Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 18 (156)'11 - СЛОВО РЕДАКТОРА
Читать или не читать?
«Почему наши дети читают всё меньше?», «Как заставить ребёнка читать?» — ответы на эти вопросы мы ищем всем миром — родители, педагоги, библиотекари…Не хочется повторять прописные истины про компьютер и Интернет, «ворующих» детей у книги, про информационный хаос, накрывающий малыша, и прочие страшилки нашего века.
Просто давайте вспомним книгу, в которой можно найти ответы на эти и многие другие вопросы. Я имею ввиду эссе Даниэля Пеннака «Как роман».
«Если молодёжь не любит читать, не надо винить телевизор, наше время, школу. А лучше задать себе вот какой вопрос: что мы-то, родители, сделали с идеальным читателем, каким был наш ребёнок в те времена, когда для него мы являлись сразу и сказителем, и книгой?»
Ведь было же время в жизни каждого ребёнка, когда родитель для него являлся и сказителем, и книгой. Было предвкушение вечернего чтения перед сном любимых сказок. Сначала ребёнок — читатель-слушатель, а книга как источник увлекательных историй не существует для него отдельно от читающего. Ребёнок воспринимает не только слова, произнесённые родителем, но и его интонацию, мимику. Книга и родитель неразделимы, именно родитель открывает дверь в волшебный мир фантазии и сказки, путешествий и приключений, добрых и злых героев.
«Утраченная близость… Вот так лежишь, и не можешь уснуть, и думаешь, вспоминаешь — ведь этот вечерний ритуал чтения, когда он был маленьким, был сродни молитве. Каждый вечер в один и тот же час после дневной кутерьмы наступало затишье, непременная встреча, вопреки любым обстоятельствам, миг сосредоточенного молчания перед первым словом рассказа, и вот — полилась литургия эпизодов… Да, вечернее чтение выполняло самое прекрасное предназначение молитвы — самое бескорыстное, наименее отвлечённое, чисто человеческое: оно освобождало от обид. Мы не каялись в грехах, не пытались обеспечить себе толику вечности, мы вместе причащались словом, получали отпущение и возвращались в единственный рай, который чего-то стоит: близость. Сами того не подозревая, мы открывали для себя едва ли не главное назначение сказки, и даже шире — назначение искусства: устанавливать перемирие в битве жизни… Любовь выходила из этого обряда обновлённой».
Что же нужно сделать для того, чтобы ребёнок продолжал читать с радостью, запоем, в любую свободную минуту? Быть может — начать читать вместе с ним? Читать — по очереди, друг за другом, вдохновляясь и вдохновляя, и конечно, творчески обсуждая прочитанное: вместе негодуя, смеясь, даже плача — вместе, лучше всего, всей семьей. Этот простой рецепт может дать поразительные результаты. Прежде всего — близость и взаимопонимание.
Этот поразительный результат описан в главе, где учителю удаётся «заразить» чтением целый класс: «Между тем никакого чуда не произошло. И заслуга учителя тут невелика. Просто радость чтения была совсем близко, задавленная у этих ребят давним, глубоко угнездившимся страхом: они боялись, что не поймут.
Они забыли, что такое книга, что она может дать. Забыли, что любой роман — это прежде всего рассказанная история. Не знали, что роман должен читаться, как роман: утолить в первую очередь нашу жажду интересных историй.
Они были замкнуты, зажаты перед закрытой книгой. Теперь они вольно плавают на её развернувшихся страницах».
Эту книгу нельзя пересказать. Её можно только читать и цитировать. Но польза от этого будет только в том случае, если мы, вслед за автором, дадим ребёнку «право НЕ читать» и не будем смотреть на книгу как «на орудие педагогической пытки».

С любовью, Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»


Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы