Библиотечное образование в Канаде

Записки выпускника

В российском библиотечном образовании последние политические события, анонсированный отход от Болонской системы, дополнительно проблематизируют поиск новых траекторий его совершенствования, понимания актуальных ориентиров в развитии. Предлагаемый материал направлен на раскрытие ряда значимых особенностей в подготовке библиотечных кадров в Канаде.
История библиотечного образования в Канаде началась в 1904 г. в университете МакГилл (Монреаль) в форме специальных летних курсов, которые к 1927 г. постепенно трансформировались в дипломную программу, аккредитованную Американской Библиотечной Ассоциацией. В 1930 г. в стране была стандартизирована первая одногодичная учебная программа бакалавра Библиотековедения (Bachelor of Library Science — BLS), для получения которой необходимо было иметь степень бакалавра из других областей. Затем, в 1956 г. была введена диссертационная программа магистра Библиотековедения, которая в свою очередь к 1965 г. трансформировалась в классическую двухгодичную (без диссертационную) магистратуру по библиотечному делу Master of Library Science (MLS). В 1991 г. по этой дисциплине началась подготовка специалистов уровня PhD. В начале 2000-х в рамках данной магистерской степени стали выделяться различные специализации помимо собственно библиотечных1.
Всего в настоящее время в Канаде восемь университетов предлагают магистерские библиотечные программы. Данные программы отвечают общим требованиям Американской Библиотечной Ассоциации (American Library Association — ALA), аккредитованы ей, но при этом не являются стандартизированными на 100%. Безусловно стоить упомянуть и о такой организации, как Канадская Федерация Библиотечных Ассоциаций (Canadian Federation of Library Associations — CFLA), которая заменила Канадскую Библиотечную ассоциацию (Canadian Library Association) в 2016 г., и является важным регулятором и переговорной площадкой для развития библиотечного образования.
В университете Торонто, занимающем в 2024 г. 21-е место в мире, по версии рейтинга “Times Higher Education”, и, соответственно, первое среди канадских вузов (о котором в качестве примера пойдёт речь в данной статье)2, библиотечный факультет (Library School) был открыт в 1928 году. В течение
XX века развитие данного факультета в целом следовало в русле основных вышеописанных тенденций. Однако, в 2005г. библиотечный факультет был в духе последних трендов переформатирован в iSchool (Information School), что подразумевает глубокие междисциплинарные связи традиционных гуманитарных дисциплин включая библиотечные с современными информационно-технологическими, и стал официально называться Факультет Информации (Faculty of Information).

Павел Геннадьевич Данзанов, кандидат соц. наук, доцент, библиотекарь-специалист
Toronto Reference Library

1 Land B. A History of Education for Library and Information Studies In Canada [Электронный ресурс]. — С. 2. — Режим доступа: https://www.exlibris.ca/lib/exe/fetch.php?media=wiki:newsletters:elan_special_summer_2004.pdf
2 University of Toronto [Электронный ресурс] // Times Higher Education Ratings. — Режим доступа: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/university-toronto