Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 12 (150)'11 - Читаем вместе
«Русская литература XXI века: ориентиры и ориентации»



Анна Александровна Сенькина, научный сотрудник Центра чтения
РНБ, , кандидат филологических наук, Санкт-Петербург



 В рамках «Санкт-Петербургского Международного книжного
салона-2011» 21–22 апреля прошёл Международный научно-практический семинар и
круглый стол «Русская литература XXI века: ориентиры и ориентации».


В ходе семинара, организованного кафедрой русской литературы
РГПУ им. А. И. Герцена совместно с Центром чтения РНБ, Северо-Западным
институтом печати СПГУТД, ассоциацией «Живая классика» и Центром новейшей
русской литературы Института филологии и истории РГГУ (Москва), обсуждались
такие вопросы, как ориентация в новинках книжного рынка (и, в частности,
«навигационные» возможности литературных премий), популяризация современной
российской литературы, открытие новых писательских имён, обновление школьных и
вузовских программ по литературе.



Первый день работы семинара прошёл в Российской национальной
библиотеке, где с приветственным словом выступил её генеральный директор



А. В. Лихоманов. Он подчеркнуЛ важность проведения подобных
встреч и напомнил собравшимся, что уже четвёртый год подряд Российская
национальная библиотека и Педагогический университет им. Герцена проводят
интереснейшие международные конференции, круглые столы и семинары, посвящённые
самым актуальным темам и проблемам литературы. Как правило, мероприятия
проходят в апреле во время «Петербургского книжного салона», когда есть возможность
собрать за одним столом писателей, критиков, учёных, издателей и библиотекарей.



Заседание семинара открыл доклад профессора М. П. Абашевой
(ПГПУ, Пермь) «Литературная премия как навигация в современном литературном
пространстве», который задал основной тон дальнейшему ходу семинара. Она начала
своё выступление с вопроса: «Возможно ли рассматривать литературную премию как
ориентир в выборе правильного курса чтения?», на который сама же категорично
ответила: «Нет». Анализируя свой опыт работы членом жюри «Русского Букера», М.
П. Аба­шева пришла к выводу, что литературная премия является не навигатором,
позволяющим ориентироваться в потоке издающейся литературы, а измерительным
прибором, показывающим состояние современной словесности, наиболее востребованные
ею темы и жанры. С основным тезисом этого выступления оказалось созвучным и
название следующего доклада, сделанного известным петербургским критиком



Н. Л. Ели­сеевым (РНБ, Санкт-Петербург): «“Национальный
бестселлер” — показатель литературного процесса». Он согласился с предыдущим
оратором и добавил, что литературные премии можно рассматривать как «образ
современной литературы, которая не всем нравится, но она есть». Современную
литературную эпоху Н. Л. Елисеев охарактеризовал словами неизвестного древнегреческого
поэта VI в. до н. э.: «Настали плохие времена. Все пишут, никто не читает».
Свои рассуждения критик закончил пессимистичным выводом об отсутствии в стране
читательской аудитории, которая могла бы влиять на современный литературный
процесс.



Следующие два спикера рассуждали об антологиях и сериях как
возможных инструментах навигации в современной словесности. Критик и
литературовед доцент О. П. Лебёдушкина (г. Балашов) в докладе «Антология и
серия: способы навигации, поиска и отбора» говорила о прозе, профессор Ю. Б.
Орлицкий (РГГУ, Москва) сделал сообщение на тему «Антология современной поэзии
как способ презентации имён и концепций». Оба выступающих в один голос заявили
о заметном росте количества издающихся антологий за последнее десятилетие, Ю.
Б. Орлицкий даже назвал это явление «антологической волной». Докладчики сошлись
во мнении, что любая серия и антология весьма субъективны, поскольку отбор
авторов производит её составитель, который всегда руководствуется собственными
вкусами и приоритетами, и многие современные поэтические антологии можно
назвать «вкусовыми». Докладчики пришли к выводу, что антологии и серии
представляют собой ценнейший материал для изучения литературного процесса
начала XXI в.



Работу первой части семинара завершило выступление
профессора Т. М. Ко­лядич (МПГУ, Москва) «Современная проза: миф и реальность».
Она говорила о существовании широкого информационного пространства, о
предпочтении молодёжью чтения современной словесности в Интернете, о
коммерциализации книгоиздательского процесса, когда книга становится в первую
очередь продуктом, что сказывается на качестве литературы. С мнением предыдущих
докладчиков относительно роли литературных премий Т. М. Колядич не согласилась:
на её взгляд, любая премия — это прежде всего источник информации.



