Полезный аксессуар
Средневековая одежда была лишена карманов. Все ценные и личные вещи, которые должны были находиться при себе, располагали на поясе или ремне.
Поясная книга представляла собой собственно книгу, переплёт которой с одной стороны оставался свободным, формируя длинный конусообразный хвост — «капюшон» с крупным узлом на конце. Узел служил для крепления книги на поясе.
Поясные переплёты Готической эпохи изготавливались из одной детали: «капюшон» был интегрирован в переплёт. В эпоху Ренессанса они уже состояли из двух частей: обычный переплёт и кожаная или бархатная «рубашка», которая его покрывала сверху. Книга располагалась головкой блока вниз и корешком вперед, чтобы можно было одним движением раскрыть её и читать. В то время книги были рукописными и для них использовался пергамент, изготовленный из овечьих шкур.
Поясные книги в Средние века носили в основном европейские монахи, священнослужители и аристократы. Зачастую такие книги выступали в роли аксессуара роскошного европейского наряда XIII–XIV веков. Интересно, что поясные книги зачастую становились модным аксессуаром женской одежды, так как именно в период их наибольшего распространения были в моде широкие пояса на талии. В какой-то момент в дополнение к своим утилитарным функциям они стали служить ещё и для демонстрацией статуса, причём не только из-за ценности самой книги, но и потому, что указывали на грамотность её владельца. Встречались и богато оформленные тома, в том числе с инкрустацией драгоценными камнями и металлами. Распространены эти книги были на сравнительно небольшой территории — от Нидерландов до долины Верхнего Рейна.
В большинстве случаев поясные книги были религиозного содержания: молитвенники, часословы и т. д. Одним из наиболее популярных текстов для поясных книг является “Boethius’s Consolation of Philosophy”. Тем не менее существовали и другие тематики книг: юридическая, научная, политическая, схоластическая, историческая.
Среди поясных книг, дошедших до нас в целости, двадцать три содержат текст, имевший религиозный характер, и четыре — юридический. Исследователи обнаружили, что книги в поясных переплётах часто использовались торговцами или студентами для ведения записей. Одна из книг, хранящаяся в Копенгагене, принадлежала выездному судье.
Самое древнее изображение поясной книги находится в рукописи “Hortus Deliciarum”, которая представляет из себя что-то вроде иллюстрированной средневековой энциклопедии. Она была составлена в 1158 г. монахиней и аббатиссой Ландсберг.
К середине XVI в. изготовление переплётов поясных книг было прекращено, однако следуя традициям, художники продолжали их изображать в своих произведениях. Существует более восьмисот художественных изображений поясных книг — на фресках, книжных миниатюрах, живописных полотнах, скульптурах или надгробных камнях. Чаще всего это портреты известных личностей, например, святых христианской религии. В большинстве случаев, книга находится на переднем плане — как аксессуар, характеризующий человека, которому он принадлежит.
В XIV в. начали активно использовать льняную бумагу, которая была менее дорогостоящей, чем пергамент, а к концу XV в. появление типографий уже позволило тиражировать книги. Спрос на поясные книги стал постепенно уменьшаться и прекратился.
Только начиная с 1990 г. исследователи серьёзно заинтересовались этим видом переплёта. Поясные книги очень редки, и на то есть причины. Исследователи считают, что только 5% средневековых книг дошли до нас в своём первоначальном состоянии. Большое их количество было утеряно или уничтожено из-за утраты актуальности, многие из них прошли процедуру замены переплета на более современный и т. д. Другая причина специфична именно для этого типа переплёта: когда библиотекари периода Ренессанса стали хранить книги на полках вертикально, они полностью или частично уничтожили «капюшоны», которые и являются отличительной чертой поясных книг.
Сегодня в Сети можно найти немало образцов реконструированных поясных книг, однако область их применения крайне узка.

