Справедливости ради, надо отметить, что задолго до этого Тимур Бекмамбетов успешно использовал сторителлинг в своих рекламных роликах Банка «Империал». Многие слоганы из них разошлись на цитаты и стали мемами.
Метод сторителлинга был изобретён Дэвидом Армстронгом, главой международной компании “Armstrong International” и заключается в преподнесении информации в виде увлекательной истории, базирующейся на психологической закономерности: истории более выразительны, увлекательны, интересны и легче ассоциируются с личным опытом, чем сухой невыразительный текст (правила, отчёты, директивы).
К середине 2013 г. количество людей, в профиле которых умение рассказывать истории было ключевым, возросло до 250 тыс., а это 7% маркетологов во всём мире. С тех пор сторителлинг прочно вошёл в различные сферы нашей жизни — в бизнес, образование, журналистику. Оценили его возможности и библиотекари, рассматривая его как вид вербального общения с читателями.
Живые истории позволяют интересно рассказать о книжных новинках, художественных выставках, организовать неформальное общение. Но я думаю, что сторителлинг может стать незаменимым инструментом для продвижения библиотеки, создания её бренда.
Особенно важно это сейчас, когда началась реализация национальной программы «Культура», предусматривающей создание в год 110 модельных библиотек.
И вот с осени, как грибы после дождя, стали появляться по городам и весям библиотеки нового поколения — отремонтированные, с новой мебелью и обновлённым книжным фондом, упакованные самыми современными гаджетами. Но, как написала Марина Ивашина в предыдущем номере нашего журнала, одного супер дизайна мало — «требуется основательная перезагрузка/апгрейд по всем направлениям деятельности. Нужна “свежая кровь”: новые смыслы, концепции, проекты, новые партнёры».
Вот здесь-то неоценимую помощь и окажет сторителлинг — истории, которые будут использованы для создания своего бренда, для продвижения, чтения, идей, для привлечения читателей. Энтузиасты-блогеры, медийные библиотекари давно и успешно осваивают пространство в социальных сетях, расширяя возможности библиотек, предлагая новые сервисы и услуги. Появился геопривязанный сторителлинг, который позволяет расширить горизонты краеведческой деятельности. Всё чаще идёт речь о необходимости построения личного бренда библиотекаря, который может неформально и более эффективно продвигать библиотеку, её продукты и услуги в медийной среде, чем её официальное представительство.
Стремительно меняющийся не только внешний вид библиотек, но и внутреннее содержание библиотечного дела привнесли в нашу жизнь множество новых понятий: видеоблогинг, кросс-анонс, флешмоб, букфейс, оригинальные хештеги, стейкхолдер и многие другие. Скажем честно, не всем это по нраву. Но время, увы, необратимо. И рано или поздно каждому придётся выбирать свою контент-стратегию.
С любовью, Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»