Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 7 (217)'14 - ХIХ Ежегодная конференция РБА
Sapere aude, или Вперёд в прошлое
Решил идти под лозунгом «Вперёд в прошлое!», в пику известному голливудскому фильму «Назад в будущее». Буду опираться на Иммануила Канта и Любовь Хавкину, на Кёнигсберг и Харьков. Их идеи становятся всё более актуальными для родной стороны и её библиотечного дела.
В далёком 1784 году Кант дал исчерпывающий ответ на вопрос «Что такое просвещение?», а Хавкина в 1917 году издала сочинение, которое при советской власти не издавалась. Это «Книга и библиотека», где впервые появилось понятие «библиотечная политика», в формировании и реализации которой сегодня участвует РБА.
Буду цитировать. 
И. Кант: «Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения». 
Л. Б. Хавкина в своей книге высказала мысль, которую мы не принимали более 70-ти лет: «Именно библиотека закладывает фундамент общечеловеческой культуры. Поэтому влияние государственной политики умаляет её задачу, суживает её работу, придает её деятельности тенденциозный и односторонний характер, превращает её в орудие партийной борьбы, которой публичная библиотека по самой своей сущности должна быть чужда». 
Возвращаюсь к Канту: «Леность и трусость — вот причины того, что столь большая часть людей, которых природа уже давно освободила от чужого руководства, всё же охотно остаются на всю жизнь несовершеннолетними; по этим же причинам так легко другие присваивают себе право быть их опекунами. Ведь так удобно быть несовершеннолетним! Если у меня есть книга, мыслящая за меня, если у меня есть духовный пастырь, совесть которого может заменить мою, и врач, предписывающий мне такой-то образ жизни, и т. п., то мне нечего и утруждать себя. Мне нет надобности мыслить, если я в состоянии платить; этим скучным делом займутся вместо меня другие».  
Любовь Борисовна Хавкина высоко оценивала возможности библиотечного дела, она была уверена, что библиотека «является не только рассадником культуры, но содействует воспитанию нации для демократии».
Кант и Хавкина сформировали программу моего служения Российской библиотечной ассоциации: донести словом и делом до сообщества тезис о том, что библиотека должна иметь мужество жить собственным умом, содействовать воспитанию нации для демократии, а для этого библиотекари должны становиться всё более совершеннолетними. Я верю: библиотечное сообщество способно эффективно действовать под флагом гуманистического мировоззрения. Это сегодня особенно важно. Ведь на грудь нашей культуры может лечь краеугольным камнем тезис «Россия не Европа»…
В октябре 1917 года Русское библиотечное общество, которое возглавляла Л. Б. Хавкина, обратилось с воззванием: «Мы не знаем, как развернутся дальше события и какие судьбы ожидают Россию, мы можем различно смотреть на задачи общественной деятельности и на обязанности гражданина в наши трудные дни, но во всяком случае мы знаем, что и в будущем, как и теперь, насущно нужно России просвещение народных масс, культурное воспитание нации. Каждый библиотекарь должен удвоить напряжённость своей работы над подготовкой нации для демократии…» 
Давайте услышим пророческий голос библиотекарей 1917 года!

Сергей Александрович Басов, заведующий научно-методическим отделом библиотековедения Российской национальной библиотеки. кандидат педагогических наук.



Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы