Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 1 (355)'20 - Живая классика
«Нас погубит то, что мы ненавидим»
Ода абсолютной власти: 
Джордж Оруэлл, «1984»
Большой Брат. Каждый хотя бы раз слышал о нем. Неуёмный надсмотрщик, жадно пожирающий ваши секреты. Он укрывается в зеленеющих кронах деревьев, затёртых салонах такси, прокуренных пабах и заполненных густым паром ваннах. Он везде и одновременно нигде. Иллюзия, от взора которой не скроется никто и ничто. С его подачи мир лишён свободы. Действия каждого члена социума контролируются им. И, не дай Бог, кто-то пойдет против его воли. Это детище чрезмерной популярности, соседствующее с Микки Маусом и его рисованными друзьями, либо сделает вашу жизнь невыносимой, либо милосердно положит ей конец.
На самом деле «1984» был написан Эриком Артуром Блэром. Джордж Оруэлл это псевдоним английского писателя, родившегося в колониальной Индии. За 15 лет творчества он не только придумал Большого Брата, но и ввел в обращение термин «холодная война».
Сегодня о Большом Брате вспоминают исключительно в моменты, когда желают напомнить окружающим о мощи правящих структур и подвластных им организаций. ЦРУ, MI6, ГРУ. По меньшей мере, одна из них знает о вас всё. С кем вы общаетесь, что любите и кого ненавидите, как часто навещаете увядающую бабушку и каким образом отзываетесь о ведущем вашу страну в светлое будущее вожде. В современном мире, окутанном обилием разносортных технологий, отождествление нарастающего контроля с личностью выглядит вполне закономерно, ведь так проще ориентироваться в пространстве. Но изначально Большой Брат олицетворял немного иные вещи.
В написанном Джорджем Оруэллом романе «1984» Большой Брат выступает в роли великого вождя не менее великой партии. Ясный взгляд, густые усы, совсем как у приветливого отца соседского мальчугана, едва уловимая, но моментально располагающая улыбка. Доброта и понимание кроются в каждой складочке его лица. Он ежесекундно оберегает и любит своих верных подданных. Его намерения благи. Он пожертвует всем ради их счастья. Именно это пропагандирует правящая партия. Именно в это должны верить её члены. И они беспрекословно верят.
На самом деле под взирающей с бесчисленных плакатов маской скрывается политический режим, о зверствах которого и повествует роман. Не Уинстон Смит и его неудачи играют главную роль в этом представлении. Ангсоц — английский социализм, развитие идей советского коммунизма и нацизма — вот за кем стоит пристально следить. Жуткий зверь, выворачивающий наизнанку идеи равенства и братства, воспетые Марксом и Энгельсом.
Но перед знакомством с «1984» нужно уяснить одну очень важную вещь. Несмотря на культовый статус, это чистой воды беллетристика. Местами скомканная и бессмысленная, наполненная безликими персонажами и периодически вгоняющая в тоску. Язык её непритязателен, а мысли не отличаются глубиной, хотя изображаемый мир с первых секунд завораживает своим уродством. Это не та книга, которую с первых секунд знакомства хочется рекомендовать друзьям и близким. Она настойчиво требует времени. Но стоит ей его дать, как всё становится на свои места.
Спустя две трети роман Оруэлла меняется в лице. Бестолковая возня отходит на второй план, скучные персонажи утрачивают прежнее влияние и на сцену выходит первостепенная идея всей книги — власть и детальный разбор её уродства. Вместе с ними появляются глубина, злободневность и ужасающая правдоподобность.
Действие романа разворачивается в альтернативном Лондоне образца 1984 года, входящем в состав страны Океания. Но наверняка утверждать, что значащаяся в названии дата соответствует действительности, нельзя. Партия, не обремененная именем, ломает настоящее и строит будущее путём изменения прошлого. Даты перетекают в новые ячейки, унося с собой приуроченные к ним события, и кардинально меняют их суть. Для этого даже существует специальный аппарат. Благодаря ему изо дня в день на бумаге рождаются подставные персоны, события и факты. Правящая верхушка, словно кукловод, жестикулирует воспоминаниями подвластного населения. Из этого вытекает одна из главных идей книги — тот, кто управляет прошлым, контролирует настоящее.
Если бы подлог делал общество счастливым, на него можно было бы закрыть глаза. Но в руках партии и Большого Брата это очередной рычаг давления. Общество погрязло в репрессиях, насилии и боли. Дети пишут доносы на родителей, любовь умерла, секс перевоплотился из проявления чувств в обязанность. Люди больше не способны самостоятельно мыслить. За них это делает партия и начертанные ею законы.
В этом мире человечество полностью лишено свобод — везде, начиная с затхлых квартир и заканчивая заброшенными пригородными тропами, расставлены подслушивающие устройства и камеры. Людям негде уединиться, чтобы отдаться размышлениям о царящем вокруг бесчинстве. Большинство всё полностью устраивает. Они попросту не догадываются, что может быть лучше. Кричащий об успехах партии агитационный аппарат делает своё дело. А тех, кто начинает сомневаться, исправляет полиция мыслей. Пытки, унижения, кровь и пот, в их работе нет запретов. Главное, результат и надёжное будущее партии. Большой Брат должен быть доволен.
Помимо всего прочего Океания находится в состоянии беспрерывной войны. С Евразией или Остазией. Неважно, кто выступает в роли противника, важен сам факт противостояния. Равно как и сыплющиеся на мирных жителей ракеты, казни взятых в плен противников и сообщения об успехах на передовой. Война не только позволяет сжигать излишние производственные мощности всей страны, но и поддерживать в населении объединяющую ненависть к врагу. Это ещё один способ скрыть уродство стоящих у руля персон.
Можно более детально описать устройство созданного Оруэллом мира, выстроить причинно-следственные связи и посмаковать открытые им истины, но это испортит впечатления от личного знакомства с книгой. Автор сам прекрасно справляется с этой задачей, и именно в ней кроется вся прелесть. Важно знать лишь одну вещь — всё упомянутое выше является лишь малой частью фантазии писателя, нашедшей выход в этой книге. Её прелесть кроется в том, что она предельно наглядно изображает уродство тоталитарных режимов и тот ужас, которым может обернуться для простых людей чья-то тяга к власти. Это предостережение, облачённое в одеяния антиутопии и поражающее своей убедительностью. Оставить его без внимания будет серьёзной ошибкой.
Канобу


Тема номера

№ 17 (467)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы