Эти два события причудливым образом сошлись во времени: официальный старт в России Года науки и технологий и обсуждение в Госдуме поправок к Закону «Об образовании», которые предусматривают контроль за просветительством. Под это определение могут попасть как онлайн-лекции на “YouTube”, так и, например, языковые курсы. Теперь всё, что связано с деятельностью «вне рамок образовательных программ», но направлено на «распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции», должно будет контролировать правительство (порядок контроля пока не ясен, но предполагают, что это будет лицензирование). Ужесточение закона авторы обосновали иностранной угрозой.
Инициаторы нового законопроекта обосновывают его необходимость, разумеется, заботой о неразумном народе, который по недомыслию вместо научного знания может получить вредоносную информацию. Они указывают, что «Отсутствие правового регулирования создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в РФ государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя».
Абсурдность этого проекта вызвала бурю негодования у учёных. С протестом выступил даже Президиум Академии наук. Президент РАН Александр Сергеев объяснил, что законодательная инициатива усложнит и затормозит популяризацию науки, сократит международные научные связи, а часть запретительных норм, предлагаемых в законопроекте, уже прописана в других актах, в частности, касающихся борьбы с экстремизмом и его пропагандой.
Не стоит надеяться, что предлагаемые поправки не усложнят работу библиотек. Во все времена одной из ведущих функций публичной библиотеки была ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ. Она предполагает проведение лекций, в том числе научных, семинаров, дискуссий.
Достаточно вспомнить курируемый Юрием Чёрным проект Technoscience в московской библиотеке №240, придуманные иркутской Молчановкой выпуски «Полимат-лекториума» или видео-консультации на обсуждении digital-этикета в Саровской Пушкинке. Нельзя не упомянуть прорывные проекты астраханской Шаховки и сотни других примеров, когда библиотеки становятся проводниками в мир знаний, популяризируя достижения науки и технологий.
Эталонный ответ на вопрос, что такое просвещение, дал Иммануил Кант: «это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине», а причина этого «заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны…».
С любовью, Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»