Профессиональная компетентность представляет собой фундаментальный критерий, позволяющий объективно оценить уровень квалификации специалиста. Она не только выступает в качестве конечной цели и результата профессионального образования, но и является неотъемлемым условием для достижения высоких показателей эффективности в трудовой деятельности.
Компетентность, в её классическом понимании, представляет собой совокупность специализированных знаний и навыков, позволяющих индивиду осуществлять экспертную оценку и анализ определённых явлений или процессов. В контексте методической деятельности, понятие компетентности приобретает более узконаправленный характер и включает в себя совокупность требований к профессиональным и личностным качествам сотрудников, или конкретной группы работников, выполняющих специфические функции.
Формирование и развитие профессиональной компетентности методиста является многоэтапным и многоуровневым процессом, включающим в себя как формальное, так и неформальное образование. В рамках формального образования профессиональная компетентность формируется через получение высшего образования, профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Неформальное образование включает в себя участие в профессиональных сообществах, стажировки, участие в конференциях и семинарах, а также самостоятельное изучение профессиональной литературы и новейших достижений в своей области.
Таким образом, компетенция методиста представляет собой комплексный феномен, включающий в себя как профессиональные знания и умения, так и личностные характеристики, необходимые для эффективного выполнения профессиональных обязанностей.
В свете введения профессионального стандарта1, регулирующего требования к профессиональным знаниям, умениям и навыкам специалистов в области библиотечного дела, возникла необходимость проведения исследования среди библиотекарей-методистов.
Исследование позволило провести комплексную оценку текущего уровня квалификации и профессиональных компетенций сотрудников методических служб межпоселенческих библиотек и определить стратегические направления для дальнейшего развития и повышения эффективности их деятельности. Это важный шаг на пути к совершенствованию системы методической поддержки и повышению её качества на территории Краснодарского края, который в свою очередь, позволит адаптировать деятельность краевой библиотеки как методического центра к современным требованиям и вызовам профессионального сообщества.
Респондентам был предложен структурированный перечень трудовых действий, указанных в профстандарте для библиотечно-методической работы, что позволило им провести объективный самоанализ. В процессе самооценки они могли выделить те аспекты своей квалификации, которые развиты на высоком уровне, а также определить области, требующие дополнительного совершенствования. Этот методологический подход способствует выявлению как сильных, так и слабых сторон профессиональной компетентности респондентов, что является важным этапом в процессе профессионального саморазвития.
Альберт Зиновьевич Позин, главный методист научно-методического отдела Краснодарской краевой универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина.