Спилс-карта

Искусство, которое объединяет

Одним из важнейших направлений деятельности современной библиотеки выступает поиск новых возможностей, которые позволят сделать интеллектуальный досуг посетителей разнообразнее и увлекательнее. Центральная городская библиотека им. А. М. Горького города Красноярска не исключение.
При подготовке событий, ориентированных на молодёжную аудиторию, которая хорошо знакома с современными тенденциями в культуре, мы заметили, что молодёжь предъявляет особые требования к содержанию и актуальности формата мероприятия, что наибольшим спросом пользуются интерактивные формы: квесты, квизы, перформансы, а внедрение игрового элемента в традиционные мероприятия придает им большую привлекательность и эффективность.
В поиске возможностей для расширения интерактивной составляющей наших мероприятий мы обратили внимание на федеральную просветительскую программу «Знаю Россию — служу Отечеству». Программа ставит целью воспитание патриотизма и формирование общероссийской гражданской идентичности на основе игровых интерактивных методик изучения географии, истории и культуры страны1. Её организатором и разработчиком выступает Некоммерческое партнёрство содействия развитию межрегионального сотрудничества «Единство регионов», которое работает под руководством общественного деятеля Евгения Владимировича Тюрикова. Механизмом для достижения целей просветительской программы стали спилс-карты, которые производит эта организация. Они представляют собой пазлы, состоящие из магнитных элементов, выполненных в форме единиц административно-территориального деления России или отдельных субъектов страны.
Само слово «спилс», согласно задумке создателя карт, художника-концептуалиста Евгения Тюрикова, — отсылка к имени Джона Спилсбери (1739–1769), британского картографа и гравёра, который считается изобретателем головоломок-пазлов. В 60-е XVIII в. Джон Спилсбери изобрёл первый пазл, который был сильно похож на предмет нашего разговора: он прикрепил карту мира к полотну из дерева и вырезал государства по их границам2. Таким образом, «спилс-карты» восходят корнями к давней традиции и являются современной улучшенной итерацией самой первой головоломки-пазла.
Евгений Тюриков позиционирует спилс-карты как интерактивный арт-объект. Они имеют лаконичный дизайн. В стандартном оформлении это белая доска с фрагментами из дерева. Дополнительными элементами могут стать логотип библиотеки, проекта и название карты. Базовый вариант подойдёт для библиотек, в интерьере которых доминируют светло-серые и белые тона. Доступны и другие варианты, например, с преобладанием древесных тонов. Благодаря магнитам, которые встроены в деревянные детали, спилс-карты удобно собирать. Это позволяет применять их при организации мероприятий разных форматов, проходящих в помещении и на открытом пространстве.

Сергей Александрович Тиглев, библиотекарь организационно-методического отдела Центральной городской библиотеки им. А. М. Горького МАУ «ЦБС им. Горького,
г. Красноярск

1 SPILS.ART. Креативный кластер [сайт]. — Режим доступа: https://spils.art/knowrussia/
2 Фёдоров Н. История настольных игр: пазлы / Вокруг света [сайт] — Режим дсотупа: https://www.vokrugsveta.ru/article/242857