У истоков высшей библиотечной школы Прикамья

Из воспоминаний декана библиотечного факультета ПГИК

После окончания в 1976 г. аспирантуры МГИК на кафедре библиографии я по распределению Министерства культуры РСФСР была направлена в Пермь во вновь открытый в 1975 г. Институт культуры.
В институте культуры я оказалась на кафедре библиотековедения, которую в течение десяти лет (1975–1986) возглавляла Кира Леонардовна Воронько, специалист в области организации библиотечных фондов и каталогов. Коренная ленинградка, блокадница, она преподавала в Ленинградском библиотечном техникуме. Приехав в Пермь, она много сделала для становления кафедры и библиотечного факультета.
В течение двух лет в институте существовал один факультет с единым деканом. С 1 сентября 1977 г. библиотечный факультет начинает функционировать как самостоятельное структурное подразделение. Открытие второго учебного корпуса позволило полностью организовать учебный процесс на его базе. Появились поточные и групповые аудитории, специализированные кабинеты библиотековедения и библиографии, иностранных языков, технических средств, филиал вузовской библиотеки с большим читальным залом.
На факультете появляется вторая выпускающая кафедра библиографоведения. Состав этой кафедры был обеспечен выпускниками аспирантур ЛГИК и МГИК (А. И. Исаченкова,
И. В. Бабченко, М. А. Гробова, М. Х. Касаткина, Н. С. Кукарев, Г. С. Ганзикова, К. П. Чуприн, Н. В. Сторожева). Кафедра библиотековедения была укомплектована специалистами-практиками, работавшими в крупных библиотеках Перми (Л. А. Унегова, В. В. Чернышева, Т. Я. Анисимова, Н. Ф. Аверина, Т. Н. Иванова, Л. А. Липовецкая). Некоторые из них заочно окончили столичные аспирантуры, защитили кандидатские диссертации Кафедра информатики и технических средств вошла в состав библиотечного факультета только в 1993 г. и была переименована в кафедру информационных и библиотечных технологий, которую возглавил доцент В. Н. Лощилов. Завершающим этапом в формировании материальной базы факультета стала на тот период передача институту второго корпуса нового общежития, что позволяло обеспечить жильём на период учебы всех нуждающихся иногородних студентов. В 1980 г. мне предложили возглавить библиотечный факультет. Это стало для меня неожиданностью: мне был 31 год, опыта педагогической работы насчитывалось два года плюс небольшая практика во время аспирантуры. За предыдущие пару лет я успела выйти замуж, подготовить диссертацию к защите, родить дочь, защититься, получить диплом кандидата педагогических наук, приступить к работе в должности старшего преподавателя кафедры библиографоведения.
Администрация института предоставила моей семье двухкомнатную квартиру. Предстояло начать новый этап своей трудовой деятельности. Активная общественная работа в студенческие и аспирантские годы дала некоторый опыт управленческого характера. Но опыт пришёл не сразу. Преодолеть все сложности того периода, видимо, позволял молодой возраст, практический опыт преподавательской деятельности и огромное желание сделать факультет лучшим. На должность декана факультета я переизбиралась ещё три раза.
На начальном этапе факультет состоял из студентов дневного обучения. Заочное отделение было самостоятельным подразделением. По мере роста числа заочников администрация института приняла решение об объединении дневного и заочного отделений в рамках библиотечной специальности. Это позволяло контролировать выполнение учебных планов, формировать расписание учебных сессий, распределять учебную нагрузку преподавателей выпускающих кафедр, регулировать процесс подготовки и защиты контрольных и курсовых работ, вести методический контроль. Большую помощь в организации учебного процесса оказывали методисты факультета — кураторы дневного отделения Н. Т. Буткова и заочного — Т. Г. Болонина. Это были профессионалы своего дела, ответственные и внимательные к проблемам каждого студента, за что им были искренне благодарны и педагоги, и студенты.
В те годы библиотечные учреждения Западного Урала испытывали острую потребность в библиотекарях-библиографах высшей квалификации. Кадровый состав библиотек пополнялся за счёт выпускников Пермского, Кировского, Ижевского, Сыктывкарского культурно-просветительных училищ. Библиотекарей с высшим профессиональным образованием в Прикамье к открытию ПГИК насчитывалось около 6,5%. Это были в основном выпускники библиотечных факультетов МГИК, ЛГИК, а с 1973 г. — Челябинского института культуры. Перед институтом стояла задача подготовить для библиотечных учреждений своего региона квалифицированных специалистов и активизировать исследовательскую работу библиотек по разным направлениям библиотечно-информационной деятельности.
В первые годы набор на библиотечную специальность осуществлялся в пределах 120 человек (три группы на дневное обучение, две — на заочное). Впоследствии контингент приема расширился до 150–170 человек и составлял по факультету в целом от 500 до 650 человек.

Ирина Валентиновна Бабченко, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный работник культуры РФ, г. Пермь