Номер подготовлен при самом активном участии Московского Тургеневского общества и возглавляющей его Т. Е. Коробкиной.
Указ о праздновании 200-летия великого русского писателя в 2014 г. подписал президент России Владимир Путин, а ЮНЕСКО включила юбилей в список знаменательных дат, значимых для всего человечества. Собранные под одной обложкой статьи показывают, сколь многогранным было творчество Тургенева: не случайно авторами номера выступают литературоведы, театроведы, и конечно, музейщики и библиотекари — люди, не только по торжественным датам, но ежедневно продвигающие произведения великого русского писателя. Своё слово сказали и читатели — в первую очередь подростки. Благодаря исследованию социолога мы узнаём, какое влияние на юных читателей продолжает оказывать одна из чудесных повестей Тургенева «Ася».
Пьесы И. С. Тургенева не сходят с афиш разных театров. В них блистали прекрасные деятели искусства прошлого, а сейчас по-новому они прочитываются молодыми актёрами. Тургеневские сюжеты стали основой первых — когда-то ещё немых, и, конечно же, современных кинофильмов. В номере помещён материал, свидетельствующий о том, как поэтическое творчество писателя вдохновляет художников.
Можно понять, почему Ивана Сергеевича называют «русским европейцем»: не только потому, что он долгое время жил за границей, неизменно возвращаясь в Россию. Нашу отечественную литературу за рубежом люди впервые узнали, открыв для себя именно Тургенева. Его стараниями были переведены на европейские языки произведения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и других гениев русской литературы. Именно с популяризаторской, просветительской роли Тургенева началось восхождение в мировую культуру наших классиков.
Тургенев оказал огромное влияние не только на отечественную словесность, но и на всю общественную жизнь своего времени. Его романы вызывали бурную реакцию современников, но их коллизии воспроизводятся и живущими ныне людьми. Устойчивой формулировкой или своего рода мемом с глубоким контекстом стал заголовок романа «Отцы и дети», за которым стоят вечные конфликты поколений. Словосочетание «тургеневская девушка» мы используем, когда хотим передать своё впечатление от женского образа, соответствующего любимым героиням Тургенева.
Несомненно, произведения писателя сыграли важную роль в политическом движении России. Он впервые вывел на авансцену образы героев-нигилистов, наиболее известным из которых стал Евгений Базаров. Как отметил известный литературный критик Л. Оборин, «Базаров станет ролевой моделью для следующих поколений революционеров и антигероем для будущих консерваторов». При этом герои Тургенева не ходячие схемы, а живые люди, а роман «Отцы и дети» — прекрасно написанное художественное произведение. «Отцы и дети, — писал тонкий исследователь русской литературы Д. Святополк-Мирский, — единственный роман Тургенева, где общественные проблемы без остатка растворились в искусстве и откуда не торчат концы непереваренного журнализма».
Мы любим Тургенева, читаем и перечитываем его произведения в течение всей жизни, и в этом — залог бессмертия выдающегося русского писателя.
Слава Матлина,
отвественный редактор журнала Библиотечное Дело