Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 1 (211)'14 - ЮБИЛЕЙ
Мыслить гуманистично, действовать технологично
Высказанная на страницах профессиональной печати идея А. В. Соколова была подхвачена библиотечным сообществом и нашла отражение в главном положении «Кодекса этики российского библиотекаря» (2011): «Гуманизм является мировоззренческой основой библиотечной профессии», положении, какого нет ни в одном идентичном кодексе мира.
Отрадно сознавать, что первые практические действия в реализации этого положения были сделаны библиотеками, работающими с детьми. Примером может служить конференция «Развитие гуманистической миссии детской библиотеки в условиях информационного общества», прошедшая в Тамбове 26–29 апреля 2011 года на базе Тамбовской областной детской библиотеки. Речь на конференции шла о возможности претворения в жизнь гуманистической миссии библиотеки в деле воспитания и развития подрастающего поколения. В докладах и выступлениях на конференции библиотекари рассматривали гуманизацию подрастающего поколения как альтернативу насилию, царящему в подростковой среде. Особое внимание было обращено на разработку новых поведенческих стратегий для несовершеннолетних, находящихся в группе риска. Гуманизм трактовался как оздоровление детской души, как её духовная опора, совершаемая через лучшие произведения художественной литературы и доброе отношение со стороны библиотекарей-гуманистов.
Идея библиотечного гуманизма, социально обоснованная и досконально проработанная Аркадием Васильевичем, наибольшее распространение получила среди школьных библиотекарей. И это неудивительно. Аркадий Васильевич участвовал во всех шести Форумах школьных библиотекарей в Пушкиногорье, где библиотекари имели возможность не только слушать доклады и лекции учёного, но и лично общаться с ним, получая заряд гуманизма от самой его личности. Он сам явился источником, олицетворяющим гуманизм, одухотворяющим и питающим духовный мир школьного библиотечного сообщества. Гуманистические универсалии он включил в профессиональное сознание школьных библиотекарей, назвав их гарантом сохранения русской культуры и гуманности образования.
Огромное значение для самосознания школьного библиотекаря имело проведенное А. В. Соколовым разграничение понятий интеллигент и интеллектуал западного образца. В качестве антипода интеллектуала-циника, он нарисовал портрет российского интеллигента-гуманиста, в котором, как в зеркале, большинство библиотекарей увидело самих себя, что подняло их в собственных глазах, придало им высокое чувство человеческого достоинства. Защита этого портрета, главной чертой которого является бескорыстный альтруизм, — неоценимый вклад учёного в дело гуманизма, рассматриваемого им с позиции культуры и человечности.
В деле поддержки самосознания школьных библиотекарей большое значение имело отношение А. В. Соколова к Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА). Он оценил её как уникальное явление в современной российской культуре, назвав образными словами поэта Окуджавы: «надежды маленький оркестрик под управлением любви». В этом маленьком оркестрике он увидел масштабность свершаемых дел. За 10 лет существования РШБА из зародыша превратилась в распускающийся цветок общественно-государственной системы управления школьными библиотеками страны.
Продолжая разговор об участии юбиляра в судьбе школьного библиотекаря, нельзя не сказать о его глубокой включённости в дело, связанное с присвоением нового статуса школьному библиотекарю — статуса «Педагог-библиотекарь». Он усмотрел в нём не новую должность, как было указано в квалификационном справочнике, а новую профессию, в основе которой лежит библиотечная педагогика. Он поднял библиотечную педагогику, направленную на гуманизацию детей и взрослых и реализацию их творческого потенциала, на высоту методологии новой профессии, показал её многозначность и вычленил сердцевину, издавна называемую руководство чтением. Он выдвинул и обосновал важнейшее и актуальное для наших дней положение: обслуживание и гуманистическое воспитание, сервис и педагогика — понятия несовместимые.
В библиотечную педагогику, в её полисемичность, он включил не только отрасль библиотековедения и библиотековедческого знания о школьных и детских библиотеках, но и отрасль педагогического знания о подготовке профессиональных библиотечных работников. Аркадий Васильевич показал, что эта профессия не может исчерпываться информационными аспектами: она значительно шире. По его мнению, России нужен не homo informaticus с информационным мировоззрением, a homo humanus с гуманистическим мировоззрением, способным скомпенсировать дегуманизацию техногенной информационной цивилизации. Подходя с этих позиций к библиотечному образованию, он указал на существующие сегодня изъяны: девальвацию библиотечно-библиографических знаний, микрирование библиотечной школы, превращение её в небиблиотечную. Замечу, в связи с проблемой библиотечного образования А. В. Соколов добрым словом упомянул, что особенно мне дорого, кафедры детской литературы и библиотечной работы с детьми, сказал о славных традициях этих кафедр, ушедших из-за недальновидности властей в небытиё.
Поставив во главу угла подготовки педагогов-библиотекарей библиотечную педагогику, А. В. Соколов показал как сочетать гуманизацию с информатизацией, библиотековедение с педагогикой, какие предметы должны войти в учебный план нового ФГОСа а, чтобы это сочетание было органичным. Заслуживает высокой оценки его формула: мыслить гуманистично, действовать технологично. В решении практических проблем подготовки педагогов-библиотекарей он на первое место поставил РШБА, подчеркнув, что никакой другой государственный, муниципальный или общественный орган эту задачу решить не в состоянии.
Говоря о вкладе А. В. Соколова в гуманизацию библиотечного дела, а через него в гуманизацию общества, необходимо отметить установленную им связь библиотечного гуманизма с национальной безопасностью страны, пологая, что национальная библиотечно-библиографическая система, сохраняя русскую культуру и целостность России, служит национальной безопасности не менее, чем вооружённые силы. И здесь на первое место он ставит школьного библиотекаря, называя его послом русской культуры в народном образовании, а саму школьную библиотеку — заповедником человечности в школе. 
Универсалии библиотечного гуманизма А. В. Соколов тесно увязал с близкой мне проблемой чтения. Анализируя современное состояние чтения, он указал на его дисфункцию, утрату былого значения: сведения с одной стороны к информации, с другой — к развлечению. Возврат к духовному и интеллектуальному значению чтения в жизни общества поставлено им в немалой степени в зависимость от способности библиотекаря гуманизировать средствами книги сознание читателей. Уклон в технократию и бескнижную инкультурацию, стремление идти за читателем, а не впереди его, омертвление лучших книг он ставит в вину библиотекарю. Говоря о чтении, он ратует за поднятие его культуры, за то, чтобы собеседниками читателя стали Сократ и Декарт, светочи золотого и серебряного века русской культуры, герои и мученики науки и совести, голос которых слышен только в мире книг. В этом и состоит гуманистическая миссия библиотек ХХI века. Поколение библотекарей-интеллигентов ХХI века должно, по его мнению, стать поколением книжников и библиофилов. Утопично? Может быть, но зато как вдохновляюще звучат эти слова сегодня.
Своё призвание профессор А. В. Соколов видит в служении библиотечной интеллигенции. Большой учёный не боится признаться, что приезжает на библиотечные форумы для повышения собственной квалификации в поисках бескорыстной доброты и человеческого достоинства, влюблённых в своё дело библиотекарей.
Разработанную эталонную формулу библиотечного гуманизма с её универсалиями Аркадий Васильевич распространяет не только на библиотечное сообщество в целом, но и на каждого его члена. Её удобно использовать и для оценки самого автора этой формулы. Какую бы сторону этой универсалии мы не взяли: разум, познание, знание, творческую самореализацию личности, неутилитарное переживание гармонии мира, бескорыстное человеколюбие, душевность, толерантность, ответственность и другие категории, входящие в эталонную формулу библиотечного гуманизма — все они свойства человеческой личности, носящей имя Аркадий Васильевич Соколов. Раскрывая сущность гуманизма, он так или иначе раскрывает и свою человеческую сущность как истинного интеллигента-гуманиста, заставляя каждого  из нас задуматься о самих себе. Спасибо Вам, дорогой Аркадий Васильевич за возможность посредством вашей формулы, проверить себя на человечность.
Свою восторженную признательность Аркадию Васильевичу в день его восьмидесятилетия я закончу строками стихотворения Н. Некрасова, посвящённого В. Белинскому. Я уверена, к смыслу этих слов присоединятся тысячи его учеников, знакомых и незнакомых ему библиотекарей, и все мы вместе проскандируем: «Учитель, перед именем твоим, позволь смиренно преклонить колени».
Ирина Ивановна Тихомирова, кандидат педагогических наук


Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы