Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Новости
Проблемы детского чтения в России
Круглый стол на тему «Проблемы детского чтения в России и Москве: прошлое, настоящее, будущее» состоялся 1 декабря в Москве, в Центральном Доме журналистов, под эгидой Комитета по телекоммуникациям и СМИ г. Москвы.

Участники – издатели, детские писатели, психологи, представители профильных департаментов и комитетов правительства Москвы, литературные обозреватели, библиотекари, преподаватели школ и вузов – обсудили тревожную ситуацию с чтением, которая сложилась в последние годы в России.

Актуальность проблемы детского чтения

В качестве ведущего на круглом столе выступил директор по работе с клиентами агентства Imageland Edelman Public Relations Соколов Александр Леонидович, который рассказал о существовании проекта программы мероприятий по поддержке и пропаганде чтения среди детей в г. Москве на 2007 – 2008 годы, подготовленном Московским правительством.

Поводом к разработке такой программы послужила тревожная тенденция: в последние годы в России чтение стало терять статус национальной культурной традиции, что повлекло за собой качественное снижение уровня грамотности населения, особенно в подростковой и молодежной среде.

Как говорит Соколов А.Л., тема детского чтения весьма многогранна и охватывает очень разные сферы. По его мнению, все существующие проблемы подводятся к одной главной теме: как сформировать у ребенка интерес к книге, тягу к чтению, любовь к литературе, как переломить негативную тенденцию к снижению грамотности, к снижению уровня чтения в нашем обществе.

По словам ведущего, «эта открытая дискуссия позволит проанализировать существующие проблемы, высказать свои точки зрения, мнения, обсудить возможные решения проблем».

Опрос среди поступающих в ВУЗ

Среди «детей читающих, интересующихся литературой», которые проходят подготовку для поступления в Российский университет дружбы народов, провела опрос доцент филологического факультета Московского государственного педагогического университета Попова Наталья Алексеевна.

Будущие студенты признались, что, оценивая свой уровень подготовки, пришли к выводу,
что мало читают, что уровень их знаний падает.

Причины:
• Много отвлекающих моментов – Интернет, телевизор, явления, которые поглощают внимание ребенка.
• Не хватает времени. Программа усложняется, количество предметов увеличивается, нет сил и возможности читать литературу для души. Опрашиваемые читают только то, что необходимо для учебы.
• Изобилие массовой литературы, отвлекающей от литературы классической. По словам детей, серьезная литература требует больших духовных затрат.
• Нет хорошего учителя.
Попова Н.А. считает, что «воспитание - в семье, а родители не читают сами».

Роль учителя-словесника - заставить душу трудиться

Московские школы «озабочены, озадачены» проблемой детского чтения, проблемой подготовки учителей и пытаются эти проблемы разрешить. Об этом сообщила заведующая кафедры филологического образования Московского института открытого образования Дудова Людмила Васильевна.

Дудова Л.В. считает, что «не столько упал интерес к чтению, сколько изменилась структура чтения». Она утверждает, что трудность в прочтении, в доступности художественного текста, необычайно сложного для восприятия и для работы с ним. Она считает, что причина кроется в духовном сопереживании, что «дети постепенно утрачивают способность к сопереживанию, к сочувствованию, утрачивают привычку к духовной работе. Это трудно. Чтение в России всегда было обращено к душе, а «душа обязана трудиться». Так вот задача заставить душу трудиться – безумно трудная задача».

По мнению Людмилы Васильевны, подобная задача касается не только учащихся, но и самих учителей, которые «сами устали душевно трудиться» в силу ряда причин – школьная нагрузка, отсутствие свободного времени, и т.д. «Учителя, который работает с душой, нужно поставить в условия, чтобы ему хватало душевных сил, чтобы затронуть механизмы души нашего маленького читателя, - тогда дети будут читать», - говорит Дудова Л.В..

Проблема эстетического вкуса

Самая большая проблема – это проблема эстетического вкуса, потому что «дети читают и хорошее, и плохое, но не различают, где какое», считает преподаватель русского языка и литературы в школе Мончаковская Ольга Станиславовна. По ее мнению, проблема вкуса связана не только со школой, но и с семейным чтением, со средствами массовой информации, которые внедряют речевую культуру в сознание подростка, как ему принадлежащую.

«Речь, которую произносят журналисты по радио, речь, которая сходит с популярных телеканалов и которая представлена как образец молодежной речи, впитывается детьми, действительно, как образец. Учитель своей речью не может внедрить стереотип, а вот СМИ, к сожалению, такой стереотип внедряют, в результате дети не видят разницы между хорошей речью и дурной», - говорит она.

Мончаковская О. С. внесла свои рекомендации и пожелания: «Хочется больше экранизаций – хороших и разных, соответствующих авторскому тексту. Хочется хороших детских книг и хороших подростковых, молодежных изданий, которые бы давали образец того, что является художественным и эстетическим».

С какой целью читают дети?

Психолог Российской Государственной детской библиотеки Малахова Наталья Григорьевна озвучила результаты опроса, проведенного среди подростков. На вопрос, почему, зачем, с какой целью дети читают, 11% 13-14-летних подростка ответили, что читают по причине того, что это полезное занятие. Среди ответов на этот вопрос педагогов «поразил» один из ответов: «Я читаю для того, чтобы развивать свою память и речь». 33% учащихся читают с целью получения информации и знаний.

По мнению Малаховой Н.Г., для того, чтобы заинтересовать ребенка книгой, привить ему интерес к чтению в раннем возрасте, «в каждую группу детского сада, в каждый первый класс должен приходить специалист по детскому чтению и разговаривать с родителями об этом. Но таких специалистов у нас нет».

Как решить проблему речевого общения?

Решить проблему речи можно только реализацией полноценного грамотного красивого общения. Так считает профессор кафедры возрастной психологии московского городского психолого-педагогического университета Карпова Наталия Львовна. «Нужно обязательно работать с классическими произведениями наших поэтов, - говорит она. - Это не только Бальмонт, Хлебников, но и Роберт Рождественский, Мандельштам, у которых настоящая, хорошая, красивая, грамотная речь».

Клуб семейного чтения

Чтобы привить любовь ребенка к чтению, необходимо организовывать клубы семейного чтения. Таково мнение Карповой Натальи Леонидовны. Она считает, что нужно уметь грамотно интересно читать. А для этого надо привлекать родителей, бабушек, дедушек, которые должны помочь ребенку. «Нужно научиться вместе волноваться, нужно научиться вместе сопереживать, соучаствовать, - говорит она. - Я глубоко убеждена, что клуб семейного чтения – это тот выход, который мы можем предложить, чтобы привить любовь ребенка к чтению. Надо проводить занятия родителей с детьми одновременно».

Что читают москвичи?

По исследованиям «Левада – Центра» 37% жителей Москвы не читают книг вообще, а читают только то, что раскладывается по почтовым ящикам – то есть то, чем они могут воспользоваться. Читают от случая к случаю 40%, постоянно читают – 23% опрошенных, 4% имеют домашние библиотеки. Таковы результаты опроса, проведенного «Левада-Центром». О них сообщила заведующая отделом координации и развития публичных библиотек Центральной универсальной научной библиотеки им. Н.А.Некрасова Чувильская Оксана Александровна, непосредственно принимавшая участие в исследовании «Массовое чтение людей».

Исследования показывают, что из тех, кто постоянно читают, 24% увлекаются детективами, 18% - русскими триллерами и детективами, 5% - отечественной прозой, 4% - переводной прозой.

В библиотеки ходит 11% населения. 31% из тех, кто посещают библиотеки, это учащиеся и студенты. 32% никогда не записывались в библиотеки, им это не нужно, так как они могут позволить себе купить необходимые им книги.

Проблемы доступного чтения

Для того, чтобы сделать чтение в Москве доступным, необходимо решить территориальную проблему, так как наблюдается неравномерное размещение библиотек, считает Чувильская О.А. В Москве 434 публичные библиотеки, охватывающие 24% населения, - тех, кто в них записался. Оксана Александровна с сожалением сказала о том, что библиотеки не включены в планы застройки новых районов.

По ее мнению проблема, с которой сталкиваются библиотеки сегодня для продвижения чтения в обществе - слабая государственная поддержка библиотек. Статистика показывает, что достаточное количество библиотек по регионам закрывается за ненадобностью, так как это учреждения, которые не приносят доход – нет платных услуг.

«Межведомственная разобщенность, которая существует в библиотеках не только Москвы, но и России целиком, мешает реализации программ по продвижению книги тому населению, которое в ней нуждается, - говорит Чувильская О.А. - В первую очередь, это малоимущие, инвалиды, пенсионеры, которые не могут прийти в библиотеку, и которых мы должны обслуживать на дому».

Проблема детских библиотек

Проблему детских библиотек подняла Дудова Л. В. По ее словам, детские библиотеки, на которые опирается учитель литературы, очень плохо укомплектованы – поступления художественной литературы, которая должна способствовать формированию читателя в школе, сталкиваются с серьезными финансовыми затруднениями. «Учитель часто сталкивается с проблемой, когда ученик не имеет текста – его нет в библиотеке, а иметь домашнюю библиотеку нет возможности», - говорит она.

Детское молодежное чтение

О проекте движения «Молодая Россия читает» рассказала президент русской школьной библиотечной ассоциации, главный редактор журнала «Школьная библиотека» Жукова Татьяна Дмитриевна. По ее словам, инициаторами проекта выступили: Объединенный центр «Московский дом книги», Российская книжная палата», Русская школьная библиотечная ассоциация, Русская ассоциация чтения. Цель проекта – «организовать совместными усилиями новую волну творческих читателей XXI века».

По мнению Жуковой Т.Д., детское молодежное чтение – «важнейший залог жизнеспособности нации и ее будущего расцвета». Именно «в детстве надо искать ключи к проблемам, определяющим читательский статус страны».

«Наша задача научить ребенка читать правильно, понимать смысл прочитанного. Если до двенадцати лет не сделать это профессионально, то ребенок не будет креативной творческой личностью», - говорит Татьяна Дмитриевна.

Чтение – дело государственное

«Чтение – дело государственное», - считает доцент кафедры периодической печати, директор научно- исследовательского Центра чтения государственного университета печати г. Москвы Баханов Евгений Андреевич.

«Дети и подростки в силу своего возраста не могут ответственно относиться к формированию своих взглядов по отношению к будущей нравственной жизни. Печатное слово было и остается главным учителем и воспитателем детей. Власть обязана знать, что это за слово и как это слово зовется», - говорит он.

Баханов Е.А. вынес на обсуждение предложение. По его мнению, «любая акция в поддержку чтения должна проходить под девизом «Читающие дети – читающая Россия».

Позиция издателя детской литературы

Позицию издателя литературы для детей изложила главный редактор издательства «Самокат» Балахонова Ирина Владимировна. Она считает, что «необходимо взять на себя ответственность и с долей ответственности издавать то, что можно дать в руки своим собственным детям».

Как говорят участники круглого стола, проблем детского чтения в России очень много. Сегодня почти треть жителей столицы не читает книг, что свидетельствует о значительном снижении уровня грамотности населения, потере интереса к литературе. Самыми уязвимыми в этой ситуации оказываются дети и подростки. Вырастая в семьях, где взрослые не читают книг, юные москвичи растут духовно и интеллектуально не развитыми, малограмотными. Участники, высказавшие свои наболевшие проблемы, пожелания и рекомендации надеются, что СМИ донесут эту информацию до общественности.

Юлия Цигун. Великая Эпоха
www.epochtimes.ru
Тема номера

№ 8 (482)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы