Посмотрела недавно «Культурную революцию» М. Швыдкого на тему «Публичные библиотеки должны стать бизнесом». Абсурдность этого слогана проявилась со всей очевидностью уже в выступлении «затравщика» дискуссии — профессора ГИТИСа А. Ястребова, который долго и невнятно вещал о том, что «библиотека давно утратила все функции, которыми она была награждена», что «Россия, в отличие от других стран традиционно не заинтересована в получении информации» и, наконец, «в библиотеку должны прийти новые люди — эффективные менеджеры, которые смогут сделать её рентабельной, изменив её философию и концепцию». Главная мысль этого «библиотечного специалиста» — библиотеку нужно вписать в рыночные отношения, сделать все услуги платными и снять наконец это «ярмо с шеи государства».
То есть по сути, предлагалось заменить систему управления библиотеками, превратив «некоммерческий маркетинг» в «коммерческий».
Вообще, в понятии «библиотечный маркетинг» мне всегда виделось какое-то лукавство. Если говорить о маркетинге как искусстве управления, направленном на продвижении своих услуг и товаров, то библиотека может вписаться в эту стратегию, находясь в неких социально-этических рамках. Но если смотреть на маркетинг в классическом понимании этого слова — как на совокупность основных взглядов и методов ведения бизнеса, которые направлены на достижение стратегических целей компании: удовлетворение потребителя и получение прибыли, то библиотеки в силу объективных обстоятельств не могут использовать его технологии. О каких самостоятельных управленческих стратегиях может идти речь, если:
• судьба библиотеки и её сотрудников полностью зависит от доброй/недоброй воли учредителя (или арендодателя) — это пресловутая оптимизация или даже ликвидация. Как, например, практически уничтожена Библиотека-Культурный центр им. А. Т. Твардовского в Москве или внезапное, без объяснения причин увольнение руководителя НБ РК;
• библиотека, находясь в прокрустовом ложе госзакупок, не может самостоятельно осуществлять комплектование и приобретение необходимого оборудования и услуг;
• наконец, библиотеки полностью зависимы от государственного финансирования, система которого является несовершенной.
Если понимать библиотечный маркетинг как систему организации и управления всеми сторонами библиотечной деятельности: от комплектования и формирования фонда, соответствующего потребностям пользователей, последующего дифференцированного обслуживания, до обеспечения сохранности фондов, то становится очевидным, что хроническая нехватка средств приводит к таким трагедиям, какая случилась с Библиотекой ИНИОН.
Директор частной библиотеки «Кругозор» в г. Череповце Е. Ершов, размышляя о возможности появления у нас частных библиотек, завершил своё выступление в «Культурной революции» словами: «Частные библиотеки могут стать бизнесом, если государство возьмёт на себя их расходы».
P. S. Я знаю по крайней мере об одной успешной частной библиотеке, которая открыта в Риге. Создана она по инициативе писателя-сатирика М. Задорнова и названа именем его отца — Николая Задорнова. Содержится она на спонсорские средства и пожертвования. Финансирование осуществляет специально созданный фонд — он оплачивает аренду, зарплаты, коммунальные услуги. Но это уже совсем другая история.
С любовью, Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»