19 августа на площадке второго этажа Нового здания (Московский пр., 165, корп. 2) откроется выставка «Когда мне плохо, я работаю… К 100-летию со дня рождения Аркадия Натановича Стругацкого». Юбилей знаменитого писателя, сценариста и переводчика отмечается 28 августа.
Братья Аркадий Натанович (1925-1991) и Борис Натанович (1933-2012) Стругацкие занимают особое место в истории отечественной литературы. Созданные признанными классиками научной и социальной фантастики миры до сих пор завораживают читателя.
Натан (Нота) Залманович Стругацкий.Выставка состоит из 4-х разделов и вводной части, посвященной отцу писателей. Натан (Нота) Залманович Стругацкий в 1937-1941 годах работал в Ленинградской публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина (ныне — Российская национальная библиотека): был главным библиотекарем и заведующим отдела эстампов; опубликовал ряд работ по советской графике, плакатам, иллюстрациям к литературной классике. В октябре — декабре 1941 года служил добровольцем истребительного батальона в осажденном Ленинграде. 29 января 1942 года Натан Залманович со старшим сыном Аркадием выехал в Мелекесс сопровождать эвакуируемые фонды Публичной библиотеки, но, не доехав, скончался в Вологде. Позже сын Борис вспоминал: «Мне кажется, я запомнил минуту расставания: большой отец, в гимнастерке и с черной бородой. за спиной его, смутной тенью, Аркадий и последние слова: „Передай маме, что ждать мы не могли…“ Или что-то в этом роде. Они уехали, оставив нам свои продовольственные карточки на февраль (40 граммов хлеба, 150 „граммов жиров“ до 200 „граммов сахара и кондитерских изделий). Эти граммы, без всякого сомнения, спасли нам с мамой жизнь, потому что февраль 1942-го был самым страшным, самым смертоносным месяцем блокады. Они уехали и исчезли, как нам казалось тогда, — навсегда. В ответ на отчаянные письма и запросы, которые мама слала в Мелекесс, в апреле 1942-го пришла одна-единственная телеграмма, беспощадная, как война: „НАТАН СТРУГАЦКИЙ МЕЛЕКЕСС НЕ ПРИБЫЛ“. Это означало смерть». На выставке будут представлены материалы касательно личности Н.З. Стругацкого, хранящиеся в Отделе архивных документов. А также, ряд его трудов: путеводитель по выставке политического плаката и массовой культуры «У НАС и У НИХ» (Л, 1938), «Александр Самохвалов» (Л, М, 1933), «Советский плакат эпохи гражданской войны» (в соавторстве с Б.С. Бутник-Сиверским; Л, 1941), Указатель портретов М.Е. Салтыкова-Щедрина и иллюстраций к его произведениям (Л, 1939).
В разделах экспозиции будут продемонстрированы сочинения братьев разных лет. Это ранние произведения Аркадия: рассказ «Как погиб Канг» — первое сохранившееся произведение автора, выставленное в виде переиздания (Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Дни Кракена. – М, 2017). Сам же рассказ был записан черной тушью в самодельную тетрадочку в четырнадцать листов, снабжен иллюстрациями автора. Повесть «Пепел Бикини», написанная Аркадием в соавторстве со своим армейским товарищем Львом Петровым (Петров Л.С., Стругацкий А. Н. Пепел Бикини. - М, 1958). Рассказ «Песчаная горячка» (Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Дни Кракена. – М, 2021) — первый опыт совместной работы Аркадия и Бориса. Также будут представлены переизданные дневники, рабочие записи и записные книжки, переписка братьев разных лет, а также произведения первых лет соавторства братьев: «Спонтанный рефлекс», «Человек из Пасифиды», «Шесть спичек», «Забытый эксперимент», «Путь на Амальтею» и прочие.
Часть выставки будет посвящена произведениям цикла «Мир Полудня», создававшимся в период с 1960 по 1984 годы. Повести цикла — это дорога к утопии, где есть место бесконечности познания, творческому труду, самореализации личности, радости открытия и гордости за род человеческий. Герои цикла — необычайно обаятельные и амбициозные физики и лирики, настоящие шестидесятники, способные спасти «иные» человеческие миры. Будет представлена самая популярная повесть Стругацких — «Понедельник начинается в субботу», в которой сплелись сатирические и фольклорные элементы. В этом году произведению исполняется 60 лет с момента первой книжной публикации в издательстве «Детская литература». Будет представлена малоизвестная повесть «Сказка о тройке» (журнал «Смена» №№ 11-14, 1987), — это своего рода продолжение «Понедельника», написанное в 1967 году, но 20 лет не публиковавшееся.
Вниманию посетителей выставки также предстанут «Пикник на обочине» и «Град Обреченный», а также, не столь известная, но очень глубокая по философскому наполнению повесть «За миллиард лет до конца света», цитата из которой дала название выставке. Утонченный, работающий в доме в костюме и галстуке математик Филипп Вечеровский произносит следующее: «Когда мне плохо, я работаю. Когда у меня неприятности, когда у меня хандра, когда мне скучно жить, — я сажусь работать. Наверное, существуют другие рецепты, но я их не знаю. Или они мне не помогают. Хочешь моего совета — пожалуйста: садись работать. Слава богу, таким людям, как мы с тобой, для работы ничего не нужно кроме бумаги и карандаша…».
Большую часть экспозиции составят журнальные подборки с произведениями Стругацких. Это журналы «Знание-сила» («За миллиард лет до конца света» 1976-1977, «Жук в муравейнике» 1979-1980, «Волны гасят ветер» 1985-1986, «Град Обреченный» 1987-1988) и «Аврора» («Малыш» 1971, «Пикник на обочине» 1972), поддерживающие соавторов в самые разные времена. Журналы «Нева» («Обитаемый остров» 1969, «Пикник на обочине» 1972), «Смена» («Сказка о Тройке» 1987, «Улитка на склоне» 1988), «Юность» («Пепел Бикини» 1957) и другие.
Тема работы, тема человека дела рефреном скользит через все творчество Стругацких. Братья сочинили мир, в котором хотелось бы жить им самим, где интереснее всего — работать. Где на вопрос, интересная ли работа, отвечают: а разве бывает неинтересная работа? Где человек по определению прав, если он добр, и выбирает из всех возможных решений самое доброе. Мир, где терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно. Мир, в котором, когда плохо, брались за работу.
Выставка будет открыта до 1 октября.
Вход по читательскому билету в часы работы библиотеки.