|
Инновационные библиотечные программы для подростков
Статья Кристофера Своупа опубликована в июне 2008 г. в журнале Governing
Публичная библиотека в г. Шарлотт, штат Северная Каролина, открыла для подростков особое пространство – Лофт, где ребята могут записывать музыку, создавать анимационное видео, загружать свои клипы в YouTube, фотографировать самих себя и создавать свои страницы в Facebook, играть в видео-игры. И, конечно, читать книги и журналы.
Лофт символизирует начало нового периода, когда библиотеки стремятся разработать программы специально для подростков. Долгое время библиотекари считали, что привлечь тинейджеров в библиотеку практически невозможно. Сегодня реакция этой аудитории воспринимается как критический показатель, будет ли библиотека востребована в 21-м веке.
Привлечение подростков – лишь один из вопросов большой дискуссии о будущем библиотек, вызванной, в основном, тем, что население предпочитает получать информацию из Интернета, а не в библиотеке. Другими конкурентами библиотек стали большие книжные магазины, популярные среди любителей чтения за приемлемые цены, возможность выпить кофе и почитать, сидя в мягких креслах. Кроме того, несколько коммерческих и некоммерческих организаций работают над масштабными проектами по переводу книг в общедоступные он-лайновые базы данных.
На библиотечных конференциях США активно обсуждается концепция библиотеки 2.0 - места, где посетители могут получить то, что они хотят, а не то, что, по мнению библиотекарей, они должны хотеть от библиотеки; и места, где посетители не только получают информацию, но и создают ее сами.
Некоторые библиотеки реализуют эту концепцию в весьма радикальных формах. Одна английская библиотека полностью отказалась от использования слова «библиотека» и позиционирует себя как «банк идей». Библиотека округа Контра Коста в Калифорнии установила на железнодорожных станциях автоматические машины, благодаря которым местные жители могут взять или сдать книги по читательским билетам, не заходя в библиотеку. Один из филиалов библиотечной системы в штате Аризона отказался от классификации Дьюи, организовав расстановку книг по темам, как в книжном магазине. Пользователи библиотечной системы в штате Миннесота могут оставлять комментарии в он-лайновом каталоге, рекомендуя или, напротив, осуждая ту или иную книгу, что может быть интересно другим читателям.
Возвращаясь к библиотеке г. Шарлотт, автор отмечает, что в Лофт имеют доступ только ребята от 12 до 18 лет и те библиотечные работники, которые их обслуживают. Идея заключается в том, чтобы создать некое убежище, где нет ни родителей, ни учителей, где подростки общаются между собой, шумят и разрисовывают стеклянные стены маркерами. В Лофте не действует ни одно из обычных правил поведения в библиотеке. Здесь только три правила: уважай себя, уважай других и уважай место, где ты находишься.
Источник: http://www.governing.com/articles/0806libraries.htm
|
|