Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 5 (287)'17 - СЛОВО РЕДАКТОРА
«Третье место» как фундамент сообщества
Американский социолог Рэй Ольденбург 25 лет назад придумал и обосновал концепцию «третьего места» — такого, где можно интересно и с пользой провести время в приятном современном интерьере, пообщаться с друзьями. Много лет занимаясь проблемами урбанизации, он пришёл к выводу об «упадке публичного пространства». Возникла естественная потребность в разработке концепции его реконструкции. 
В Старом Свете есть города, где традиционно существуют заведения, ставшие уже национальными символами. Сразу хочется назвать парижские бистро (вспомним знаменитую «Ротонду»), английские пабы и венские кофейни с непременной свежей газетой. Это не просто места, где можно пропустить стаканчик, перекусить или выпить кофе. Все они играют не последнюю общественную роль, являются частью повседневной жизни жителей и даже частью культуры. Именно их Рэй Ольденбург называет третьим местом (после первого места — дома и второго — работы).
Главные его признаки: оно демократично. До него легко добраться пешком. Обладает непритязательной обстановкой и скромным меню. Не это главное. 
У него обязательно есть завсегдатаи. Внутри всегда звучит беседа и часто — смех. Обстановка непринуждённая, полная шуточек и дружеских подначек. Там чувствуешь себя «как дома». Словом, «это то место, куда можно прийти в одиночку почти в любое время суток и встретить там знакомых».
Американец Рэй Ольденбург — горячий и преданный поклонник третьих мест, которых в его родной стране становится всё меньше. Скупая линейная застройка пригородов, унылые и однообразные новые кварталы практически полностью лишены мест, которые могли бы стать центром общественной жизни или хотя бы общения. До всего надо добираться на машине, а это значит, что уходят непринуждённость и удобство. Кроме того, шансы встретить знакомых без предварительной договорённости равны нулю. Главным местом проведения досуга становятся торговые центры, предлагающие определённый набор развлечений, как правило, платных. 
Как тут не вспомнить наши районы новостроек, куда по вечерам съезжаются толпы людей, чтобы заползти в свои норы и просидеть там до утра. Выбраться куда-то (особенно зимой) — это эпопея, ведь в шаговой доступности почти ничего нет.
Рэй Ольденбург не называл библиотеки в числе «третьих мест», однако по факту они всё чаще становятся местами для отдыха, общения и творчества. 
Я каждый вечер прохожу мимо библиотеки «Лиговская» (филиал МЦБС им. 
М. Ю. Лермонтова). Прежде это было неприметное место с вечно завешенными наглухо окнами. Всё изменилось, когда библиотека распахнула себя городу — вижу, как прохожие с интересом заглядывают в её ярко освещённые окна-витрины. Там всегда многолюдно. Работает образовательный и производственный центр в сфере прикладных искусств «Открытые мастерские». Здесь предоставляют возможность творческой реализации для всех посетителей: проходят мастер-классы, выставки, лекции, планируется создание собственного образовательного интернет-ресурса. Формируется уникальный книжный фонд по прикладным специальностям: дизайн одежды, фотография, художественный текстиль, переплёт и реставрация книг, столярное дело, резьба по дереву и флористика. 
В «Мастерских» проходят занятия по японской каллиграфии, проводилось практическое занятие по искусству фотографии проекта «БЕЗ СЛОВ» — образовательное проект для глухих и слабослышащих людей, под эгидой которого проходит обучение фотографии, видео и другим визуальным искусствам. Большой популярностью пользуются курсы станковой графики. А на занятия по «неправильному дудлингу» нужно записываться заранее, и то не факт, что попадёшь. 

C любовью,Татьяна Филиппова, 
главный редактор журнала «Библиотечное Дело» 


Тема номера

№ 2 (452)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы