Школы, колледжи, университеты ускоренными темпами разрабатывают технологии дистанционного обучения. И хотя опыт виртуального общения был накоплен немалый, внедрение его в масштабах страны обострил многие психологические и технические проблемы.
Своим опытом работы в новых условиях делится сегодня профессор Московского государственного лингвистического университета Александр Михайлович Мазурицкий.
***
Кто там у нас инициатор дистанционного образования? Высшая школа экономики? Ради Бога не обижайтесь те, кто имеет или имел к этому учебному заведению отношение. Вношу его в свой личный список объектов для закидывания гнилыми помидорами. Сегодня отработал 8 академических часов на двух разных платформах. Устал как никогда. А от чего уставать, сиди себе на стуле и вещай в экран, крути презентацию... Чего мне не хватает? Мне не хватает глаз. Я должен видеть глаза слушателей. За многие годы работы по выражению глаз я научился считывать информацию: воспринимают ли то, что я говорю. Я вижу в глазах усталость и начинаю понимать, что пора ребят переключить. Нельзя быть долго в состоянии концентрации. И тогда следуют «байки от Мазурицкого».
Работая онлайн я не чувствую аудитории, и это страшно выматывает. От каких-то, простите, недоумков от образования неоднократно приходилось слышать, что необходимо сократить количество лекций. (Дальше следует моя ненормативная лексика.)
Никогда не читаю лекции в форме монолога, только диалог. Лекция это совместный путь к достижению истины. Во время занятия я часто покидаю своё рабочее место и «иду в народ». Подсаживаюсь к тому или иному студенту, и мы ведём с ним диалог, за которым внимательно следит вся аудитория. Когда ты видишь, что твои слова доходят до адресата, ты ловишь кураж. Это снимает всякую усталость, А на кураже даже 8 академических часов — тьфу. Какой может быть кураж от разглядывания монитора? Помидоры, только гнилые помидоры.
Правда, справедливости ради, есть в дистанционном общении и свои плюсы. Никогда не читаю лекции в шортах и в рубашке с галстуком, хотя мог бы, ведь в экране монитора не видно одежды. По посторонним звукам я понимаю, что моя аудитория расширилась, и члены семей моих студентов тоже присутствуют на занятиях. Кстати, присутствуют и домашние животные, что вдохновляет. Ни разу не читал лекций представителям животного мира.
Следующий, весьма пикантный момент. В дни карантина для профилактики употребляю чесночок. И здесь дистанционка как подарок. С моим чесночным перегаром вряд ли я рискнул бы войти в аудиторию. На этом плюсы закончились. Я понимаю, что сейчас это единственный и безусловно правильный выход для продолжения учебного процесса. Но я боюсь другого. В результате многолетнего изучения алгоритма деятельности реформаторов от образования возникает опасение, что эта форма обучения может стать доминирующей. И тогда у меня будет просьба к последнему нормальному педагогу, который будет уходить из вуза, потушить за собой свет.
Будьте здоровы!
С любовью, Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»