Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 1 (355)'20 - Живая классика
Дрожка, ляпник, неедяки
Вселенная бр. Стругацких
Дорога, ведущая в будущее
Оригинальное писательское творчество бр. Стругацких впитало в себя все основные научные и художественные веяния времени: вопрос о влиянии на их творчество толкуется очень широко, сами соавторы отмечали безусловное воздействие на себя эстетических идеалов и основополагающих идей Г. Уэллса, Ж. Верна, С. Лема, К. Абэ, И. Ефремова. Как и многие другие, обратив основной фокус писательского внимания к социуму, С. первого периода творчества, пришедшегося на конец 50–60-е гг. («Страна багровых туч», «Путь на Амальтею», «Стажеры», «Далекая радуга» и т. д. вплоть до «Полдень XXII век. Возвращение»), были проникнуты идеей близости прекрасного коммунистического будущего. В те годы они создают целостную картину мира и будущего (в рамках единого художественного мира), романтическую по форме и оптимистическую с точки зрения содержания и пафоса. Утопический идеал побуждает писателей уделять основное внимание проработке деталей, формирующих внешний облик «прекрасного далёка», и они знакомят в подробностях читателей с системой общественного воспитания, профессиональной подготовки, социальными институтами будущего. Однако уже в это время заметным становится последовательное (от произведения к произведению) вытеснение активного внешнего действия размышлением, лиризация и психологизация прозы, насыщение её философским элементом и притчевым началом. И всё же, ранние вещи Стругацких были созданы в традиционном ключе. «Вселенная Стругацких» началась с повести «Попытка к бегству». Её отличительной чертой оказалась необычная постановка нравственного выбора, обобщение её до глобального, общечеловеческого масштаба.
«Попытка к бегству» — «Трудно быть богом» — «Обитаемый остров» — в цикле «собственно» прозы С. — наиболее простые, линейные, отмеченные прямым противопоставлением двух антагонистичных миров: Абсолютного Добра, Справедливости и Реальной Человеческой Природы (во всем её несовершенстве). Основным злом авторам представлялась воинствующая серость и агрессия к инакомыслию, а носителями гуманизма выступала интеллигенция.
«Пикник на обочине», «За миллиард лет до конца света», «Град обречённый» — произведения, обратившие внимание читателей к проблеме поведения человека в неординарных и нравственно экстремальных ситуациях.
«Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер» посвящены проблеме контакта. Впервые она была серьёзно затронута в повести «Трудно быть богом», в которой сомнению подвергнута идея «прогрессорства» — искусственного ускорения развития иной цивилизации. «Малыш», «Обитаемый остров», «Хищные вещи века», «Жук в муравейнике», «Гадкие лебеди», «Волны гасят ветер» — произведения, свидетельствующие о принципиальных изменениях в картине жизни и художественном мире писателей конца 60–70 гг. и их мучительном поиске путей человеческого прогресса. Эволюция идей, переходящие из одного произведения в другое персонажи организуют романы и повести в цикл, в составе которого каждое произведение самостоятельно, но вместе они образуют новый семантический уровень обобщения.
Эти произведения привнесли в отечественную фантастику мощный аналитический потенциал, интеллектуальную насыщенность и завершённость. Построенная на органическом единстве серьёзной мысли и увлекательной интриги, проза С. отмечена присутствием выраженного притчевого начала.
Для их художественной концепции мира характерно присутствие «нечто» — тайны, до конца неразрешимой. Через все последующие произведения красной нитью проходит предупреждение: осторожно, тайна рядом! «Нечто» существует само по себе, вне зависимости от мнений и представлений людей, и может оказаться в равной степени «ветром, надувающим паруса» или «ветром, рождающим бурю», не исключено, тем и другим одновременно.
Мир, как он видится авторам, основан на непрекращающейся борьбе человека в первую очередь с самим собой. Исход этой борьбы часто остаётся неизвестным, а результат её волнует писателей меньше, чем процесс. В связи с вышесказанным, особо остро Стругацкие ставят вопрос о возможности в процессе борьбы сохранить достоинство человека и готовность предстать перед судом времени. Писатели подчёркнуто отказываются прогнозировать образ человека будущего — «задачу изображать людей иного времени, будущего, мы никогда не ставили и не будем ставить перед собой...», их больше интересует исследование современной жизни и человека, экстраполируя их в будущее, гиперболизируя и иногда доводя до гротеска.
При этом будущее рассматривается как экстремальные обстоятельства, проявляющие всё сущностное в человеке, делающие очевидными закономерности его поведения.
Серьёзность писательского отношения к проблеме нравственной готовности человека встретиться с будущим «лицом к лицу» подчёркивается часто встречающимся в их прозе мотивом тупика и идеей другого пути (каким он может оказаться — вопрос остаётся открытым, предположения такого рода писатели не конкретизируют).
Самое сложное произведение авторов «Отягощённые злом» — контрапункт «Мастера и Маргариты» — роман-притча с неоднозначной концовкой, возможными трактовками. Два параллельных действия — библейско-фантасмогорическое (Демиург) и условно-реальное (в провинциальном российском городке Ташлинске) (Учитель) объединяются идеей, что нужно воспитать поколение детей с новой психологией.
Так вся проза Стругацких последнего времени представляет собой «глубокое ментоскопирование» морально-философского пласта событий и явлений, своеобразную интеллектуальную головоломку на тему «человек, социум, человечество на путях возможного прогресса», представленную в авантюрно-философской форме.



Тема номера

№ 9 (459)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы