Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 10 (292)'17 - СЛОВО РЕДАКТОРА
Библионочь по-канадски
Проект, задуманный Национальной библиотекой Квебека к своему юбилею, был вдохновлен «Библиотекой ночью» — книгой известного писателя Альберто Мангеля, составленной из эссе, посвящённых теме собирания книг. Мангель, аргентинец по рождению, канадец по гражданству и резидент Франции, поставил условие: придумать, как именно представить книгу, должен не кто иной, как его давний приятель, а ныне знаменитый канадский режиссёр Робер Лепаж. Результат их совместного труда представлен в цокольном этаже Национальной библиотеки в Монреале. 
Инсталляция состоит из двух комнат. Первый зал, в который попадают посетители, представляет собой точную копию домашней библиотеки самого Мангеля в его французском поместье. За окнами большой комнаты хлещет искусственный дождь, а спокойный мужской голос, звучащий неизвестно откуда, читает проникновенный текст писателя о том, что каждая библиотека — портрет её собирателя, отражение его тайных желаний и мыслей, таинственный лабиринт, через который не так просто проложить верный путь. В ночной библиотеке живут призраки, прежде всего призраки личного прошлого: световые пятна на стеллажах, настенных картинах и витринах знакомят нас с внутренним миром автора эссе. Впрочем, и с миром большим, трагическим тоже: так, идеальной библиотекой писатель называет те несколько книг, что оставались с еврейскими детьми — заключёнными одного из нацистских лагерей.
Что касается не читателей, а посетителей, то главное с ними случается во втором зале, который выглядит симбиозом природы и разума: среди стволов деревьев на засыпанной страницами книг земле расставлены большие библиотечные столы с лампами под зелёными абажурами. Но главное, очки-шлемы, которые выдаются зрителям: надев их, ты попадаешь в иную реальность, в трёхмерные мини-фильмы, каждый из которых посвящён одной из десяти знаменитых библиотек мира, выбранных Лепажем. В каждой из них мы оказываемся словно в центре пространства, парящими в воздухе: можно смотреть вверх, вниз, можно вращаться в кресле и обозревать круговую панораму. А выбрать ту или иную главу можно, на несколько секунд зафиксировав взгляд на одной из появляющихся иконок.
Библиотеки не иллюстрируют главы книги Мангеля, но каждое из виртуальных путешествий тоже посвящено какой-нибудь ключевой теме. Вот сакральное барочное хранилище книг в аббатстве Адмонт в Австрии, где лишь священнослужителям дозволено прикасаться к книгам и где стоят аллегорические фигуры Ада и Смерти. Под ними испытываешь, как и положено в монастыре, острое чувство конечности земного и невозможности прочитать всё необходимое. Или библиотека храма в японской Камакуре, где вращающиеся стеллажи похожи на алтарь и куда каждый может принести своё письменное послание Богу. Или здание, служившее библиотекой в Сараево, где собирались книги разных народов, населявших мультикультурный город: во время осады города библиотека горела три дня, и всё это время на её ступенях сидел музыкант и играл, не выпуская из рук инструмент. Ну и Лепаж не был бы Лепажем, если бы одну из «глав», единственную игровую, не посвятил библиотеке на подводной лодке капитана Немо — той, где невозможно пополнение фондов и пределы познания определены в день, когда корабль покинул порт.

C любовью,Татьяна Филиппова, 
главный редактор журнала «Библиотечное Дело» 


Тема номера

№ 18 (300)'17
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы