Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 1 (259)'16 - СЛОВО РЕДАКТОРА
О стремлении к идеалу
Принципы воспитания в дворянских семьях складывались в России на протяжении трёх веков. Ещё в 1764 г. императрицей Екатериной II было учреждено Воспитательное общество благородных девиц (Смольный монастырь). С детских лет и до последнего экзамена перед глазами воспитанниц находились непреходящие заповеди, начертанные на живописных панно А. И. Вельского, дающие им нравственную точку опоры в будущей жизни: «Не лги», «Не будь никогда праздна», «Не делай зла и не досаждай никому»... При всей оторванности от внешнего мира и аскетическом образе жизни за «монастырскими» стенами смолянки получали разностороннее образование, изучали математику, иностранные языки, историю, домоводство, занимались танцами, вокалом, шитьём, вязанием. В институте популярным явлением были любительские спектакли, пользовавшиеся успехом при дворе. Оставляя «любезный монастырь» и входя в новую жизнь как в иное государство, смолянки были призваны нести культуру в свои семьи и тем самым в общество.
Со временем заметно изменилась атмосфера в дворянских семьях: отношения родителей с детьми, в отличие от сдержанных, порой суровых нравов XVIII столетия, становятся естественнее и теплее. Дети начинают «завоёвывать» пространство в доме. Появляются детские комнаты, чаще на антресольных этажах, заполненные любимыми предметами нехитрого ребячьего быта. 
Во все времена любимым занятием детей были настольные игры. На рубеже XIX–ХХ веков они отличались большим разнообразием по тематике, материалу изготовления и цене. Не меньший интерес дети всегда проявляли к рисованию. Об этом напоминают детские рисунки того времени и детские альбомы, которые велись в каждой семье. В целом, детский досуг в дворянских семьях был необычайно развит. Ребёнок никогда не сидел без дела: рисовал, вырезал, склеивал, мастерил фигурки из подручных материалов. Особое место в досуге, образовании и воспитании детей занимало чтение. Родители старались определять круг чтения ребёнка. Лучшие писатели своего времени создавали рассказы и повести «для чувства и разума». Каждая семья выписывала множество детских журналов. В семейных библиотеках обязательными были книжки «Сказки кота Мурлыки», «Стёпка-Растрёпка», «Говорящие животные», на которых выросло не одно поколение детей дореволюционной России. Популярными были детские журналы «Золотое детство», «Игрушечка», «Мирок», «Потешный», «Путевой огонёк», «Родник», «Тропинка», специальный юмористический журнал «Динь-Динь», а также красочные периодические издания для малышей — «Малютка» и «Светлячок».
Можно сказать, что сложилась особая детская цивилизация, соединяющая в себе уважение и любовь к ребёнку, радикально совершенствуются науки о воспитании, целые отделы промышленности заняты удовлетворением детских потребностей, искусство уделяет ребёнку одно из важнейших мест.
Решающая установка в воспитании дворянского ребёнка состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал.
К концу XIX в. традиции дворянского воспитания стали приживаться в семьях крупных промышленников и купечества. В их основе лежали всё те же высокие нравственные принципы, любовь к прекрасному, трудолюбие и ответственность за свои деяния.
Жизнь показала, что «изнеженные барыньки» оказались куда более приспособлены к преодолению тягот и невзгод послереволюционного времени, чем дети из «кухаркиных» семей. Они многое умели, не чурались никакой работы, продолжали усердно учиться и оставались верными своему делу. 

С любовью, Татьяна Филиппова, 
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»


Тема номера

№ 17 (467)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы