Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 11 (365)'20 - СЛОВО РЕДАКТОРА
Нереальная реальность
Двадцать лет назад, когда на экраны вышел первый фильм трилогии «Матрица», мы и представить себе не могли, что будущее так близко. Разумеется, люди ещё не стали управляемыми симулякрами, и, оказавшись в вынужденной изоляции, пока не утратили чувства реальности происходящего. Но Zoom заменил живое общение, книги перешли в электронный формат, а спектакли — в телевизионный. Нельзя сказать, что люди эту подмену не заметили — много было сетований на отсутствие прямых человеческих контактов. 
Французский философ Бодрийяр, чьи идеи легли в основу трилогии,  утверждает, что мы живём в иллюзорном мире, а многие общепринятые явления называет «симулякрами и симуляцией». К симулякрам философ относит такие социальные явления, как общество потребления, моду и общественное мнение. Человечество принимает эти явления за реальные, имеющие самостоятельное существование, и подчиняет им свою жизнь, не осознавая, что на самом деле они искусственно созданы культурой и СМИ — и навязаны нам. То есть люди не знают реального положения дел и даже о нём не задумываются. Между тем цифровой мир захватывает всё новые пространства — достаточно вспомнить системы распознавания лиц и «электронные ошейники», которые позволяют контролировать не только общественную среду, но и приватную. Растёт спрос на онлайн-услуги, растёт интернет-трафик, растут объёмы данных, которые мы сами о себе предоставляем всевозможным сервисам и социальным сетям. Но для кого это всё? Искусственный интеллект переходит в наступление.
Газета “The New York Times” опубликовала статью, получившую широкий общественный резонанс. Она называлась «Человеческий контакт теперь предмет роскоши». Авторы статьи утверждают, что становится всё больше программ, заменяющих реальную жизнь «экранной». Экраны не только сами дёшевы в производстве, но и удешевляют всё вокруг. Везде, где можно их повесить, — в школьных классах, больницах, аэропортах, ресторанах — расходы урезаются. Дешевле становятся образование, уход за пожилыми людьми, заказ блюд в ресторане.
Таким образом, констатирует газета, в США потребление цифровых услуг теперь признак бедности. И в то время, как в жизни бедных появляется всё больше экранов, из жизни богатых они исчезают. «Богатые так не живут. Они стали избегать гаджетов, — пишет “The New York Times”. — Они хотят, чтобы их дети играли с кубиками, а частные школы без технологий набирают популярность в их среде. Люди дороже, и богатые готовы за это платить. Живое общение — обходиться без телефона в течение дня, выйти из соцсетей и не отвечать на электронную почту — теперь это символ статуса. Что привело к новой реальности: человеческий контакт становится роскошью. Чем вы богаче, тем больше тратите, чтобы оставаться офлайн».
Некоторые эксперты прогнозируют, что к середине XXI в. оформится новый социальный слой — «бесполезный класс», лишние с точки зрения экономики люди, которые станут проводить всё свободное время в виртуальных мирах и видеоиграх. Не исключено, что общаться вживую будут лишь представители элиты, а остальным предстоит ещё больше запереться в своих цифровых «коконах».
Матрица, мы идём к тебе!

С любовью, Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»


Тема номера

№ 11 (365)'20
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы