и тревога преподавателей словесности понятна. Родной
язык и литература — это те предметы, которые развивают наше духовное начало.
Вдруг и они окажутся предметами «на выбор»?.. А ведь магия слова способна
открыть в душе человека невероятные силы. Лишь сопереживание воспитывает душу
человека, развивает его внутренний мир. За каждой строчкой произведения —
внутренний мир автора, его мироощущение, его жизненная позиция. Ответственность
на детском писателе в этом смысле огромная. Если юный читатель принимает произведение,
и оно ему нравится, то автор — его незримый друг и единомышленник. Читатель
будет впитывать в себя мировоззрение автора, его опыт.



 



Человеческий фактор…



В четвёртом классе этой же гимназии обсуждалась рукопись
моей ещё не изданной книги. Сюрприз, который преподнесли мне ребята в конце
встречи, в полном смысле потряс. С помощью родителей и учителя дети «издали»
мою новую книгу — в шикарном переплёте, с рисунками, на прекрасной бумаге, с
потрясающей обложкой и добрыми откликами на память…



Хотелось бы остановиться и на так называемом человеческом
факторе. Связующим звеном между писателем и филологом, как уже упоминали сами
учителя, является школьный библиотекарь, который следит за новинками в
литературе, приобретает в скудный школьный книжный фонд нужные книги,
поддерживает связь с писателями. Будучи по образованию педагогом, имея немалый
опыт работы в школе, и создавая сегодня книги детей, я откликаюсь на все
приглашения школьных библиотекарей. А вот во второй раз иду только туда, где
чувствую живую заинтересованность школьного библиотекаря в сотрудничестве,
желание работать в этом направлении, и не «галочки ради», готовность помочь
писателю войти в контакт с учителями и юными читателями. Выступать перед
аудиторией — труд не из лёгких, требует огромных физических, душевных и
духовных сил, труд этот никем и никак не оплачивается, и хорошо, если все эти
душевные затраты компенсируются радушием библиотекарей и учителей, хорошей
подготовкой к творческим встречам.



Проблемы книгоиздания, распространения книг местных авторов
обсуждаются в разных инстанциях республики, но о существенных результатах в
этом направлении говорить не приходится. Разговор о создании Центра чтения
ведётся писателями Карелии на уровне Министерств и ведомств уже давно. Почти
все писатели заинтересованы в тесном сотрудничестве со школами, библиотеками,
читательскими клубами, любыми учреждениями культуры, с любой читательской
аудиторией, для которой мы пишем. К большому сожалению, книжные магазины не
дают достаточной информации о новых книгах, о новых литературных именах.



Считаю нужным привести выдержки из обос



нования проекта по созданию Центра чтения, составленного и
подписанного председателями трёх писательских Союзов два года назад.



«Необходимость создания Центра чтения давно назрела и обусловлена
высоким читательским спросом, особенно в образовательных учреждениях
республики.



Центр чтения РК поможет объединить усилия писательских
Союзов для продвижения творчества карельских авторов в читательскую среду,
распространить уже изданную карельскую литературу, расставив ориентиры  к наиболее востребованным художественным
произведениям.



Живые творческие встречи писателей с читателями помогут
поднять престиж чтения в республике, привлечь внимание к карельской литературе
в рамках регионального компонента в системе образования.



Все творческие встречи сегодня проходят без оплаты, что
принижает авторитет писателей и значимость писательского труда. Кроме того,
многие писатели являются неработающими пенсионерами с очень скромным пенсионным
обеспечением и не имеют возможности оплачивать проезды до мест проведения
творческих встреч. Все вопросы, связанные с организацией и проведением
выступлений писателей перед населением республики, должны решаться
организованно, на должном уровне, с помощью Центра чтения.



Сегодня, в условиях развернувшегося в стране финансового
кризиса, очень важно помочь людям раскрыть свой духовный потенциал,
мобилизовать их силы  на выживание в
сложных жизненных условиях. И в этом большую роль могут сыграть писатели,
которые готовы к разговору с читающей, а, значит, думающей и активной, частью
населения республики, с  разными
социальными группами (учащейся молодёжью, людьми пенсионного возраста)».



В обосновании проекта были изложены и конструктивные
предложения по созданию такого Центра чтения, предложены возможные кандидатуры
на должность координатора и даже определены его обязанности: 



• проведение презентаций и обзора новых книг;



• проведение обсуждения выдающихся произведений, как
местных, так и российских авторов;



• организация творческих встреч с авторами книг;



• обсуждение ещё неопубликованных рукописей местных авторов;



• проведение круглых столов по вопросам чтения;



• тесный контакт с читательской аудиторией (библиотеки,
школы, вузы, техникумы, училища).



Особое место в проекте уделялось вопросам продвижения чтения
и организации встреч авторов в отдалённых районах республики.



Значимость данного проекта очевидна. И он требует не
огромных денежных затрат, а только должного внимания со стороны властей и
чиновничьего аппарата к этой проблеме. Так может быть, всё-таки голос писателей
будет услышан? Очень бы хотелось на это надеяться. А пока — низкий поклон за
высокий профессионализм, бескорыстие и душевную устремлённость классному
руководителю и филологу гимназии №30 Н. И. Медведевой, в классе которой три
года подряд проходили творческие встречи совместно с родителями; филологам О.
В. Кириковой, Г. А. Пановой, Е. В. Терентьевой; учителю начальных классов С. П.
Ивановой; школьному библиотекарю Л. М. Власовой, человеку с большим и чутким сердцем,
обладающему бесценным даром проникновения чувственным словом в детские души и
редким даром объединения людей разного возраста на решение очень важных для
общества задач. Душевная благодарность школьным библиотекарям и учителям других
школ республики, всем тем, кто не исчерпал запас духовных сил «сеять разумное,
доброе, вечное»!



 





Тема номера

№ 2 (452)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы