Чтение — вот лучшее учение

Что такое читательская грамотность?

В эпоху бурно развивающихся информационных технологий книга остаётся и источником знаний, и духовным наставником, и собеседником как для взрослого читателя, так и для ребёнка.
Однако под влиянием современной медиакультуры меняется статус чтения, круг чтения, способы восприятия печатного текста, мотивация обращения к книге. Это позволяет говорить о «недетских проблемах детского чтения», о смене модели чтения. Опыт работы со школьниками позволяет констатировать, что современные дети стали читать по-другому, читать другие книги. В круге интересов младшего школьника всё большее место занимают детективы, комиксы, развлекательная литература. Чаще обучающиеся обращаются в библиотеку за поиском учебной информации, и лишь один из четырёх запросов — поиск литературы «для души».
Современным школьникам свойственно клиповое (или мозаичное) мышление, требующее постоянной смены декораций, ярких образов, оценки событий не с рациональной, а с эмоциональной позиции (нравится/не нравится), что затрудняет освоение многостраничного печатного текста1. Всё больше времени в детском досуге занимают игра на компьютере, просмотр телепередач, уходит в прошлое традиция семейного чтения, школьнику не стыдно признаться в том, что он не любит читать. В результате этих процессов выявились проблемы: падение грамотности, огрубление речи, снижение общего культурного уровня.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность2. Это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

Ирина Олеговна Барулина, заведующая школьной библиотекой, ГБОУ СШ №191 с углублённым изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Елена Николаевна Герасимова, учитель начальных классов
Мария Александровна Ершова, учитель начальных классов

1 Старченкова Екатерина Клиповое мышление современных школьников: почему это преимущество? // Repit: медиа для учителей и репетиторов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://repit.online/blog/post/klipovoe-myshlenie-sovremennyh-shkolnikov-pochemu-eto-preimushhestvo.html
2 Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / [Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.]; под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. — С. 15.