После перерыва, во время которого продолжались горячие
дискуссии, с совместным докладом выступили сотрудники Центра новейшей
литературы Института филологии и истории РГГУ профессор Д. П. Бак, Ж. Г.
Галиева и Т. В. Соловьёва. Они рассказали о трёх проектах, реализуемых ими в
рамках учебного процесса с целью продвижения чтения современной литературы в
среде молодёжи: «Студенческий Букер», «Траектория чтения» и «Poet in Res». Эти
проекты существуют уже несколько лет и пользуются устойчивым интересом среди
студентов. Так, «Студенческий Букер» был учреждён в 2004 году как
университетское мероприятие. Постепенно его аудитория стала расширяться: в 2005
к проекту подключился филологический факультет СПбГУ, в 2006 — факультет
журналистики МГУ, в 2007 — филологический факультет МГУ, факультет
международной журналистики МГИМО и филологический факультет ПГПУ (Пермь). С
2008 года премия «Студенческий Букер» является всероссийской: теперь в конкурсе
эссе, посвящённых произведениям современной литературы, могут участвовать
студенты и аспиранты всех вузов страны. Составление лонг-листа и шорт-листа, а
также выбор книги-победителя, осуществляет студенческое жюри, члены которого
проходят предварительный конкурсный отбор. В рамках проекта «Траектория чтения»
проводятся обсуждения актуальных вопросов современной литературы — например,
«Экстремальный опыт в современной прозе», «Герои современной литературы»,
«Современная детская литература» и т. д. К участию приглашаются известные
критики, писатели, литературоведы. Прошло уже более двух десятков таких встреч,
по их итогам сейчас готовится книга. Самым молодым из трёх является проект
«Poet in Res[idence]» («Поэт в университете»), организованный Центром новейшей
русской литературы совместно с Русской антропологической школой и
представляющий собой цикл встреч с известными современными поэтами в стенах
РГГУ.



Известный литературный критик Лиза Новикова (Москва)
поделилась своим опытом работы литературным обозревателем в газете и в
интернет-издании. В своём сообщении «Дневник литературного обозревателя за 10
лет» она сравнивала работу  критика,
ориентированную на ограниченную аудиторию читателей газеты «Коммерсант» и на
бесконечное пространство пользователей Сети. По её мнению, рецензии для газеты
отличались большей жёсткостью и категоричностью; Интернет, предлагая
возможность оставлять комментарии всем желающим, позволяет вступать в диалог с
читателями. Лиза Новикова согласилась с тем, что отбор книг для чтения
определяется не литературными премиями: на её взгляд, при выборе книги читатель
ориентируется на интуицию, информацию о книге, а уже зайдя в книжный магазин, —
на предлагаемый ассортимент.



Поэт, критик и филолог Евгения Вежлян (МГПИ, Москва)
выступила с докладом «Поэзия и проза — разные литературы? (поэтика литературы
как её социология)». Рассуждая о существовании поэтических и прозаических
литературных эпох, она отметила, что сейчас не в моде поэзия. Е. Вежлян
поделилась своими наблюдениями над современным словоупотреблением понятий
«проза» и «поэзия», сделанными на материалах социологического опроса,
проведенного ею в своём блоге Живого Журнала (livejournal.com). Если в эпоху
Пушкина под «поэзией» подразумевалась вся словесность, то в современной
отечественной культуре, как правило, для большинства опрошенных литература —
прежде всего проза, а поэзия — это нечто отдельное. Однако для тех, кто пишет,
издаёт, изучает стихи, литература как таковая, наоборот, прочно ассоциируется с
поэзией. По её мнению, в современном литературном мире произошло полное
разграничение пространств прозы и поэзии, а вслед за этим произошла и
специализация литераторов. Так, сегодня существуют издательства, которые издают
исключительно прозу или поэзию, критики, которые пишут только о прозе или
только о поэзии, «универсалы» же если и встречаются, то, как правило, среди
старшего поколения. Современная литературная эпоха, по мнению
исследовательницы, совмещает обе модели, обозначенные ею как
«прозоцентрическая» и «поэзиецентрическая».



Саратовский прозаик Р. Э. Арбитман (Лев Гурский) в докладе
«Роль внелитературных обстоятельств в деле продвижения книги к читателю»
говорил о нелитературных скандалах вокруг тех или иных художественных
произведений как явлении современной литературы. Он рассказал о судебном разбирательстве,
связанном с изданием его романа «Роман Арбитман: Биография второго президента
России». В оформлении обложки были использованы элементы дизайна известных
книжных серий «Жизнь замечательных людей», «Библиотека приключений»,
«Библиотека приключений и научной фантастики», «Литературные памятники»,
«Библиотека пионера и школьника», «Библиотечка военных приключений».
Издательство «Молодая гвардия», которое владеет товарным знаком ЖЗЛ, подало
судебный иск за незаконное, по их мнению, использование элементов серийного
оформления. В результате «незапланированный» литературный скандал способствовал
продвижению книги и известности имени её автора.



О чтении современной литературы в среде учителей говорил
шеф-редактор газеты «Литература» Издательского дома «Первое сентября»
литературный критик С. Ф. Дмитренко (Москва). В своём докладе «Современное
чтение современного российского учителя литературы (из опыта изучения и
управления)» он рассказал об интересном опыте проведения редакцией газеты
конкурса «Учительский Букер». Его целью является расширение круга чтения
учителей словесности и старшеклассников, их представлений о современной русской
литературе, а также поиск новых форм изучения современной повествовательной
прозы в процессе школьного образования. Конкурс даёт порой неожиданные
результаты: например, в 2010
г
. среди авторов, предложенных учителями, в длинном
списке с большим отрывом лидировала Дина Рубина, но из короткого списка лучшей
книгой года был назван роман «Счастье возможно» Олега Зайончковского.



Обсуждение круга проблем, связанных с чтением современной
литературы молодёжью, продолжила библиотековед Н. Е. Беляева (ОГИИК, Орёл). В
своём выступлении «Художественная литература в Сети: как и что читают молодые»
она, заметила, что не писатели и издатели переместили литературу в Интернет, а
сами читатели. Наиболее активными пользователями Интернета на сегодняшний день
являются молодые люди в возрасте от 12 до 30 лет, их читательские предпочтения
весьма разнообразны, и не последнее место в этом списке занимает современная
литература. Согласно статистике обращений к полным текстам художественных
произведений, рейтинг самых читаемых авторов выгЛядит так: Пелевин, Суслин,
Булгаков, Кинг. Кроме того, Н. Е. Беляева высказала соображение, что если
количество читателей литературных периодических изданий в печатном варианте с
каждым годом уменьшается, то число пользователей, обращающихся к их электронным
версиям, растёт, что может свидетельствовать о преждевременности выводов,
предсказывающих толстым журналам скорую смерть.



О возможностях и проблемах деятельности библиотек,
направленной на продвижение современной отечественной литературы в читательскую
среду, говорила В. В. Ялышева (РНБ, Санкт-Петербург). Особое внимание она
уделила анализу контента библиотечных сайтов, их содержательному и
тематическому наполнению.



Закрывал первый рабочий день семинара доклад профессора М.
А. Черняк (РГПУ, Санкт-Петербург) «“Современная литература — это…”, или “глас
народа” образца 2011 года», в котором были представлены и проанализированы
результаты социологического опроса студентов. Респондентам предлагалось
ответить на вопрос: «Современная литература — это...», и их ответы лишний раз
подтвердили актуальность проблемы навигации в современном литературном
процессе. Для многих современная литература — это только Донцова, а значит,
мусор.



Во второй день семинара в ВК «Ленэспо» состоялся круглый
стол, на котором было продолжено обсуждение проблем ориентации в современном
книжном рынке. Ведущими круглого стола выступили Марина Абашева и Евгения
Вежлян, в дискуссии приняли участие писатели П. М. Алешковский, Н. Е.
Соколовская, В. М. Сотников, Е. С. Чижова, литературные критики Е. А. Ермолин,
К. Роткирх и другие. Одним из главных факторов, затрудняющих распространение
качественной литературы, выступавшие называли отсутствие в современном обществе
единого культурного пространства. По мнению Е. А. Ермолина, между разными
группами населения сегодня «очень плохая слышимость», отдельные литературные
круги существуют автономно. Н. Е. Соколовская говорила о коммерциализации
литературы, о переполнении рынка массовой литературой, которой завалены все
прилавки книжных магазинов, а малотиражная хорошая современная литература
теряется в этом потоке. Продолжил дискуссию П. М. Алешковский, который категорически
не согласился с рассуждениями Н. Е. Соколовской. Он отметил, что торговля и
литература — это разные вещи: торгуют сейчас правильно и умело, а литература
вступила в полосу свободы, и читатель выбирает то, что ему нравится. Для того
чтобы рассуждать о навигации в литературе и делать выводы о том, что публика
хочет или не хочет, должна или не должна читать, по мнению П. М. Алешковского,
нужны специальные научные исследования в области социологии литературы и
социологии читателя.



Обсуждаемые в течение двух дней семинара вопросы не оставили
равнодушными ни литературоведов, ни критиков, ни писателей, ни издателей, ни
библиотекарей. Были высказаны разные предложения по проблеме навигации в
современном литературном процессе, порой диаметрально противоположные. Одни с
ностальгией вспоминали систему рекомендательных списков для чтения, другие
отстаивали право читателя на полную свободу выбора, третьи считали, что можно и
нужно советовать, но только в том случае, когда читатель сам этого хочет. В
ходе дискуссий стало понятно, что проведение такого семинара было не только
интересным для всех участников, но и весьма полезным делом.



 





Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы