|
Клара у Карла украла... идею
Популярность Гарри Поттера породила множество высокодоходных клонов
Сначала юный маг был один - Гарри Поттер. В январе 2000 г., когда на прилавках российских книжных магазинов появилась первая книга Джоан К. Роулинг о Гарри Поттере, ее никто не хотел покупать, и трудно было предположить, что проект станет лауреатом конкурса «Книга года» в номинации «Бестселлер». Не менее трудно было представить, что за столь же короткое время тема чародейства и волшебства займет такое заметное место в детской и подростковой литературе, в издательском и не только издательском бизнесе.
Успех четырех книг Дж. К. Роулинг в России, где они разошлись тиражом более 3,5 млн экз., подвиг издательство «Росмэн» на продолжение «волшебной» эпопеи. Причем сразу по двум направлениям.
Направление номер один связано с изданием бумажно-беловой и канцелярской продукции с использованием брэнда «Гарри Поттер и философский камень». Проект был запущен весной 2002 г., и в преддверии нового учебного года рюкзаки, пеналы, ручки, альбомы и тетради с изображением юного мага буквально сметали с прилавков. Особый успех снискали школьные дневники: их обладателем стал каждый пятый российский школьник, хотя они стоят в полтора раза дороже аналогов. «За брэнд были уплачены большие деньги, - отмечает редактор проекта Татьяна Успенская, - и, естественно, это отразилось на оптовой цене». Тем не менее проект окупился менее чем за полтора месяца, и теперь на подходе новая коллекция - «Гарри Поттер и тайная комната».
Параллельно развивается и чисто книжное направление. В ближайшее время читателям будет представлена новая серия «Росмэна» «Волшебство продолжается», куда войдут произведения зарубежных авторов, написанные до, после или одновременно с книгами Джоан Роулинг. «Эти книги являются бестселлерами на Западе, - говорит Успенская. - В России же они пока совершенно неизвестны, и, чтобы привлечь внимание читателя, внешне серия будет иметь сходство с книгами о Гарри Поттере».
Наша Таня
К одной из книг внимание читателя уже привлекли. Появление «Тани Гроттер и магического контрабаса» сопровождалось изрядным шумом. Которого, однако, могло и не быть, если бы «ЭКСМО», выпустившее книгу, не разослало пресс-тираж по всем СМИ. Издательство позиционирует книгу как «наш ответ Гарри Поттеру» - именно эта надпись украшает соответствующий рекламный плакат. По заказу издательства книгу написал Дмитрий Емец, автор многочисленных повестей и сказок для детей и подростков. Проект, естественно, вызвал негативную реакцию «Росмэна», представители которого заявили, что юристы агентства Джоан Роулинг изучают проблему на предмет нарушения авторских прав. Тем временем 40-тысячный тираж «Тани» расходится неплохо, обсуждается допечатка первой книги и на подходе еще две: «Таня Гроттер и исчезающий этаж» и «Таня Гроттер и золотая пиявка».
Придумать нового Гарри Поттера и не нарушить прав старого -
непростое дело. Но у многих издателей это получается
Еще один ученик магов
В отличие от «Тани» появившийся еще раньше проект издательства «Эгмонт» развивается, не привлекая широкого внимания общественности. Весной этого года вышли целых шесть книг в серии «Школа волшебников» (авторы Дебра Дойл и Джеймс Д. Макдоналд). Так же, как Таня и Гарри, главный герой книги - юный Рэндал - посещает школу волшебников и живет под обложкой, оформленной в стиле двух упомянутых проектов. Правда, мальчик не является нашим современником (действие происходит во времена Средневековья) и ни на чем не летает: ни на метле, ни на контрабасе, ни на каком другом пылесосе.
Директор по маркетингу издательства «Эгмонт» Екатерина Власова говорит, что на Западе книги появились практически одновременно с «Гарри Поттером» и стали популярны благодаря ему. «Идея появления волшебных сказок для подростков носилась в воздухе. Если бы она не интересовала большинство людей, не появился бы и сам Гарри», - полагает она. Успех серии в России пока достаточно скромный: книги вышли 10-тысячным тиражом, но продаются лучше других проектов издательства.
Кстати, в «Эгмонте» издана очень любопытная «Настольная книга волшебника» - практическое руководство по изготовлению костюмов и прочей атрибутики для магов и чародеев, а также «волшебных» блюд вроде «крылышек летучих мышей» (которые, впрочем, можно заменить цыплячьими). Стоит книжка 120 руб. - дороговато, но я ребенку купила. В школе празднуется Хэллоуин, пусть черпает идеи насчет маскарадного одеяния.
Метла выдержит троих
Не остались в стороне и производители настольных игр. На ХV Московской международной книжной ярмарке покупатели замирали перед огромными рекламными плакатами компании «ИгриКо», представлявшей игру «Школа юных магов». Контуры старого замка, совы и, конечно, полет на метле. «Опять Гарри!» Приглядевшись, понимаешь, что обознался: из троих тинейджеров, оседлавших метлу, ни один не имеет портретного сходства с юным Поттером. Главный редактор «ИгриКо» Альберт Янкевич говорит, что идея создать игру, безусловно, навеяна мотивами книги Дж. К. Роулинг. И на самом деле она пришла в голову 11-летней дочери главного редактора, которая и начала мастерить макет, чтобы поиграть с подружками. А взрослые, ясное дело, тут как тут со своей коммерцией.
Задумав запустить игру в производство, компания пыталась договориться с «Росмэном» о совместной деятельности. Но тем проект показался неинтересным, своих хватает, а когда в «ИгриКо» узнали о том, сколько стоит лицензия от «Уорнер бразерс», за которой зарегистрирован брэнд «Гарри Поттер», неинтересно стало уже им самим. «Тем более что изначально мы находили брэнд слишком мрачным для детской игры. Антураж фильма напоминает костры инквизиции и «Молот ведьм», - говорит Альберт Янкевич.
Что касается претензий от владельцев брэнда, то Альберт Янкевич комментирует ситуацию так: «На выставке «Игры и игрушки», где впервые был представлен проект, представители «Уорнер бразерс» долго нарезали круги около нашего стенда, затем подошли и сказали примерно следующее: «Да, конечно, ребята, мы все понимаем, но сделать ничего не можем, придраться абсолютно не к чему».
Сама игра представляет симбиоз традиционной настольной игры (фишки, кубик) и элементов карточной стратегии. Посещая различные классы школы юных магов, игроки прикупают карты - карты заклинаний и карты персонажей (Люсинда Гаукс, Грегори Тумбс, Люциус Трой, Томас Луфт - никаких Поттеров и Гермион). В продаже «Школа юных магов» появится примерно через месяц. Хотя она является самым дорогим российским проектом в области настольных игр, производители рассчитывают, что первый пятитысячный тираж окупит затраты (ориентировочная оптовая цена - 180 руб.), а допечатки уже принесут прибыль.
Клоны Гарри Поттера радуют родителей: дети начали читать,
но огорчают владельцев сверхприбыльного брэнда
Учите китайский
Отношение среди книжной публики к «одноклассникам» Гарри неоднозначное. Одни полагают, что через интерес к волшебной сказке среди тинейджеров возродится интерес к чтению: «Возможно, их следующей книгой станет «Понедельник начинается в субботу», и это само по себе неплохо». И в самом деле, трудно подобрать лучшее место для трудоустройства подросших волшебников, чем НИИ чародейства и волшебства.
С другой стороны, издательство «Росмэн» выражает озабоченность, что проект может быть «размыт» из-за появившихся вариаций и подражаний, так что читатель и не поймет, где настоящий Поттер, а где - нет. Например, в Китае это уже непонятно. Альтернативный Гарри (владеющий восточными единоборствами, разумеется) там уже появлялся в прошлые годы, а не так давно в Поднебесной увидела свет книга «Гарри Поттер и леопард идут к дракону», сообщает «Таймс». Понятно, что Джоан К. Роулинг на самом деле ничего подобного не писала.
По словам Татьяны Успенской, сюрприз читателям готовит харьковское издательство «Фолио», с которым заключил контракт на издание нескольких книг некто Василий Захарович Кузьменко. Вся прелесть в том, что г-н Кузьменко официально изменил имя героя на Гарри Зах Поттер. Что будет в книгах - бог весть, но то, что слова «Гарри» и «Поттер» напишут на обложке крупными буквами, сомнений у «Росмэна» не вызывает.
Ольга КОСТЮКОВА, olgak@chronicle.ru
|
|