Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
1win
Архив журналов - № 1 (403)'22 - СЛОВО РЕДАКТОРА
Нереальная реальность
Фэнтези — один из самых востребованных жанров, как у писателей, так и у читателей. Его стремительное восхождение началось в 60–70-е годы прошлого века, после того как дорогу проложили «Властелин колец», «Хроники Нарнии», «Конан». Выход трилогии профессора Толкина сопровождался бурным ажиотажем: её раскупала как молодёжь, так и взрослые, а издательства конкурировали между собой за права издания. Позднее, когда случился бум настольных ролевых игр, фэнтезийный сеттинг оказался одним из наиболее привлекательных для их создателей, и то же самое произошло с играми компьютерными. В чём суть волшебства, которым обладают несуществующие миры? Что побуждает авторов конструировать, почему на ура встречают фэнтезийные сериалы, игры, фильмы, книги? 
Прародительница жанра, научная фантастика, в 60-е годы тоже успешно развивалась. Этому во многом способствовало развитие науки и идей того времени, полный надежд взгляд на будущее. Впоследствии, в 1980-е годы, жанр сильно мутировал. Можно констатировать, что эти мутации оказались полезными — им мы обязаны появлению большого количества поджанров, например, киберпанка и антиутопии, — но причина изменений крылась в том, что оптимистичный запал науки сошёл на нет. Характеры героев НФ маргинализировались, тон стал более мрачным и приближённым к реальности. Сегодня научная фантастика снова меняет курс. Интерес к будущему, экспансии в космос, выходу за границы привычного возвращается, хотя и без того оптимизма, что был характерен для 60-х. Головокружительно быстрая смена технологий, воплощение того, что некогда казалось малоубедительным вымыслом футурологов и фантастов, снова актуализируют фантастику, сравнявшуюся с реальностью. 
В отличие от научной фантастики фэнтези предлагает метафизическое понимание жизни. Ответы на реальные проблемы оно ищет, следуя абстрактными и мистическими тропами. Мифология устойчиво воспроизводится в обществе на протяжении тысячелетий. По-видимому, она является одним из важнейших способов, с помощью которых человек ориентируется в мире, структурирует его для себя. Фэнтези — прежде всего, мифология, пересказанная современным литературным языком (как мы помним, тот же Толкиен открыто заимствовал традиционным мифологические сюжеты), и этим во многом и объясняется его неугасающая популярность.
Не менее важный секрет процветания жанра — обращение к острым социальным вопросам. В вымышленных декорациях герои бьются над проблемами отнюдь не выдуманными, например, диалогом различных культур, систем ценностей и мировоззрений. 
И главное, что эти миры искусно переплетены с нашим, привычным. Сверхъестественное спрятано среди обычных вещей, следует параллельным курсом с реальностью. Атмосфера волшебства и магии — характерный признак произведений XX и XXI вв. в целом. Наука не смогла сделать нашу жизнь лучше. Значит ли это, что пора искать ответы в магических измерениях? Или придёт время — и маятник качнётся в другую сторону?

С любовью, Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»


Тема номера

№ 15 (465)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы