Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 12 (366)'20 - СЛОВО РЕДАКТОРА
Признаемся: они — другие
Из-за этого дети менее агрессивны, чем все предыдущие поколения. Это дети, которые не умеют ценить мир и мирное небо над головой. Просто потому, что не знают, что может быть по-другому. Они не жили в военное время и не ощущали ни разу всепоглощающего страха за свою безопасность на том уровне, который переживали предыдущие поколения. У этого есть обратная сторона — они более ранимы. Представителей поколения альфа легко уколоть и обидеть, ведь у них нет сильных психологических защит, потому что они не натренированы на борьбу.
Альфа — сомневающееся поколение. Они постоянно готовы проверять и задавать вопросы. Это дети, которые легко могут отличить фальшь от правды. У них нет конкретного авторитетного источника знаний, которому можно доверять безоговорочно. Их не испугать бабайкой и страшилками о том, что если съесть снег, то заболеешь ангиной. Они сами прочитают о важности вакцинации и найдут ответы на любые вопросы, начиная с того, как поменять стержень в шариковой ручке, до законов термодинамики.
Сегодня нет достоверных исследований, которые бы показали, что дети, которые сидят в телефоне больше трёх часов в сутки, отстают по каким-либо параметрам в развитии. Тем не менее стоит научить поколение альфа использовать технологии максимально продуктивно. Эти дети имеют возможность учиться не только на собственном опыте, но и при помощи выстраивания коммуникаций с другими культурами. Они могут виртуально посетить крупнейшие музеи мира и послушать лекции гениев современности. Это стоит поощрять.
С другой стороны, обучение должно быть разносторонним и помогать ребёнку осваивать и реальный мир тоже. Дети должны уметь о себе позаботиться. Грубо говоря, при какой-то условной катастрофе выживут те, кто без интернета знает, как разводить огонь и как отличить ядовитое растение от съедобного. Получается, что умения, которые нашему поколению кажутся совершенно естественными, например, навыки самообслуживания, связанные с базовыми бытовыми и жизненными потребностями, для поколения альфа становятся вещами, которым необходимо целенаправленно учиться. Им нужно научиться одеваться, готовить себе еду, завязывать шнурки, справляться со скукой, находиться в тишине. Потому что в мире, в котором они будут жить, это, вполне возможно, будет отдано на аутсорс искусственному интеллекту, а постоянная подпитка мозга новыми развлечениями и впечатлениями не даст возможности научиться быть наедине с собой.
С одной стороны, мы видим, что эти дети способны на значительные поступки, ведь многие уже сейчас озабочены проблемами глобального потепления и экологии, бедности, экономического неравенства. А с другой — мы сталкиваемся с тем, что они становятся более ведомыми, зависимыми от оценок, лайков и внешней поддержки. Это поколение, которое подсело на похвалу и рейтинги и на то, чтобы быть лучше, выше, сильнее каждую секунду. Дети видят, как легко можно набрать обороты и стать популярным и значимым, а потом всё потерять, потому что появился новый герой, за которым уже не поспеть.
Кроме того, быстрый и лёгкий доступ к информации создаёт иллюзию того, что если информация найдена, значит, ты ею овладел. Но на деле для правильного применения, понимания, анализа и обработки знаний нужно проделать долгую и монотонную работу. Именно поэтому сегодня стоит уделять внимание образованию детей.
Современные взрослые не знают, к какому миру готовить поколение альфа, поэтому пытаются дать всё и сразу: на дополнительных курсах дети изучают пять иностранных языков, в Монтессори-классах осваивают навыки глажки утюгом и выращивания помидоров, а в школе программируют на Python.
По итогам исследования киностудии «Союзмультфильм» и insights-консалтингом Signal by ONY детской интернет- культуры.

С любовью, Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»


Тема номера

№ 13 (367)'20
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы