Эта дата связана с выходом указа царя Алексея Михайловича о строительстве первого русского военного корабля «Орёл». Россия – морская держава, а Санкт-Петербург является важным центром судостроения страны. В фонде библиотеки собраны уникальные материалы, фотографии и документы о развитии пароходства.
В этом году отмечается 210 лет с тех пор, когда в 1815 году в Петербурге на заводе промышленника Чарльза Берда был спущен на воду первый пароход «Елизавета», названный в честь императрицы. Это стало знаменательным событием. Первый свой рейс пароход «Елизавета» совершил в Кронштадт. О том, как это происходило, делится
воспоминаниями морской офицер Рикорд:
«…Я участвовал в сей любопытной поездке. 3 ноября в 6 ч 55 м утра судно отошло от пристани Бердова завода и поплыло вниз по Неве… Многократно мерили ход судна… Таковое парами движущееся судно появилось в первый раз на Кронштадтском рейде, на купеческую гавань привлечены были многие для любопытства зрители, перед которыми пароход делал теперь небольшие разъезды... На обратном пути поднялись волны и сильный ветер „дул против носа с правой стороны“, поэтому пароходу представился лучший случай „испытать его достоинства“. Обратно шли 5 ч. 22 мин.».В 1840-е годы его императорское величество Николай I уже регулярно ездил на пароходах в Кронштадт, о чем свидетельствует
список дней его поездок.
Дела Департамента полиции исполнительной МВД за 1851‒1852 годы ‒ это документ, который содержит проект правил для частных пассажирских пароходов, курсировавших между столицей и её окрестностями. Особое внимание уделяется безопасности пассажиров. Управление Санкт-Петербургского военного генерал-губернатора в письме министру внутренних дел предлагает на каждом пароходе «иметь книгу для записывания жалоб». При этом «каждый предъявляющий жалобу, должен объяснить своё звание и место жительства», а претензия со стороны пассажира считалась объективной только при наличии двух свидетелей.
Огромный потенциал в коммерческом использовании пароходов был очевиден. Развитие пароходства давало возможность покорять большие моря. И в 1856 году появилась российская судоходная компания «Русское общество пароходства и торговли», которая ставила целью возобновление грузопассажирских перевозок между портами Чёрного, Азовского и Средиземного морей, а также расширение внешней торговли южного края России.
В альбоме-проспекте
«Новые пароходы Русского общества пароходства и торговли» (1913) размещены фото пароходов XX века, их внутренних интерьеров и узнать о преимуществах использования этого вида морского транспорта. В альбоме-проспекте говорится: «Человек завоевал воздух, появились дирижабли и аэропланы, появились гиганты-дредноуты (военный корабль начала XX века. ‒ Прим. ред.), появились коммерческие пароходы с таким тоннажем, которые превосходят даже военные судна; эти плавучие города стали обставляться, кроме последнего слова техники и новейших усовершенствований, ещё и безумной роскошью…»
В ответ на «требования времени» Русское общество пароходства и торговли построило в Англии четыре парохода. Их назвали в честь русских императоров: «Император Пётр Великий», «Императрица Екатерина II», «Император Николай I», «Император Александр III». Они были первыми по своей величине – «свыше 10 000 тонн каждый», имели самое современное оборудование, роскошные помещения для пассажиров, причём не были забыты и те, кто перемещался в третьем классе. Все пароходы были оборудованы «новейшими вентилирующими, дезинфицирующими и сохраняющими груз приспособлениями». Пароходы ходили в порты Черного и Средиземного морей: совершали прямые рейсы «между Одессой и Александрией, через Константинополь, Пирей и Смирну, с выходом из Одессы по четвергам, согласуя своё отправление и прибытие с расписанием одесских поездов».
В электронных читальных залах библиотеки представлен интересный документ 1913 года –
Письмо и телеграмма Михаила Геймана председателю правления Русского общества пароходства и торговли Анатолию Евграфовичу Молчанову о спуске парохода «Император Пётр Великий» (с приложением его фотографии). Также в фонде доступно изображение
парохода «Императрица Екатерина II» и его интерьеров.
Больше интересных материалов о развитии кораблестроения в России можно найти на
портале Президентской библиотеки, в коллекции
«Пётр I (1672–1725)», в разделе
«Флот».