Ежегодное участие в Неделе безопасного интернета, семинары и конференции, публикации в печати, включая спецвыпуски нашего журнала*, не только прекрасная традиция федеральной библиотеки, но и актуальный вектор развития всех детских библиотек страны. Не случайно количество библиотек, сотрудничающих с РГДБ при изучении цифрового детства, постоянно увеличивается, расширяется региональный диапазон участников организуемых ею мероприятий. Центральным звеном нынешней Недели стала Всероссийская видеоконференция «Цифровая и медиа-информационная грамотность детей и родителей: задачи библиотек, обслуживающих детей, и их партнёров». Она позволила привлечь новых практиков-партнёров РГДБ, услышать сообщения с мест, создать для коллег из регионов эффект присутствия на авторитетном форуме. Часть этих сообщений можно прочитать в данном номере журнала.
Другая традиция Недели — обязательное привлечение к работе ведущих экспертов страны: психологов, социологов, педагогов, специалистов в области технологий защиты компьютерных сетей и др. По мере накопления опыта в проведении комплекса мероприятий, исследователи и методисты РГДБ совместно со своими экспертами неизменно развивают проблематику, усложняют публично обсуждаемые темы, на конкретных примерах показывают риски и опасности беспечного, неграмотного использования интернета детьми и их родителями. Старые риски, как предупреждают специалисты, приобретают новый инструментарий. В одном случае это «закрытые группы смерти» среди подростков, в другом — кибербуллинг, в третьем — потребительские риски, когда дети нечаянно раскрывают мошенникам сведения о своей семье, наконец, невиданная по масштабам интернет-зависимость.
У библиотекарей детских библиотек имеется множество возможностей в непринуждённой обстановке, без назидательности, на конкретных примерах учить детей и их родителей культуре общения в интернете, способам идентификации неизвестных собеседников, незнакомых сайтов. При этом важно делать акцент не столько на запугивании, сколько на овладении правилами, обеспечивающими кибербезопасность ребёнка и его семьи. Разыгрывание шутливых сценок, сценарии которых пишутся совместно библиотекарем и читателем, игры и квесты, изучение интернет-терминологии, остроумное оформление выставок книг по проблеме — все эти и многие другие средства приобщения к медиаграмотности вполне по силам профессионалам.
Библиотекарь не имеет права уподобляться герою Глеба Успенского с его формулой «тащить и не пущать». Интернет сегодня — одно из наиболее значимых достижений цивилизации, и негоже сводить обучение медиагигиене к страшилкам и запретам. Интернет воспринимается цифровым поколением как один из символов свободы. Помощь в его творческом, и одновременно безопасном освоении следует воспринимать как чрезвычайно значимый инструмент просветительской деятельности публичной библиотеки.
Слава Матлина,
ответственный редактор журнала «Библиотечное Дело»
*См. № 8 за 2015 г., №15 за 2016 г.